Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы заключается в изучении театрально-зрелищных услуг в Санкт-Петербурге.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1.Общая характеристика и структура рынка
театрально-зрелищных услуг………………………………………………..5
Глава 2.Оценка конъюнктуры рынка театрально-зрелищных услуг….....10
Глава 3.Сегментация рынка театрально-зрелищных услуг………………18
Глава 4.Тенденция развития рынка театрально-зрелищных услуг………20
Заключение……………………………………………………………….......24
Список использованной литературы……………………………………….25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК ПО МАРКЕТИНГУ 2003.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

     Так же в нашем городе, как и в  любом другом, присутствуют коммерческие театрально-зрелищные учреждения:

  • 190 музеев
  • 100 театров
  • 41 дворец культуры
  • 4 зоопарка
  • 4 цирка
  • 10 выставочных залов
  • 3 спортивно – концертных комплекса
  • 60 кинотеатров
  • 20 концертных зала.

     Ежегодно, ежемесячно, еженедельно, ежедневно жителям Санкт-Петербурга  доступно огромное количество культурных мероприятий. Сумма на рынке театрально-зрелищных услуг в целом в нашем городе превышает 60 миллионов долларов в год. Эта сумма постоянно растет, так как с развитием информационных и компьютерных технологий стало возникать меньше трудностей с приобретением билетов театры, кинотеатры и т.д.. статистика показывает, развитие рынка продаж театральных билетов – это один из развивающихся рынков.

     Для адекватной оценки потребителей рынка  театрального искусства и изучения характера потребления этих услуг  я провела небольшой опрос. Моя анкета состояла из следующих вопросов:

     Это позволило выяснить, что театральные  заведения посещает 33% от общего числа  опрошенных, из них:

    1. Как Вы чаще всего проводите досуг?  
      а. смотрите телевизор  
      б. гуляете по улице  
      в. читаете книги, периодическую литературу  
      г. посещаете культурные заведения (театры, музеи, дискотеки и т.д.)  
      д. другие занятия
    2. Какие культурные мероприятия и учреждения культуры Вы предпочитаете?  
      а) выставки  
      б) концерты классической музыки  
      в) концерты эстрадной музыки  
      г) дискотеки  
      д)театры  
      е)кинотеатры  
      ж)музеи  
      з) другое  
      и) все безразличны
    3. Какие культурные мероприятия и учреждения культуры Вы чаще всего посещаете?  
      а) выставки  
      б)концерты классической музыки  
      в) концерты эстрадной музыки  
      г) дискотеки  
      д) театры  
      е) кинотеатры  
      ж) музеи  
      з) другое  
      и) все безразличны
    4. Как часто Вы посещаете культурные заведения?  
      а) не посещаю  
      б) 1 раз в год  
      в) 1 раз в месяц  
      г) 1 раз в неделю  
      д) несколько раз в неделю
    5. Чаще всего Вы посещаете культурные заведения…  
      а) один / одна  
      б) с друзьями  
      в) с родителями  
      г) всей семьей
    6. Удовлетворяет ли Вас качество культурно-массовых мероприятий (уровень профессионализма актеров, разнообразие репертуаров, общее оформление)?

      (Да Нет  Причины )  
      а) театров, кинотеатров  
      б) выставок, музеев 
      в) дискотек

    1. Хотелось бы Вам чаще посещать культурные заведения? Если «да», то по каким причинам Вы посещаете реже желаемого?  
      а) финансовые трудности  
      б) нет свободного времени  
      в) опасность из-за криминальной обстановки  
      г) не позволяет здоровье  
      д) нет компании  
      е) другие причины
    2. Считаете ли Вы, что в районе Вашего проживания не хватает культурных заведений?  Каких именно? ______________________________________________
    3. Укажите, пожалуйста, сведения о себе:  
      а) возраст  
      б) пол

      в) род деятельности

      г) уровень дохода (высокий, средний, низкий)

      д) место жительства (район)

     12% — считают, что культура и  современные театральные постановки  находятся на низком уровне;  
9% — не устраивает высокая цена на билеты;  
5% — недовольны текущим репертуаром и культурной политикой театров;  
4% — указали на позднее время окончания спектаклей, криминогенную обстановку и сбои в работе общественного транспорта;  
3% — претензий не имеют.

