Лекции по "Поведение потребителей"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:58, курс лекций

Описание работы

Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом ключевых фигур обществоведения XIX-XX веков. К.Маркс выдвинул идею товарного фетишизма. Американец Т.Веблен в конце XIX в. предложил теорию показного (престижного) потребления. Немецкий социолог Г.Зиммель выдвинул ряд ключевых идей теории моды. Немецкий социолог и экономист В.Зомбарт предложил концепцию роскоши. Другой немецкий социолог М.Вебер сформулировал концепцию статусных групп и протестантской этики. Эти имена часто цитируются в исследованиях потребления.

Содержание

ЛЕКЦИЯ 1. ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ КУРСА «ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» 3
ЛЕКЦИЯ 2. ПОЗИТИВИСТСКАЯ И ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ПАРАДИГМЫ 15
ЛЕКЦИЯ 3. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 4. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОТРЕБИТЕЛЯ 43
ЛЕКЦИЯ 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ 49
ЛЕКЦИЯ 6. ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ 54
ЛЕКЦИЯ 7. ПОТРЕБЛЕНИЕ КАК ТЕКСТ 64
ЛЕКЦИЯ 8. ЭТАЛОННЫЕ (РЕФЕРЕНТНЫЕ) ГРУППЫ 86
ЛЕКЦИЯ 9. ПРОЦЕСС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РЕШЕНИЙ И ОСОЗНАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ 94
ЛЕКЦИЯ 10. СОЦИАЛЬНО-ПОЛОВАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА 116
ЛЕКЦИЯ 11. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ФРАГМЕНТАЦИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ 127
ЛИТЕРАТУРА 136

Работа содержит 1 файл

Поведение потребителей Крачковская.doc

— 584.00 Кб (Скачать)

     Глобальные  производство и сбыт формируют глобального  потребителя, гражданина мира, который во всех странах хочет одно и то же, наслаждается и огорчается одним и тем же. Глобальный потребитель - это идеальный тип. В реальных людях проявляются, усиливаются черты этого идеального типа - в одних в большей степени, в других - в меньшей. Все более заметна тенденция к сближению идеального типа глобального потребителя со среднестатистическим потребителем мира.

     Формирующаяся система глобальной информации формирует  потребности и интересы, общие  для жителей всех стран. В свою очередь "глобальные потребности ведут к появлению глобальных продуктов" (Kenichi: 490). Это проявляется в стандартизации товаров и унификации торговых марок. К числу товаров, которые приобретают вид глобальных (стандартных), уже можно отнести мотоциклы, аудиокассеты, диски СD, стереоаппаратуру, компьютеры и ряд других. Следующий уровень глобализации - унификация менеджерской стратегии и тактики, разрабатываемой для глобального рынка без попыток адаптации управления к местной специфике.

     Таким образом, в основе стратегии глобальной стандартизации, или глобализации, лежит несколько исходных посылок:

     Потребности и интересы потребителей становятся в масштабах всего мира все  более однородными.

     Люди  во всем мире готовы отказаться от некоторых  своих предпочтений, касающихся ряда характеристик товара, его функций, дизайна во имя более низких цен и более высокого качества.

     Работа  на глобальный рынок дает фирмам существенную экономию на издержках производства и маркетинга (Douglas and Wind: 497).

     2. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ТЕНДЕНЦИИ  К ГЛОБАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ

     Наряду  со сторонниками глобализации производства, видящими в нем основную перспективу для  мировой экономики, довольно громко звучат и голоса скептиков. Они, признавая наличие  тенденции к глобализации на рынке ряда товаров, в то же время отмечают прежде всего наличие многочисленных барьеров на пути стандартизации товаров и видят перспективу прежде всего в повороте к адаптации продуктов применительно к особенностям каждого рынка. Во многих странах прослеживается нарастание различий в поведении разных групп потребителей. Таким образом, тенденции к глобализации противостоит тенденция к фрагментации.

     Только  в США исследование выявило наличие 9 групп ценностей, вокруг которых сформировались разные стили жизни. Существуют большие различия между регионами страны. Аналогичная пестрота стилей жизни и межрегиональных различий характерна и для многих других стран (Douglas & Wind: 498).

     В 1990-е гг. началось активное проникновение  западных фирм -производителей кондитерских изделий  на российский рынок. Первоначально здесь активно брали западную экзотику типа "Сникерсов", но потом пошло охлаждение и обнаружилось различие вкусов. Так, в Европе молочный и горький шоколад на рынке представлены в пропорции 85:15, и там предпочтение отдается батончикам, а не плиткам. В России пропорция обратная. Поэтому, захватив российский рынок, западные компании начали русифицироваться, переходя на производство шоколада по русским рецептам и с русскими названиями. Наиболее активно эту философию исповедует британская "Кэдбери": в 1997 г. компания дополнила свои классические торговые марки версией "Найт" - из горького шоколада, а затем приступила к выпуску двух видов плиток горького шоколада - "Новгород" и "Ростов". Швейцарская компания "Нестле", пришедшая на российский рынок в начале 1990-х гг., в 1995 г. приобрела контрольный пакет акций самарской кондитерской фабрики "Россия" и вложила в нее за три года около 40 млн. долл. В 1996 г. компания купила контрольный пакет акций самарской фабрики "Кондитер", а в 1998 г. - фабрик "Алтай" (Барнаул) и "Камская" (Пермь). На своих российских предприятиях "Нестле" развернула выпуск как своей фирменной продукции (например, батончиков "Натс"), так и традиционных российских видов шоколада (Хлюстиков 7.04.98).

     3. ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР  ПОТРЕБЛЕНИЯ

     В ХХ в. в СССР, Западной Европе и Северной Америке бурными темпами шел  процесс индустриализации, которому сопутствовала урбанизация, массовая миграция больших групп населения  из одних регионов в другие, что  приводило к их смешению, образованию этнически пестрых городов. Это движение к этническому смешению, сопровождавшееся тенденцией к ассимиляции, многими воспринималось как признак прогресса, как начало эры умирания этничности в результате все более интенсивного слияния этносов в многонациональные общности.

     Это видение нового мира нашло отражение  в целом ряде теоретических концепций. В США получила распространение  концепция, рассматривавшая Америку  как огромный "плавильный котел", в котором многочисленные этнические группы иммигрантов переплавляются в новый народ. В СССР была популярна идея постепенного сближения, а в отдаленной перспективе и слияния этносов страны. Реальная национальная политика КПСС была направлена на стимулирование культурной ассимиляции народов СССР, которая шла в первую очередь через стирание этнических особенностей потребления. Аналогичная политика получила распространение и во многих других странах мира.

     Для первой половины ХХ в. характерна тенденция  к расширению массового производства однотипной продукции - характерная черта индустриализации, символом которой стал конвейер. Эта тенденция в производстве подкрепляла политические и идеологические концепции в сфере национальных отношений: массовое производство стирало различия в формах потребления, сложившихся в разных этнических группах. Массовое - значит дешевое и доступное. Это был мощный экономический аргумент против этнической ограниченности в потреблении.

     Однако  уже с 1960-х гг. в США стали  появляться теоретические работы, в  которых ставилась под сомнение однозначность тенденции к ассимиляции этнических групп в Америке (Glazer and Moynihan 1963). Эмпирические исследования показывали, что наряду с тенденцией к ассимиляции в США четко проявляется и противоположная тенденция к сохранению, возрождению этнической культуры далекой родины. Движение негров за гражданские права в 1960-е гг. вызвало всплеск интереса к африканской культуре, который не угас и по сей день. Во многих странах Европы стала заметна активизация национальных движений. Сейчас США все чаще описываются уже не как "плавильный котел", а как "многослойный пирог" или "культурная мозаика". Эта тенденция к усилению этнической дифференциации не обошла стороной и СССР, который в конце концов рухнул под натиском тенденции к формированию национальных государств. По мнению ряда исследователей, этничность, а не ассимиляция и интеграция будут доминирующим процессом в социальной истории (Glazer and Moynihan 1975).

     Эта тенденция к сохранению и развитию этнической обособленности нашла отражение  и в потреблении. В нем все четче заметно стремление части населения демонстрировать в потреблении свою этническую принадлежность, в том числе и возрождая забытые атрибуты традиционной культуры. Наступление эпохи постфордизма, характеризующегося господством гибких технологий, позволяющих выпускать продукцию мелкими партиями без ущерба для цены, материально подкрепило тенденцию ухода от стирающего этнические границы массового потребления. Во многих странах стал развиваться бизнес, связанный с культивированием у потребителей тяги к символам этнической принадлежности (национальная пища, элементы традиционной одежды, ремесленные изделия и т.п.). Если эта тенденция будет усиливаться, то роль этнического фактора в потреблении также будет возрастать.

     Для маркетологов, предпринимателей этническая пестрота означает формирование этнической сегментации рынка. Каждая этническая группа выступает как особый сегмент, предъявляющий специфический спрос, удовлетворение которого может приносить прибыль.

     В основе механизма этнической сегментации лежат две основные группы факторов. Во-первых, особенности существования этноса накладывают более или менее сильный отпечаток (след) на его стиль и масштабы потребления, выступающие в данном случае в качестве знака. Так, народы, проживающие в тундре и занятые оленеводством, неизбежно имеют стиль потребления, отличный от народов, живущих в больших городах или южных степях. Уровень экономического развития - это также существенный внешний фактор, определяющий уровень и стиль потребления.

     Во-вторых, стиль потребления может выступать в качестве символа, то есть сознательно конструируемого знака, позволяющего подчеркнуть свою этническую принадлежность, провести грань между "своими" и "чужими". В этом случае этнические различия в потреблении являются результатом особого состояния общественного сознания. Тяга к подчеркиванию через потребление своей этнической принадлежности чаще всего прослеживается в ситуации этнических конфликтов или напряженности в межэтнических отношениях. При этом нередко скрытая от глаз напряженность или отчужденность проявляется в стиле потребления. Это порою имеет место и в ситуации, когда этническая группа чувствует угрозу ассимиляции и стремится ей противостоять, в том числе и подчеркиванием своего этнического своеобразия через специфику потребления.

 

ЛИТЕРАТУРА

 
  
  1. Алешина, И. В. Культурные ценности в поведении  потребителей глобальных рынков / В  сб. Актуальные проблемы управления-96. Вып. 1. М. : ГАУ, 2007.
  2. Алешина, И. В. Методические указания в курсовому проектированию по дисциплине «Поведение потребителей». М. : ГУУ, 2009.
  3. Алешина, И. В. Маркетинг для менеджеров. М. : Фаир-Пресс, 2003.
  4. Алешина, И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. М. : ИКФ Экмос, 2004, 2005, 2007.
  5. Алешина, И. В. Поведение потребителей. Программа учебной дисциплины. М. : ГУУ, 2008.
  6. Алешина, И. В. Поведение потребителей. Учеб. пособие. М. : Фаир-Пресс, 2000, 2009.
  7. Алешина, И. В., Азоев, Г. Л., Киршина, М. В. Основы маркетинга. Учебная программа. М. : ГАУ, 2006.
  8. Ансофф, И. Стратегическое управление : пер. с англ. М. : Прогресс, 1989.
  9. Берет, Д. Шесть важнейших узлов Web // PC Week/RE, 21.10.97.
  10. Блэкуэлл, Р., Миниард, П., Энджел, Д. Поведение потребителей. Спб. : Питер, 2002.
  11. Васильев, Г. А. Поведение потребителей. М. : ВЗФЭИ, 2004.
  12. Закон Украины «О защите прав потребителей».
  13. Закон Украины. «О рекламе».
  14. Заславская, Т. И. Человек в реформируемом российском обществе // Общество и экономика. 1995. № 9. С. 3—12.
  15. Киселев, Б. Н., Алешина, И. В. Основы стратегического управления. Учеб. пособие. М. : ГАУ, 1993.
  16. Костина, Г. Д. Поведение потребителей. М. : МИЭТ, 2001.
  17. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Спб. : Питер, 2003.
  18. Котлер, Ф. и др. Основы маркетинга. Спб. : Питер, 2003.
  19. Соломон, М. Поведение потребителя. М. : Диасофт, 2003.
  20. Зеленая энергия для будущего. Технология топливных элементов набирает обороты // Ниппония. Открытие Японии. 2004. № 28. С. 4-16.
  21. Энджел, Д. Ф., Блэкуэлл, Р. Д., Миниард, П. У. Поведение потребителей / Пер. в англ. 8-го изд-я (1995). СПБ. : Питер, 1999.
  22. Assael, H. Consumer Behavior: A Strategic Approach. Houghton Mifflin Co., 2003.
  23. Assael, H. Consumer Behavior and Marketing Action. 5-th ed. South-West Publishing Co.,2005.
  24. Bagozzi, R. Marketing Management. Prentice Hall, 2008.
  25. Barletta, M. Marketing to Women. Deaborn Trade Publishing, 2003.
  26. Belch, G. E., Belch, M. A. Introduction to Advertising&Promotion: an Integrated Marketing Communications Perspective. 2nd ed., IRWIN, 1993.

Информация о работе Лекции по "Поведение потребителей"