Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:59, реферат
Целью работы является изучение, анализ и обобщение информации из различных источников, посвященных изучению особенностей услуг в здравоохранении.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих основных задач:
изучить сущность услуг;
рассмотреть особенности медицинских услуг и специфику их продвижения на рынке;
выявить основные проблемы и перспективы в сфере медицинских услуг.
ВВЕДЕНИЕ
Маркетинг как философия бизнеса имеет применение не только в производственно-сбытовой и коммерческой деятельности, но и в некоммерческой организации, в частности, в области здравоохранения. С давних времен оказание медицинских услуг рассматривалось как занятие, имеющее определенную ценность и гарантирующее соответствующую компенсацию. Подобно товару медицинские услуги покупались и продавались на рынке.
Маркетинг давно уже преодолел свою узкоспецифическую направленность на реализацию продукции. Все большую популярность в медицине приобретает социальный маркетинг, суть которого состоит в применении коммерческого сбыта и методов маркетинга для решения проблем общественного здравоохранения. Все шире распространяются такие формы организации медицинской помощи как, создание групп анонимных алкоголиков, а также различных школ для больных (бронхиальной астмой, сахарным диабетом, аллергическими заболеваниями и т.п.). Подобные структуры обучают больных правилам поведения при определенных состояниях и стадиях течения болезни, оказанию помощи при обострении заболевания, рациональному подходу к жизни с учетом имеющейся хронической патологии. Все это не что иное, как методы социального маркетинга, давно уже используемые в развитых странах. Формирование у населения потребности в поддержании собственного здоровья, увеличение периодов стойкой ремиссии у больных, страдающих хроническими заболеваниями, во многом способствует поддержанию творческого потенциала, увеличению валового национального продукта, снижению затрат государства на организацию лечения и выплату пособий по инвалидности.Если до недавнего времени единственным монополистом в сфере предоставления медицинских услуг являлось государство, то в наши дни его господствующие позиции пошатнулись благодаря работе конкурентов – частных клиник, медицинских центров, кабинетов врачей и т.д. Несмотря на платный характер предоставления медицинских услуг в упомянутых учреждениях, их деятельность оказывает позитивное влияние на развитие системы здравоохранения в целом, ибо конкуренция – двигатель прогресса!
Целью работы является изучение, анализ и обобщение информации из различных источников, посвященных изучению особенностей услуг в здравоохранении.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих основных задач:
Объектом исследования является услуги в здравоохранении. Предметом исследования является процесс продвижения на рынке медицинских услуг.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ УСЛУГ.
Услуга представляет
собой специфическую форму
Сфера услуг - сводная обобщающая
категория, включающая
Услуга — это действия, исполнение
и усилия. Услуга передается покупателю
через действия, тогда как товар
передается из рук в руки. Услуга
— это нечто, что обладает
ценностью для покупателя и
может восприниматься
В момент увеличенного спроса
на услуги создается скопление
покупателей, возникает
ОСОБЕННОСТИ УСЛУГ В
Медицинские услуги - вид полезной
деятельности, не создающей материальных
ценностей, они, как правило,
не приводят к владению чем-
Фирмы по оказанию медицинских
услуг в нашей стране стали
прибегать к маркетингу совсем
недавно. Так, поликлиники
Отметим ряд характеристик
1. Неосязаемость:
медицинские услуги невозможно
увидеть, попробовать на
2. Неотделимость
от источника, будь то врач,
медсестра или медицинское
3. Непостоянство
качества, что зависит от поставщиков
и места оказания услуги. Известный
специалист окажет более
4. Несохраняемость. Медицинские услуги производятся, реализуются и потребляются одновременно. Система предварительной записи на прием, четкое соблюдение расписания работы медицинского персонала - все эти меры позволяют рассчитать максимальную загрузку медицинского учреждения и соответственно скоординировать маркетинговые усилия.
5. Невозможность демонстрации.
Медицинские услуги сложно
6. Отсутствие посредников,
ибо все медицинские услуги
оказываются напрямую: пациент обязательно
должен посетить лечебно-
7. Ограничение транспортировки
большинства услуг.
8. Для оказания медицинских
услуг требуется
Услуги значительно отличаются друг от друга по своему типу. Их можно классифицировать по разным признакам, в частности, по источникам услуги. Психиатр практически не нуждается в оборудовании, а вот кардиологу оно необходимо. Среди услуг, источником которых служит машина, есть такие, которые требуют наличия устройств, управляемых операторами сравнительно низкой квалификации (электрофорез, УФО и т.д.), либо оборудования, работающего под управлением высококвалифицированных специалистов (компьютеры и т.д.). По мотивам предоставления медицинские услуги в современной России могут быть как коммерческими, так и социальными, некоммерческими (система обязательного медицинского страхования).
В области здравоохранения особую роль приобретает социальная составляющая маркетинга, так как медицинские услуги направлены на сохранение здоровья населения, и эту миссию нельзя игнорировать.
Исследования рынка охватывают анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации услуги и эффективности ее сбыта, а также анализ мотиваций потребителя, сезонных колебаний спроса, возможностей рекламы, деятельности конкурентов. Среди факторов, влияющих на сбыт услуги, следует выделить группу, включающую:
1. Цену данной услуги
и ее отличие от цен
2. Взаимозаменяемость услуг.
3. Зависимость от необходимого
для оказания услуги
4. Уровень платежеспособного
спроса на услугу. В настоящее
время спрос на платные
5. Место лечебно-
7. Престиж учреждения.Однако надо учитывать, что пациенты в большинстве случаев посещают одну и ту же поликлинику в течение всей своей жизни, они не могут сравнить деятельность разных поликлиник и выбрать лучшую из них. Зато престиж специализированных клиник, таких как, например, Новосибирский офтальмологический центр, достаточно высок.
8. Ассортимент услуг.
9. Общая емкость рынка.
10. Соотношение сил лечебно-
11. Неэластичность спроса на медицинские услуги.
12. Сегментация рынка.На данном этапе в силу территориальной привязанности пациентов к поликлиникам, рынок разделен четко. Более того, многие поликлиники защищают свой сегмент не только от конкурентов, но и от «чужих» пациентов. Так, одна из поликлиник Новосибирска оказывает даже платные услуги только гражданам, проживающим на закрепленной за данной поликлиникой территории.
Принято выделять следующие основные этапы жизненного цикла продукта:
1. разработка услуги, оценка целесообразности ее вынесения на рынок (стадия внедрения новой услуги);Специфика производства медицинских услуг заключается в том, что разработка новой медицинской услуги не под силу большинству производителей. Это очень затратно. Кроме того, основные затраты нередко падают не на саму разработку, а на клинические испытания, на получение официального разрешения к применению и т.д.
2. Стадия роста. На данном этапе основной маркетинговой стратегией фирмы является проникновение вглубь рынка и создание предпочтения марки продукта. Цены на продукт в целом остаются прежними. Что касается рынка медицинских услуг, то на этой стадии новая услуга появляется у одной или нескольких наиболее передовых клиник, и постепенно опыт ее применения перенимают остальные медицинские организации. На стадии роста встает проблема конкуренции. Чтобы добиться конкурентных преимуществ, необходимо расширять ассортимент, активнее внедрять сопутствующие услуги (сопровождение услуги), периодически модернизировать услугу, снижать цену (за счет снижение удельных затрат благодаря массовому производству (оказанию) услуги и т.д.).