Краткие шпоры к экзамену по маркетингу

Автор: Катерина Рубан, 07 Декабря 2010 в 19:47, шпаргалка

Описание работы

Краткие краткие ответы на билеты к госуд.экзамену по маркетингу

Работа содержит 1 файл

Краткие шпоры. 1 часть.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

1. Макроэкономические  процессы и их  регулирование. 

1.1.Национальные  модели экономического  развития.

Основной фактор – степень влияния гос-ва на экономику.

Выделяют, например:

- американская, - британская: роль гос-ва min, стимулирование частных инициатив

- шведская, - немецкая: соц-рыночная экономика, распределение  нац.дохода

- французская, - японская: активное вмешательство  гос-ва, «индикативное» планирование

- китайская:  сильное влияние гос-ва, планирование+конкуренция,  темп роста 10% (!) в год

- российская: постреформенная, очень молодая 
 

1.2. Основные макроэкономические показатели.

ВВП, ВНП, ЧВП, НД, безработица, процентная ставка

ВВП – это  конечный общественный продукт и  услуги, которые созданы в данной стране за определенный период времени  всеми предприятиями, как своими, так и иностранными, но только с использованием факторов производства данной страны.

Методы подсчета:

1) производственный (по добавл.стоимости),

2) метод конечного  использования (по расходам) ВВП=C+I+G+N (домохозяйства, инвестиции, гос.расходы, чистый экспорт (Экспорт-Импорт)

3) распределительный  (по доходам) 

ВНП – конечный общественный продукт и услуги, созданные за определенный период времени факторами производства данной страны как внутри страны, так и за рубежом.

ВНП=ВВП+ЧФД (чистые факторные доходы, разница между доходами серкторов-резидентов нашей страны за рубежом и доходами секторов-неризедентов внутри страны). 

ЧВП – чистый внутренний продукт.  ЧВП=ВВП-амортизация

ЧНП – чистый нац.продукт.  ЧНП=ВНП-амортизация

НД (нац.доход) – тот совокупный доход, который получает население страны

НД=ВНП-амортизация-стастич.погрешность 

Уровень безработицы=численность  безработных/численность раб.силы

Процентная ставка - номинальная и реальная (с учетом инфляции) 
 

1.3. Рынок: его сущность, причины возникновения, функции и структура

Рынок – это форма контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, недвижимости, ц.б. и валюты. На основе этих контактов совершаются сделки купли-продажи.

Причины возникновения:

1) ограниченность  ресурсов 2) безграничность потребностей 3) разделение труда 4) частная собственность 5) самостоятельность товаропроизводителя

Функции рынка:

1) иформационная  (состояние рынка) 2) посредническая 3) регулирующая (перераспределение  капитала и ресурсов) 4) ценообразующая 5) стимулирующая 6) оздоровительная 7) дифференцирующая (разоряет одних, обогащает других

Структура:

1) по объектам  рынка: товары и услуги, капитал,  труд, финансовый, информация

2) по географии:  местный, региональный, национальный, мировой

3) по характеру конкуренции: свободная конк-ция, монополия

4) по степени  насыщенности: равновесный, дефицитный, избыточный

и др. 
 

1.4. Трудовая теория  стоимости. Закон  стоимости: сущность, функции и ограниченность

Трудовая  теория стоимости - экономическая теория, в соответствии с которой стоимость товара зависит от труда, необходимого для его производства (Адам Смит, Дэвид Риккардо). Наибольшее развитие - в трудах Карла Маркса и исторически ассоциируется с марксизмом. Современные экономисты при оценке стоимости придерживаются, в основном, теории предельной полезности. 

Закон стоимости.

Сущность: производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с их общественной стоимостью, на основе общественно необходимых затрат труда. Закон стоимости вынуждает товаропроизводителей следить за тем, чтобы индивидуальные затраты труда на производство товаров не превышали общественно необходимые.

Функции:

1) распределение  труда между сферами производства

2) регулирование  пропорций производства

3) стимул в повышении производительности труда, снижении стоимости затрат, совершенствовании производства

4) дифференциация товаропроизводителей (имущественная, экономич., социальная)

Ограниченность: ориентирована на производителя, не определяет поведение покупателя 
 

1.5. Законы спроса и предложения.

Спрос – это желание и возможность покупателя приобрести определенное количество данного товара

Закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены этого товара

Вырожденный случай – эффект Гиффена, когда кривая спроса имеет положительный наклон 

Предложение – это готовность и возможность товаропроизводителя предоставить рынку данный товар в определенном количестве

Закон предложения: при прочих равных условиях изменение величины предложения товара находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара

График: 
 
 
 
 
 
 

1.6. Конкуренция: ее  сущность, виды и  роль в механизме  функционирования  рынка

Конкуренция – это сложный механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли, продажи. Выделяют: среди продавцов, покупателей, между продавцами и покупателями 

Виды:

1. Совершенная конкуренция: много покупателей-продавцов, однородные товары, отсутствие рын.барьеров, у всех есть одинаковая полная инфа о рынке, нет контроля над ценами