     Результаты  этого социологического исследования показали, что большинство потенциальных  зрителей испытывает дефицит досугового времени, что, безусловно, оказывает негативное влияние на потребление театральных услуг. Ответы на поставленные вопросы помогают выявить насущные практические проблемы, от решения которых зависит дальнейшая программа маркетинга в том или ином театре.

     Цены  на билеты в театры Санкт-Петербурга различные. Это зависит зависят не только от театра, но и от состава актеров, дня и времени когда идет спектакль.

     Количество спектаклей, показанных петербургскими театрами, в июле увеличилось, некоторые из них открыли новый сезон раньше обычного. По итогам семи месяцев года число зрителей увеличилось на 2 000 человек, а сборы от продажи билетов на собственные спектакли возросли на 18,6%. Средняя цена билета в театр сейчас составляет 368 рублей.

     Самые популярные театры Санкт-Петербурга:

  • Александринский театр
  • БДТ им. Товстоногова
  • Мариинский театр
  • МДТ — Театр Европы
  • Театр им. Комиссаржевской
  • Театр им. Ленсовета

     В музеях Петербурга с января по июль побывало посетителей всего на 8,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Средняя цена входного билета в музей составляет 90,9 рублей, с марта она практически не повышалась.

     Ценовая политика кинотеатров Петербурга зависит от места их расположения - в спальных районах средняя стоимость билетов не превышает 150 рублей, а в ведущих кинотеатрах в центре города цена на вечерний сеанс достигает 300 рублей. VIP-места обойдутся Вам в два раза дороже обычного билета.

     Самыми  посещаемыми кинотеатрами Петербурга являются "Колизей, "Аврора", "Мираж  Синема", "Кристалл Палас" и "Дом  Кино".

     Если  вы любите первыми смотреть самые  свежие фильмы - Вам стоит отправиться  в любой из самых модных киноцентров  на Невском проспекте - "Аврору", "Колизей", "Художественный". Любители архивных фильмов и фильмов с ограниченным прокатом, завоевавшие тем не менее множество известных кинонаград на различных фестивалях, должны обратить пристальное внимание на кинотеатр "Дом Кино", где устраиваются подобные просмотры. Дети и подростки тоже не останутся обделены - в Санкт-Петербурге есть официальный Городской Детский Кинотеатр под названием "Родина", располагающийся в самом сердце города неподалеку от Невского проспекта. В нем регулярно идут фильмы для семейного просмотра, мультфильмы и аниме-ленты.

     Так же в Санкт-Петербурге большим спросом  пользуются билеты на футбол. Статистику посещаемости и стоимости билетов  рассмотрим на примере домашней команды  нашего города – ФК «Зенит».

     Средняя посещаемость: 20000 (93 %), из них по абонементам — 16000 (74,4 %). Пусто — 7 %. В сезоне-2009 реализовано 16000 абонементов по цене от 5500 до 48000 рублей. Стоимость билетов — от 300 (на обычные матчи) до 50.000 рублей (в VIP ложи на топовые игры). Посещаемость в сезоне-2008 — 20811.

     

     Рисунок 2. Анализ посещаемости стадиона ФК «Зенит»

     Государственное регулирование. На сегодняшний  день существует Федеральный закон «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации», благодаря  которому государство устанавливает основные принципы функционирования данных учреждений. Этот закон распространяется на все действующие и вновь создаваемые в Российской Федерации театры, театральные организации, а также на иные организации, осуществляющие в соответствии со своими уставами театральную деятельность. В целом степень государственного регулирования не является высокой. Оно лишь регулирует отношения, определяет правовые основы, а также формы государственной поддержки театров.

