Маркетинг на рынке ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: Изучение теоретических аспектов рынка ценных бумаг.
Задачи:
1. Дать определение рынка ценных бумаг.
2. Рассмотреть основные виды ценных бумаг и их особенности.

Содержание

Введение…
1. Рынок ценных бумаг как объект маркетинга…
2. Требования к маркетинговым стратегиям……
3. Особенности ситуационного анализа и сегментации на рынке ценных бу-маг…
4. Особенности отдельных видов маркетинговых стратегий на рынке ценных бумаг
5. Примеры ценовых стратегий

Работа содержит 1 файл

Маркетинг. К сдаче..doc

— 306.50 Кб (Скачать)

   Еще один важнейший подход в ситуационном анализе фондового рынка связан с социально-культурной оценкой инвестора как «квалифицированного» или как не обладающего специальными знаниями, стандартами поведения и требованиями в мире ценных бумаг.

   К категориям квалифицированных инвесторов обычно относят людей, имеющих высокий уровень доходов (и, как правило, образования), лиц творческих профессий, группы, принадлежащие к среднему классу и имеющие высокий уровень образования, и т.п. Как правило, квалифицированные инвесторы предъявляют спрос не только и не столько на стандартные товары и услуги в мире ценных бумаг. Они требуют создания специализированных продуктов узко группового и даже индивидуального характера, позволяющих проводить сложные стратегии по управлению личными финансовыми активами. Именно в этой группе возникает, например, потребность в управлении персональным портфелем ценных бумаг, в создании сложных смешанных портфелей и трастовых счетов с одновременным предложением банковских услуг в ежедневном брокерском обслуживании, консультационном и информационном обеспечении и т.п. Именно данная группа лиц наиболее продвинута в использовании компьютерных сетей для решения личных финансовых вопросов (банковское и брокерское дело на дому). Кроме того, она инициирует потребность в совершении разовых сложных сделок с ценными бумагами, имеющих нестандартные условия. Для этой группы важнейшее значение имеет выпуск ценных бумаг - престижных финансовых продуктов (типа «золотая акция»).

   Что касается неквалифицированных инвесторов (слои населения с наиболее низкими доходами), то они предпочитают наиболее простые, стандартные и мелкономинальные финансовые продукты, имеющие массовые серии.

   6. Технологические факторы в анализе  рынка ценных бумаг. Рынок ценных  бумаг (равно как и банковский) является одним из наиболее технологически насыщенных. В международной практике очень быстро повышается удельный вес ценных бумаг, которые существуют только в форме записей по счетам в компьютерных базах данных. Все информационно-аналитическое обеспечение рынка, раскрытие информации, являющееся одним из его основополагающих принципов, основаны на использовании компьютерных систем. Соответственно маркетинг ценных бумаг не может не ориентироваться на создание компьютеризированных финансовых продуктов, на все более глубокую персонализацию обслуживания клиентов, на полностью компьютерные рынки ценных бумаг.

   7. Другие аспекты ситуационного  анализа. Очень часто проводится  анализ рынков и отдельных  их сегментов по: видам ценных  бумаг; регионам; конкретным эмитентам; применяемым технологиям; сегментам рынка, регулируемым различными государственными органами; видам фондового рынка (первичный, вторичный, биржевой, внебиржевой, прибиржевой и т.д.).

   8. Анализ микроэкономической ситуации. Обычно на этом уровне изучают:  клиентуру, конкурентов, собственное финансовое состояние, качество услуг, активов, управление персоналом и иными ресурсами, результаты ранее выбранной маркетинговой политики.

   Особенности сегментации рынка ценных бумаг. Так же, как и на других рынках, сегментация, т.е. выделение групп потребителей со специфическими потребностями, проводится по географическому, демографическому и психографическому (для населения), отраслевому (для предприятий) критериям, а также по критериям интенсивности использования продукта и ожидаемых от него потребителем выгод. Пример такой сегментации приведен в табл. 2.

   Таблица 2.

        Типы  клиентов
        Сегмент квалифицированных инвесторов    Сегмент осторожных инвесторов    Сегмент инвесторов, ценящих свое время    Сегмент инвесторов «дождливого дня»
   Основная  выгода, преследуемая инвестором    Наиболее  высокая доходность на каждый инвестированный доллар    Уверенность в безопасности денег    Удобства    Отложить  деньги на черный день
   Демографические характеристики    Высокий уровень образования и профессионализма в своем деле, верхняя группа менеджмента, наибольшие доходы    Менее образованные, более старшие по возрасту группы, с меньшим доходом    Супруги, имеющие детей, оба зарабатывают    Менее образованные, «синие воротнички» (рабочие)
   Социально-психологическая  характеристика    Наиболее высокий социальный класс, продвижение вверх «по социальной лестнице»    Низшие  социальные классы    Средний класс    Низшие  социальные классы
   Специальные поведенческие характеристики    Намерены  показать другим свою финансовую проницательность, «обыграть» инфляцию    Консервативный стиль поведения    Всегда  заняты, очень активны в делах своего города и т.д.    Консервативный стиль поведения, внимательное планирование и бюджетирование своих расходов
   Предпочитаемые инвестиционные инструменты (в мире ценных бумаг)    Акции, облигации, ценные бумаги совместных фондов    Низкорискованные государственные облигации (казначейские векселя и ноты)    Ценные  бумаги совместных фондов, фондов денежного рынка    Ценные  бумаги совместных фондов
 

 

    4. Особенности отдельных  видов маркетинговых  стратегий на рынке ценных бумаг

   Продуктовая стратегия. Выше указывалось, что любая  ценная бумага как товар - это уникальный финансовый продукт, обладающий индивидуальными характеристиками, позволяющими удовлетворить специфические потребности той или иной группы инвесторов.

   Даже  на начальных этапах становления  российского рынка ценных бумаг  возможны все виды продуктовых стратегий.

   Продуктовая экспансия. Например, на российском рынке  не нашли распространения такие многообещающие виды ценных бумаг, как облигации предприятий, сберегательные сертификаты и т.д. Из примерно 40 базовых групп услуг по выпуску и обращению ценных бумаг инвестиционными институтами предоставляется не более 5-7. При определении возможностей продуктовой экспансии (сжатия) необходимо учитывать, на каком этапе жизненного цикла находится тот или иной конкретный вид ценной бумаги - чеки и векселя (угасание), депозитные и сберегательные сертификаты (устойчивый рост), финансовые фьючерсы (начальный этап, стремительное развитие).

   Продуктовое сжатие. Российский фондовый рынок сейчас пестрит суррогатами ценных бумаг, выпущенными в обход законодательства (обращаемые товарные контракты, страховые полисы и т.д.). Квалифицированные эмитенты должны будут своевременно начать сжатие выпуска этих финансовых инструментов, чтобы удержаться на рынке стандартных, хорошо регулируемых ценных бумаг, признанных в международной практике.

   Продуктовое репозиционирование. Когда эмитентом  объявляется, что приобретение его ценной бумаги - лучший способ защиты от инфляции или что только она дает право на покупку, скажем, нефти по стабильным ценам, то этим осуществляется ее репозиционирование от аналогичных ценных бумаг - акций, облигаций и т.п.

   Продуктовая модификация. Наряду с продуктовой  экспансией это вторая важнейшая стратегия при современном состоянии рынка ценных бумаг в России. Высокая инфляция и кризис, неприученность инвесторов к вложениям средств в ценные бумаги, политическая нестабильность, высочайшие значения рисков на микроэкономическом уровне (риска невозврата долга, процентного риска и т.д.) - все эти факторы требуют, чтобы эмитенты и инвестиционные институты с особой тщательностью конструировали условия выпуска и обращения ценных бумаг в России, находили такие их модификации, которые соответствовали бы интересам инвесторов в данный период.

   Рассмотрим  возможные характеристики ценных бумаг, которые позволяют решить указанную  задачу.

   Стандартными  целями инвестирования в стабильных рыночных экономиках являются: получение  процента; сохранение капитала; обеспечение  прироста капитала (на основе роста курсовой стоимости ценных бумаг). В российских условиях (дефицитная инфляционная экономика с падающим объемом производства и углубляющимся процессом изменения структуры собственности) система целей инвестора видоизменяется и выглядит следующим образом: сохранность капитала; приобретение ценных бумаг, которые по условиям обращения могут заменять наличность; доступ через приобретение ценных бумаг к дефицитной продукции, услугам и правам; расширение сферы влияния и перераспределение собственности; спекулятивная игра в условиях нестабильного рынка; производные цели (страхование рисков и т.п.).

   Ценовая стратегия. Прежде всего укажем на особенности  установления цен на рынке ценных бумаг:

  • спрос на ценные бумаги не является эластичным по сравнению с изменением цен на них. Дело в том, что по укоренившимся представлениям падение курса (цены) ценной бумаги свидетельствует о неблагоприятном положении эмитента, о возможном невыполнении обязательств по ценной бумаге. Соответственно, когда падает курс ценных бумаг, обычно начинается их массовый сброс, продажа. И, наоборот, когда курс растет, они начинают активно покупаться;
  • курсы (оценка) ценных бумаг постоянно фиксируются на рынке и, являясь индикатором экономического положения страны, размещаются в основной прессе и специальных изданиях; участники рынка имеют данную информацию в реальном масштабе времени. Открытость и доступность информации о ценах дает дополнительные возможности для проведения ценового анализа и одновременно сообщает курсам ценных бумаг высокую неустойчивость;
  • неустойчивость курсов ценных бумаг (т.е. цен на них) намного выше, чем у других товаров, при этом механизм установления цены более сложен. Так, базой курса ценной бумаги является оценка ее настоящей стоимости, однако цена колеблется в очень больших пределах - исходя из оценки рисков, которые несет в себе эта ценная бумага. На курс влияет множество иных факторов вплоть до слухов об отставке влиятельных политических лиц и т.д.;

 

    5. Примеры ценовых стратегий.

   Установление  цен по принципу «снять сливки». В 1991 г. в период ажиотажного спроса именно так формировались цены на акции бирж и инвестиционных компаний (в 2-4 раза выше номинала).

   Цены  проникновения. В наибольшей степени этому подходу соответствовала оценка облигаций 30-летнего государственного займа для юридических лиц. Данные облигации продавались с лета 1992 г. со скидкой 40-50% против номинала при полной гарантии возвратности сумм, вложенных в них, со стороны Центрального банка.

   Установление  цены на основе калькуляции  затрат. Затратные цены рассчитываются эмитентами и инвестиционными институтами как нижний предел цен на фондовые инструменты.

   Цены  персональных взаимоотношений  с клиентом. Возможность приема ценной бумаги в залог, установленная банком-эмитентом, снижение тарифов банковских услуг для владельцев акций, возможность получения наличных при сниженной плате за услуги для инвесторов, вложивших деньги в депозитные сертификаты, налоговые льготы по государственным бумагам - эти и другие примеры льгот направлены на создание специального климата в отношениях с клиентом.

   Цены  изменения поведения. В качестве примера можно взять цены первого выпуска государственных краткосрочных облигаций. По сумме гарантий последние являются ликвидной, низкорискованной ценовой бумагой, что обычно служит основанием уменьшения доходности. Однако доходность по ним была установлена на уровне, примерно равном другим инвестициям (около 100% годовых), что должно было содействовать формированию устойчивого интереса к этим ценным бумагам.

   Дистрибьюторная стратегия. К сожалению, в российской практике еще не стал общепринятым взгляд на ценные бумаги и связанные с ними услуги как на специфический товар, требующий физического дистрибьютирования. Обычным является подход к деятельности в этой области, как к «операциям», не связанным с необходимостью системы продаж. Вместе с тем ценные бумаги - это особо сложный товар, не являющийся жизненной необходимостью. Услуги, связанные с его выпуском и обращением, могут носить весьма сложный и мистифицированный характер. Поэтому индустрия ценных бумаг требует тщательно построенной системы дистрибьютирования.

   Физическое  дистрибьютирование обычно происходит через систему агентов по продажам (в американской практике - так называемых зарегистрированных представителей), далее через «фронт-офисы» инвестиционных фирм (структурные подразделения по контактам с клиентами и приему заказов) и, наконец, через операционные подразделения инвестиционных фирм. Сохраняется разделение между последними в качестве «оптовых» (работающих с бизнесом) и «розничных» (обслуживающих население). Во все большей мере инструментом физического дистрибьютирования становится автоматизированное рабочее место (АРМ) клиента, соединенное в вычислительной сети с АРМом инвестиционной формы.

Информация о работе Маркетинг на рынке ценных бумаг