+:стимулирует  развитие рынка, создает саморегулирующуюся  систему, выгодный перелив капитала, отвергает производство ради  производства

-: равновесие  создается путем бесконечного  нарушения этого равновесия, порождает  монополизм в ходе соперничества, чужды обществ.блага и ценности?? чужды заботы о том, что не окупает себя в данный момент, не учитывает разнообразия потребностей

2. Несовершенная конкуренция: нарушен хотя бы 1 из признаков сов.конк-ции

-: потери для  общества, необходимость антимонопольного закон-ва 

Роль:

1) соотносит  спрос и предложение

2) побуждает  к учету потребностей рынка

3) порождает  механизм саморегулирования рынка

4) порождает среди товаропроизводителей приспособленческое, обеспечивающее или новаторское поведение

5) контролирующая  функция

6) двигатель  экономич.прогресса (разоряет одних,  обогащает других) 
 

1.7. Заработная плата.  Цена труда. Особенности  распределения благ  в современной  России.

Заработная плата  по своей сути – это денежное выражение стоимости рабочей силы, необходимая сумма денег, чтобы за определенный период времени вы могли воспроизвести самого себя (обеспечили себя и свою семью)

Три аспекта  зар.платы:

1. на рынке  труда при найме раб.силы –  цена раб.силы

2. в процессе  производства – плата за труд

3. после процесса  труда – личный и семейный  доход.

Уровень зар.платы  – это пересечение кривой предложения  труда и спроса на труд

График 
 
 
 
 
 
 

Распределение благ в современной России происходит по капиталу (Ермошина)

В России цены на такие ресурсы, как земля, сырье, материалы, топливо, энергия вышли на мировой уровень, а цена труд.ресурсов оказалась на порядок ниже мировых стандартов.

3 категории граждан  в зависимости от источника  получения благ:

1) собственники  капитала (проценты, дивиденты и  т.п.)

2) предприниматели  (доход пред-ля)

3) наемные работники  (зар.плата) 
 

1.8. Процент. Цена  капитала. Ссудный  капитал. Кредит.

Капитал бывает:

1) реальный – произведенные ресурсы, используемые в процессе производства товаров и услуг, это средства производства: здания, сооружения, станки, оборудование (основной капитал), сырье и материалы (оборотный капитал). Вложение денег в реальной капитал – это инвестиции.

2) человеческий – денежная оценка воплощенной в человеке способности приносить доход

3) денежный–  денежные средства, предназначенные для приобретения элементов реального капитала. 

Процент – это доход, который приносит капитал его владельцу.

Ставка процента по капиталу=годовая сумма процента/цена капитала.

i’=(i/K)100% 

Ссудный капитал – это денежный капитал, предоставленный в ссуду на условиях возвратности, платности, срочности для использования в предпринимательских целях. Особенности:

- является собственностью

- является  товаром (имеет потребительскую стоимость и способность приносить доход)

- имеет временную форму отчуждения

- особая форма  движения – Д-Д’, деньги делают деньги

Виды: кредит, акционерный капитал, банковский капитал… 

Кредит - сделка ссудного характера между экономическими партнерами по предоставлению денег или товаров в долг на условиях срочности, возвратности, платности.

Выделяют коммерческий кредит (продажа товара с отсрочкой  платежа) и банковский. 
 

1.9. Рента. Арендная  плата. Цена земли.

Экономическая рента – разница между фактической  ценой ресурса и той ценой, которая достаточна для того, чтобы привлечь этот ресурс к использованию в данной конкретной ситуации.

Чистая экономическая  рента – доход, приносимый ресурсом, предложение которого совершенно неэластично  по цене (земля).

Так как количество земельных ресурсов постоянно, то при  повышении спроса растет рента

График: 
 
 
 
 
 
 

Земли делятся  на худшие (закупочные цены на продукты выше), средние и лучшие (закупоч.цены на продукты ниже).

Рента – разница между лучшими и худшими по качеству землями (Ермошина)

Арендная  плата – доход от капитала, выраженного в форме мат.активов. Включает в себя ренту, амортизацию и проценты на капитал.

Цена  земли – капитализированная рента. Цена земли=рента/процентная ставка 
 

1.10. Рынок и государственное  регулирование экономики.  Функции государства  в смешанной экономике.

Концепции гос.рег-ния:

1) Классическая  экономическая теория: цены и  з.п. – гибкие инструменты рынка,  определяющие спрос и предложение.  Производство само создает спрос.  Однако Великая депрессия разрушила  основы классической теории, построенной на невмешательстве гос-ва и полной саморегуляции рынка («невидимая рука», А.Смит).

2) Кейнсианская: неспособность рыночной экономической  системы к саморегуляции при  существенных нарушениях макроравновесия  и необходимость гос.вмешательства  (путем воздействия на совокупный спрос)

3) Монетаристская: главная задача гос-ва – обеспечение  стабильного спроса на деньги. 

Функции гос-ва:

Информация о работе Краткие шпоры к экзамену по маркетингу