     Основные  понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

 

 Для целей настоящего Федерального закона используются следующие  основные понятия: 
    - театр - организация, основной деятельностью которой является создание и публичный показ в живом исполнении театральных постановок, других представлений; 
    - театральная организация - организация, основной целью которой является обеспечение деятельности театров и/или творческих работников театров; 
    - некоммерческие театр, театральная организация - театр, театральная организация, созданные в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций; 
    - коммерческие театр, театральная организация - театр, театральная организация, созданные в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для коммерческих организаций; 
    - государственные театр, театральная организация - театр, театральная организация, созданные уполномоченными на то органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее -органы государственной власти) самостоятельно либо с участием других субъектов гражданского права.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3.СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ УСЛУГ

     Одним из основных направлений маркетинговой  деятельности является сегментация  рынка, позволяющая аккумулировать средства предприятия на определенном направлении своего бизнеса. Рынок  состоит из покупателей, а покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разным может быть все, потребности, географическое положение, ресурсы, покупательские отношения привычки в конце концов. И любой из этих переменных можно воспользоваться в качестве основы для сегментирования рынка.

     В основе идеи сегментации рынка лежит изучения спроса на услуги  и подразумевает деление рынка театрально- зрелищных услуг на однородные группы потребителей. Сегментация этого рынка осуществляется по тем же критериям, что и сегментация товарного рынка: географическому (территориальному), социальному, демографическому, экономическому, поведенческому и т.д.

     Географическая сегментация - деление рынка на различные географические единицы: страны, регионы, области, города и т.д.

     У нас в Городе существует два типа населённых пунктов – это город и область (посёлки). Следовательно, существует два вида потребителей – сельчане и городские. У городских людей возможностей по посещению театрально-зрелищных представлений больше, чем у сельских. Да и качество репертуара лучше.

     Демографическая сегментация - деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: возраст, пол, семейное положение, жизненный цикл семьи, религия, национальность и раса.

     Женщины в Санкт-Петербурге преобладают, нежели мужчины. По статистике женский пол чаще посещает театрально-зрелищные представления. Например: когда я была в Мюзик-Холле, я увидела, что основной зритель там женщина (возраст от 30-50 лет).

     Социально-экономическая  сегментация предполагает деление потребителей по уровню доходов, роду занятия, уровню образования.

     По  уровню дохода не каждый сможет себе позволить  сходить в театр. Конечно, если это  будет обычный и заурядный  спектакль, то на него сможет попасть  большая часть населения. А вот  если это гастроли московского или зарубежного театров , если в актёрской труппе присутствуют такие актёры как Сергей Безруков, Антон Хабенский, Олег Басилашвили и т.д. – то тут картина совсем иная, уже не каждый потребитель сможет попасть на спектакль.

     Сегментация рынка театрально-зрелищных предприятий многогранны и очень обширна. Можно даже сказать – сколько людей – столько и зрителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 4.ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТЕАТРАЛЬНО ЗРЕЛИЩНЫХ УСЛУГ

     Сегодня, в маркетинге сферы театрального искусства, в связи с растущей конкуренцией на рынке культуры, большое внимание должно уделяться в первую очередь не тому, чтобы найти нового зрителя, а тому, чтобы не потерять старого. Государство, прекратив контроль над ценами на билеты, объемом и тематикой репертуара, структурой предложения, предоставило театру возможность самостоятельно выживать на стихийно сложившемся рынке сценического искусства в условиях довольно жесткой конкуренции. Однако театр — понятие сложное и многогранное. Внешне, в каждом театре есть зал и сцена, артисты и зрители, и вместе с тем они совершенно разные. Театр психологический, бытовой, поэтический, публицистический, музыкальный, оперы и балета, драмы, комедии, сатиры, кукольный театр — таков диапазон вкусов и требований зрителей. Однако, конкурентоспособен тот театр, который может быстрее реагировать на непредвиденное изменение рыночной ситуации и тактики конкурентов, пользуясь при этом стратегией маркетинга, не боясь риска и трудностей. Следует отметить, что для любого театра в рамках рыночной конкуренции важно заинтересовать зрителя, постоянно расширяя круг своей деятельности, а для этого в жизни театра должны происходить различные события: премьеры, бенефисы, празднования юбилейных спектаклей, торжественное открытие и закрытие сезона, проведение фестивалей, показ целевых спектаклей и других мероприятий.

Информация о работе Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме