Маркетинговая деятельность на предприятии

Автор: Марина брр Дружинская, 27 Октября 2010 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

Организация маркетинга на предприятии — это организация процесса взаимодействия всех подразделений предприятия, направленного на достижение рыночных целей. Организационная структура маркетинговой деятельности на предприятии может быть определена как совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью.

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

маркетинг.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Организация маркетинговой деятельности на предприятии                                    2

 

            1.Организация маркетинговой деятельности на предприятии

     Организация маркетинга на предприятии — это  организация процесса взаимодействия всех подразделений предприятия, направленного  на  достижение рыночных целей. Организационная структура маркетинговой деятельности на предприятии может быть определена как совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью.     

     Маркетинг на предприятии координирует усилия  производства, финансов, сбыта, управления персоналом для  достижения  общих  корпоративных стратегических и оперативных целей.

   Таким образом, организация маркетинга на предприятии  это:

    • осознание новой функции по взаимодействию предприятия с  рынком
    • разработка  управляющей  системы  маркетинговой   деятельности
    • создание специализированной службы, обеспечивающей реализацию маркетинга  на предприятии совместно с другими подразделениями.

     Формирование   специального   подразделения   маркетинга  (службы,  отдела)  —  это  в  современных  условиях   российской   экономики важнейшее  (а  сегодня  недостающее)  звено   в   управлении   предприятием. Во главе службы маркетинга предприятия стоит, как правило, второе лицо после руководителя — директор по маркетингу. В состав  маркетинговой  службы входят  работники,  занимающиеся  изучением   рынка,   созданием   товарного ассортимента,   политикой   цен,    каналами    распределения,    торговлей, стимулированием сбыта, рекламой. Организация маркетинга существенным образом зависит от размера  самого предприятия   и   его   управленческой   ориентации.    Крупные    компании, ориентированные на маркетинг, создают у себя отделы маркетинга с  достаточно детализированной структурой и большим  числом  работников.  Напротив,  фирмы малого бизнеса стремятся поручить все виды маркетинговой деятельности  очень ограниченному числу менеджеров по маркетингу.     

 Организация  маркетинга  на  малых предприятиях возможна в следующих направлениях:     

 •  возложение маркетинговых функций  на одного из  более  подготовленных

сотрудников предприятия;     

 •  совместное  проведение  с  другими  малыми  предприятиями  некоторых

маркетинговых  мероприятий   (исследование   рынка,   проведение   рекламной

кампании  и др.);     

 •  приглашение консультантов и  экспертов  для  разовых  или  постоянных

соглашений  по развитию ассортимента,  формированию  сбытовой  сети,  пробных

продаж, сбыта, работе с общественностью  и т.п.     

При создании службы маркетинга на предприятии необходимо обратить внимание на вопросы:

  • Какое место занимает служба маркетинга в структуре организации.
  • Как она взаимодействует с другими службами.
  • Функции отдела маркетинга.
  • Образование и численность сотрудников службы маркетинга.
  • Материальная база и принципы формирования маркетингового бюджета.

Фирма должна разработать такую структуру  службы маркетинга, которая в состоянии  взять на себя всю маркетинговую  работу.

     Маркетинг выступает как ведущая функция  предприятия, которая увязывает решения финансовых, кадровых и других производственных задач. Значение функции маркетинга может меняться в зависимости от условий внешней и внутренней среды, однако это не означает, что он стремится подчинить себе все остальные функциональные области. Маркетинг является движущей силой, индуцирующей в каждом функциональном подразделении предприятия необходимость его участия  в формировании и проведении политики предприятия, одобренной потребителями. Выступая ведущей функцией, маркетинг определяет техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью. Специалисты по маркетингу должны довести до каждого инженера-конструктора и производственника, каким потребитель хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить, где и когда потребуется этот продукт.    

     СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА. Сегодня отделы маркетинга могут быть организованы на разных основах. Каждая фирма создает отдел маркетинга с таким расчетом, чтобы он наилучшим образом способствовал достижению ее маркетинговых целей.

Функциональная  организация. Самой распространенной схемой является функциональная организация службы маркетинга. В этом случае специалисты по маркетингу руководят разными видами (функциями) маркетинговой деятельности. Они подчиняются вице-президенту по маркетингу, который координирует их работу. В схеме представлены пять таких специалистов: управляющий службой маркетинга, управляющий службой рекламы и стимулирования сбыта, управляющий службой сбыта, управляющий службой маркетинговых исследований и управляющий по новым товарам. Кроме них, могут быть еще управляющий службой сервиса для клиентов, управляющий службой планирования маркетинга и управляющий службой товародвижения.

Основным достоинством функциональной организации является простота управления. С другой стороны, по мере роста товарного ассортимента и рынков фирмы эта схема все больше и больше теряет свою эффективность. Становится все труднее разрабатывать особые планы для каждого отдельного рынка или товара, а также координировать маркетинговую деятельность фирмы в целом.

Организация по товарному производству. Фирмы с широкой товарной номенклатурой и/или разнообразием марочных товаров используют организацию по товарному или товарно-марочному производству. Организация по товарному производству не заменяет функциональной организации, а является еще одним уровнем управления. Всем товарным производством руководит управляющий по товарной номенклатуре, которому подчиняются несколько управляющих по группам товаров, которым в свою очередь подчиняются управляющие по товару, ответственные каждый за производство своего конкретного товара. Каждый управляющий по товару самостоятельно разрабатывает собственные производственные планы, следит за их выполнением, контролирует результаты, а при необходимости и пересматривает эти планы.

