Маркетинг персонала теоретическая часть

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Маркетинг персонала одно из новых понятий в мировой практике управления человеческими ресурсами.На сегодняшний день маркетинг персонала является одним из важных видов управленческой деятельности. Им интересуются как и руководители(топ-менеджеры),так и многие ученые. Но исследований по этой теме не так много,так как до сих пор употребляют понятия:подбор кадров,расстановка кадров, и не заменяют их одним выражением-маркетинг персонала. Толкования «маркетинг персонала» представлены ниже в таблице 1«Теоретические исследования аспектов маркетинга персонала».

Работа содержит 1 файл

чисито.docx

— 32.28 Кб (Скачать)

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА

1.1 Определение сущности  понятия «маркетинг  персонала»

Маркетинг персонала  одно из новых понятий в мировой  практике управления человеческими  ресурсами.На сегодняшний день маркетинг  персонала является одним из важных видов управленческой деятельности. Им интересуются как и руководители(топ-менеджеры),так  и многие ученые. Но исследований по этой теме не так много,так как  до сих пор употребляют понятия:подбор кадров,расстановка кадров, и не заменяют их одним выражением-маркетинг  персонала. Толкования «маркетинг персонала» представлены ниже в таблице 1«Теоретические исследования аспектов маркетинга персонала».

Таблица 1- Теоретические исследования аспектов маркетинг персонала

Сущность  понятия Источник
вид управленческой деятельности, направленный на определение  и удовлетворение потребности организации  в персонале. Железцов, А. В.Маркетинг  персонала. Оценка трудовой деятельности [Текст]  /А.В.Железцов // Маркетинг. – 2002. – №2. – С. 53–64.
Маркетинг персонала — вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими  ресурсами. Эти ресурсы образуют стратегический потенциал, с помощью  которого возможно решение конкретных целевых задач. Управление  персоналом организации [Текст]: учебник/под ред. А.Я. Кибанова. -3-е изд., доп. и перераб. – М. : ИНФРА-М, 2003. – С.250с.
 
 

Таблица 1.

Маркетинг персонала является органической частью управления

персоналом и  включает в себя следующие виды деятельности:

- анализ рынка  и прогнозирования его конъюнктуры;

- подержание  соответствия спроса и предложения  персонала предприятия;- взаимосвязь  с внешними источниками, обеспечивающими  предприятие кадрами;

- анализ кадрового  потенциала и уровня его использования;

- формирование  рыночных стратегий управления  персоналом;

 Вундер, Р. Маркетинг персонала - искусство создания благоприятных условий труда [Текст]/Р. Вундер// Проблемы теории и практики управления.- 1992.-№3.-С.35-38
Маркетинг персонала является условием роста  кадрового потенциала за счет поиска и привлечения из внешних источников необходимой рабочей силой Беляцкий ,Н.П. Управление персоналом[Текст] / Н.П. Беляцкий, С.Е. Велесько, П.Ройш. – М.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002.- С.42
Маркетинг персонала в организации — вид управленческой деятельности, направленной на определение и покрытие потребности в персонале. Русинов, Ф. М. и др. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. — М.: Инфра-М, 1996.-С98
 
 
 
 

Продолжение таблицы 1

Маркетинг персонала- это вид управленческой деятельности, направленный на долговременное обеспечение организации человеческими  ресурсами. Скворцова, Н.А.Маркетинг персонала как инструмент формирования стратегического кадрового потенциала предприятия [Текст]/Н.А.Скворцова//Вестник Орел ГИЭТ.-2009.-№2-С34-35
Маркетинг персонала - в широком смысле - философия  и стратегия управления человеческими  ресурсами. При этом персонал рассматривается  в качестве внешних и внутренних клиентов фирмы. Маркетинг персонала - в узком смысле - особая функция  службы управления персоналом, включающая:

• анализ внешних  и внутренних факторов, определяющих направления маркетинговой деятельности;

 • - разработку  и реализацию мероприятий по  направлениям маркетинга персонала.

Кузнецова, Н.В. Подбор и расстановка кадров[Текст]:учебное пособие/Н.В.Кузнецова.- Владивосток:Издательство Дальневосточного университета,2005.- С.21

Окончание таблицы 1 

     Таким образом, можно отметить, что все вышесказанные определения схожи в своем содержании. Мнения авторов сходятся в том, что маркетинг персонала,в первую очередь, это вид управленческой деятельности. В остальном их мнения расходятся. Беляцкий и Русинов считают, что маркетинг персонала это определение в потребности персонала и его поиск. Противоположное к этому мнение, что маркетинг персонала это своего рода философия и стратегия подбора кадров. Так считают Скворцова и Кузнецова. По моему мнению, наиболее полным понятием будет такое понятие, в котором будут объединены два мнения.

Маркетинг персонала - это философия и стратегия управления персонала, это поиск и привлечение новых кадров, это функция службы кадров. 
 
