Структурно
МИС состоит из четырех
основных блоков.
- Система внутренней информации
— система сбора и обработки текущих данных о состоянии маркетинговой среды, получаемая из внутрифирменных источников (внутренние документы, отчеты, базы данных, идеи и предложения персонала компании и пр.).
- Система маркетинговой разведки
— система сбора и обработки текущих данных о состоянии внешней среды, получаемая из внешних источников (отслеживание текущих публикаций в СМИ, наблюдения за действиями конкурентов, отслеживание рекламы, посещение отраслевых выставок и пр.).
- Система маркетинговых исследований
— систематические и целенаправленные исследования рынка для решения конкретных задач, стоящих перед фирмой.
- Система маркетингового анализа
— обработка, сравнение и анализ полученных маркетинговых данных, адаптация маркетинговой информации к нуждам соответствующих подразделений менеджмента фирмы.
Для
ocyщecтвлeния cбopa мapкeтингoвoй инфopмaции
компания дoлжнa pacпoлaгaть cooтвeтcтвyющими
pecypcaми:
- cпeциaлиcтами, oблaдaющими квaлификaциeй в oблacти cбopa, oбpaбoтки и aнaлизa инфopмaции;
- мeтoдичecким oбecпeчeниeм пpиeмoв paбoты c инфopмaциeй, тaк кaк мeтoды cбopa и oбpaбoтки инфopмaции cyщecтвeнным oбpaзoм влияют нa ee кaчecтвo;
- oбopyдoвaниeм (вычиcлитeльной тexникой, тeлeфoном и пpoчей opгтexникой, пpoгpaммным oбecпeчeниeм, пpибopами, пoзвoляющими peгиcтpиpoвaть инфopмaцию в xoдe иccлeдoвaния).
В
небольших компаниях технологии
получения информации разрабатывает,
как правило, отдел маркетинга, а
формы представления данных определяет
руководство. Используемая программная
среда — MS Excel и MS Access. В средних и крупных
компаниях целесообразно использовать
программные продукты. Существующее в
настоящее время на российском рынке ПО
для МИС можно разделить на три группы.
- Программы класса CRM
(Custom relationship management), ориентированные на нужды корпоративных служб продаж (клиент менеджеров). Наиболее известные из них — «Sales Expert» и «Клиент Коммуникатор».
- Программное обеспечение «для маркетологов»
(«Касатка», «Бэст-маркетинг», «Marketing Expert», «Маркетинг-Микс») с дополнительными модулями («Marketing Geo», «Marketing Analytic»).
- Программа «1С»
, которая за счет достаточно гибкой структуры и встроенного языка программирования позволяет заносить дополнительные данные и создавать дополнительные отчеты.
На
практике при построении МИС, особенно
для крупного предприятия, невозможно
выбрать единый интегрированный
программный продукт, который бы
был способен закрыть весь спектр
задач, решаемых в маркетинговых
информационных системах. Поэтому основная
цель при внедрении ПО МИС состоит
в том, чтобы оно работало не изолированно
в рамках решения своих задач,
а обеспечивало беспрепятственную
циркуляцию информации между всеми
подразделениями компании, находящимися
на передовом рубеже ее деятельности:
отделом продаж, отделом маркетинга,
руководством.
Высшее
образование в МИЭМП по специальности
«Бухгалтерский
учет, анализ и аудит» дистанционно: 10900 руб. в семестр
Вопросы для самопроверки
- Для чего нужна МИС на предприятии?
- Сформулируйте свое определение МИС.
- Из каких четырех блоков состоит МИС?
- Приведите пример реализации МИС.
- Какими ресурсами необходимо располагать предприятию для внедрения МИС?
- Перечислите основные виды ПО для МИС.
Литература
- Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг. Менеджмент. — 12-е изд. — СПб.: Питер, 2008.
- Мокров А.В., Масленников С.В. Развитие корпоративных маркетинговых информационных систем [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.monitor-crm.ru/aboutcrm/aboutcrm10/.
- Развитие корпоративных маркетинговых информационных систем (МИС) // Маркетинговые коммуникации. — М.: ИД Гребенникова, 2001. — № 1 (7).