Организация по товарному производству оправдывает  себя в тех случаях, когда выпускаемые  фирмой изделия резко отличаются друг от друга и/или разновидностей этих товаров так много, что при функциональной организации маркетинга управлять всей этой номенклатурой уже не под силу. У организации по товарному производству есть ряд преимуществ. Во-первых, управляющий по товару координирует весь комплекс маркетинга по этому изделию. Во-вторых, управляющий по товару может быстрее отдельных специалистов реагировать на возникающие на рынке проблемы. В-третьих, не обойдены вниманием и более мелкие, второстепенные по значению марочные товары, поскольку производством каждого из них руководит собственный управляющий. В-четвертых, управление производством товара - прекрасная школа для молодых руководителей, ибо на этой работе они вовлекаются почти во все сферы оперативной деятельности фирмы.

Однако  преимущества эти связаны и с  издержками. Во-первых, система управления по товарному производству порождает ряд конфликтов и разочарований. Нередко управляющие по товарам не обладают достаточными правами для эффективного исполнения своих обязанностей. Во-вторых, становясь экспертами во всем, что касается их изделия, управляющие по товарам редко становятся специалистами в функциональных областях деятельности. В-третьих, система управления по товарным производствам часто обходится дороже, чем первоначально предполагалось, из-за возросших расходов на оплату труда большего числа работников.

Организация по рыночному принципу. Многие фирмы продают товары своего ассортимента на разных по своему характеру рынках. К примеру, компания «Смит-Корона» продает свои электрические пишущие машинки на трех рынках - индивидуальных потребителей, деловых предприятий и государственных учреждений. Использование организации по рыночному принципу желательно в тех случаях, когда у разных рынков разные покупательские привычки или разные товарные предпочтения.

Организация по рыночному принципу аналогична системе  организации по товарному производству. Управляющий по рыночной работе руководит  деятельностью нескольких управляющих  по отдельным рынкам. Управляющий по работе с рынком отвечает за разработку перспективных и годовых планов по сбыту и прочим видам функциональной деятельности. Основное достоинство этой системы заключается в том, что фирма строит свою работу применительно к нуждам потребителей, составляющих конкретные сегменты рынка.

Организация по товарно-рыночному  принципу. Перед фирмами, продающими множество разных товаров на множестве разных рынков, встает проблема: воспользоваться ли системой организации по товарному производству, требующей от управляющих по товарам знания сильно отличающихся друг от друга рынков, или применить у себя систему организации по рыночному принципу, при которой управляющие по работе с рынками обязательно должны быть знакомы с самыми разными товарами, приобретаемыми на их рынках. А еще фирма может одновременно иметь у себя и управляющих по товарам, и управляющих по рынкам, т.е. применить так называемую матричную организацию.

Организация по географическому принципу. В компаниях, торгующих по всей территории страны, подчиненность продавцов нередко приобретает форму организации по географическому принципу. В схеме показаны: управляющий общенациональной службой сбыта, далее управляющие региональными службами сбыта, затем управляющие зональными службами сбыта, районные управляющие по сбыту и торговые агенты. При организации по географическому принципу торговые агенты могут жить в пределах обслуживаемых ими территорий, лучше узнавать своих клиентов и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды.

Советы  по маркетингу. На некоторых предприятиях создаются Советы по маркетингу, в который входят все ключевые менеджеры фирмы. Это помогает решать важные задачи на уровне руководства, при этом задействовав все отделы.

2. Характеристика маркетинговой деятельности предприятия

 

     ООО «Березниковский керамический завод» (филиал в г. Пермь)

     Год создания завода: 1991 год.

     Производительная мощность: 15000000 условных штук в год.

     Степень механизации и автоматизации  технологического оборудования: высокая.

     Содержание  маркетинговой деятельности.

     До  финансового кризиса 2008 года сбыт продукции БКЗ носил в основном случайный характер, основной формой платежа был взаимозачет. В настоящее время основная часть выпускаемой продукции сбывается по предоплате.

     В связи с этим первой долгосрочной целью предприятия является полный переход от взаимозачетов к денежным формам расчета, т.е. продавать продукцию  только за «живые» деньги.

     Вторая  цель - изыскать средства для замены устаревшего оборудования.

     Обоснование характеристик рынка.

     Произведенная заводом продукция сбывается  по договорам, через региональное представительство (Пермский край, г. Березники, Карла Маркса ул., 104), через фирменный магазин. В настоящее время с покупателями — частными лицами предприятие не работает.

     Основные  потребители продукции завода.

     1. ЧФ «Альфа-А», г. Бишкек, Кыргызстан.

     2. ОАО «Нижегородстройснаб», г. Нижний  Новгород.

     3. Химзавод им. Карпова, г. Менделеевск, респ. Татарстан.

     4. ЗАО «Пермьглавнефтеснаб», г. Пермь.

     5. ЗАО «Химэнерго», г. Москва.

     Основная  доля продаж приходится на Пермский край и в последнее время она увеличивается.

     Основные  технические характеристики продукции  отражены в стандарте ГОСТ 6141-91. К  ним относятся длина, ширина, толщина, косоугольность, кривизна лицевой поверхности, прочность на изгиб, термическая стойкость глазури и т.д.

Информация о работе Маркетинговая деятельность на предприятии