 

1.2. Определение потребности в персонале как одно из важнейших направлений маркетинга персонала

     Маркетинг персонала организации предполагает определение потребности этой организации  в персонале, как в количественном (количество штатных единиц той или  иной должностной позиции), так и  в качественном (образовательный  и квалификационный уровень, компетенции, знания, умения и навыки сотрудников) аспектах. При этом обязательно проведение анализа внешних и внутренних факторов, без которого построение эффективной системы маркетинга персонала не возможно, а именно:

- внешние  факторы, оказывающие влияние  на маркетинг персонала: ситуация  на рынке труда, развитие технологии, особенности социальных потребностей, развитие законодательства, кадровая  политика организаций-конкурентов; 

- внутренние  факторы, воздействующие на стратегию  маркетинга персонала: цели организации,  ее финансовые ресурсы, кадровый  потенциал, источники покрытия  кадровой потребности.1

Таблица 2 – Внешние факторы, определяющие направления маркетинга персонала

Наименование  фактора Характеристика  фактора
Ситуация  на рынке труда Определяется  общеэкономическими, демографическими процессами, уровнем безработицы  в заданном временном промежутке, структурой резервной армии труда  и т. д. Указанные характеристики формируют два основных понятия, которые являются предметом анализа  в маркетинге персонала: спрос на персонал (его количественная структура) и предложение в области персонала (сфера учебных заведений, центров подготовки кадров, увольнений из организаций и т. д.)
Развитие  технологии Определяет  изменение характера и содержания труда, его предметной направленности, что в свою очередь формирует  изменения требований к специальностям и рабочим местам, подготовке и  переподготовке персонала
Особенности социальных потребностей Учет данного  фактора позволяет представить  структуру мотивационного ядра потенциальных  сотрудников организации, определяемую характером складывающихся в заданный момент времени общественных, производственных отношений
Развитие  законодательства При решении  вопросов маркетинга персонала следует  учитывать трудовое законодательство, его возможные изменения в  обозримом периоде времени, особенности  в области охраны труда, занятости  и т. п.

маркетинг персонал информационный коммуникационный 
 

Таблица 2 

Кадровая  политика организаций-конкурентов Изучение форм и методов работы с кадрами  в организациях-конкурентах в  целях выработки своей стратегии  поведения, для изменение кадровой политики
 

Таблица 3 – Внутренние факторы, определяющие направления маркетинга персонала2

Наименование  фактора Характеристика  фактора
Цели  организации Общий для «производственного»  маркетинга и маркетинга персонала. Четкость и конкретность системы  целеполагания определяет строгую  направленность долгосрочной политики организации. Ее цели и задачи формируют  стратегию маркетинга как в области  производства и реализации продукции, так и в области персонала
Финансовые  ресурсы Оценка потребности  и возможностей организации в  финансировании мероприятий по управлению персоналом определяет выбор альтернативных или компромиссных вариантов  в области планирования потребности  в персонале, ее покрытия, использования  кадров, их переподготовки т. п.
 

Таблица 3 

Кадровый  потенциал организации Распространяется  как на маркетинговую деятельность, так и на управление персоналом в  целом. Он связан с оценкой возможностей специалистов кадровой службы, с правильным распределением обязанностей между  ними, что во многом определяет успех  реализации плана маркетинга персонала
Источники покрытия кадровой потребности Рассматривается как внутренний с точки зрения возможности выбора организацией тех  источников покрытия кадровой потребности, которые соответствуют состоянию  остальных внутренних и внешних  факторов: целям организации, финансовым ресурсам, тенденциям развития технологии и т. д.
 

Таким образом, маркетинг персонала включает:

- исследование  рынка рабочей силы;

- сегментирование  рынка рабочей силы (руководитель, экономисты, рабочие);

- учебные  заведения, выпускающие и переподготавливающие  специалистов;

- демографическая  ситуация;

- национальные  и культурные особенности и  т. п.;

- исследование  качеств кандидатов и их потребностей;

- реклама  вакансий;

- создание  базы данных о кандидатах;

- выявление  потенциальных кандидатов внутри  организации. 

 Помимо  определения качественного анализа  внешних и внутренних факторов, влияющих на маркетинг персонала, на определение в потребности персонала также влияют  два основных принципа.

Первый  принцип — понимание под маркетингом  персонала определенной философии, определяющей стратегическое управления человеческими ресурсами (широкий  смысл). Целью такого маркетинга является: оптимальное использование человеческих ресурсов путем создания максимально  благоприятных условий труда; активизация  человеческого фактора; развитие в  каждом сотруднике "совокупности различных  качеств, обусловливающих его трудоспособность при производстве материальных и  духовных благ"3, а также партнерство и лояльное отношение к фирме. Этот принцип МП в широком смысле обосновывает философию мышления при управлении человеческими ресурсами.

Второй  принцип — толкование маркетинга персонала как особой функции службы управления персоналом (в узком смысле)4. Эта функция направлена

на выявление  и покрытие потребности предприятия  в человеческих ресурсах.

Широкое толкование маркетинга персонала определяет технологию кадровой политики организации (разработку системы управления кадровой работой, планирование потребности, кадровый аудит, мотивацию и т. п.). В узком смысле под маркетингом персонала понимают специфическую, обособленную деятельность службы управления персоналом. Цель маркетинга персонала — владеть ситуацией на рынке труда, обеспечивая покрытие потребности в персонале. Маркетинговая деятельность может быть представлена в виде последовательно реализуемых нормативных этапов (плана, программы, проекта МП).

Из всего  вышесказанного, можно сделать вывод  о том, что определение потребностей в персонале очень сложный  процесс, требующий значительных затрат времени и сил. По-моему мнению, организациям надо начинать определение потребностей с принципов, т.е.определить кадровую политику своего предприятия и определить стратегию оптимального развития человеческих ресурсов. Тогда будет проще анализировать факторы внешней и внутренней среды. 
 

1.3.Основные  пути и источники  покрытия потребности  в персонале

Информация о работе Маркетинг персонала теоретическая часть