Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:34, контрольная работа
Становление и развитие рыночных отношений в нашей стране коренным образом изменило экономические условия функционирования предприятий агропромышленного комплекса. Эти условия характеризуются повышенной нестабильностью, нарастанием неопределенности внешней среды, сложными связями и отношениями между хозяйствующими субъектами.
Объектом исследования контрольной работы является деятельность сельскохозяйственных предприятий. Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений и основных направлений применения маркетинга на предприятиях АПК.
Введение
Раздел 1. Управление
1.1 Развитие теоретических основ управления
1.2 Организация совершенствования управления агропромышленным комплексом
Раздел 2. Маркетинг
2.1 Цели, основные принципы и функции маркетинга
2.2 Основные направления применения маркетинга на предприятиях АПК
Заключение
Список литературы
ФГУ Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия
Проверил:
преподаватель Росланова М.Г.
Выполнил:
студент 5 курса группы ТЗ-11
Запойнова Н.В.
г. Нижний Новгород
2010 г.
Содержание
Введение
Раздел 1. Управление
1.1 Развитие теоретических основ управления
1.2 Организация совершенствования управления агропромышленным комплексом
Раздел 2. Маркетинг
2.1 Цели, основные принципы и функции маркетинга
2.2 Основные направления применения маркетинга на предприятиях АПК
Заключение
Список литературы
Становление и развитие рыночных отношений в нашей стране коренным образом изменило экономические условия функционирования предприятий агропромышленного комплекса. Эти условия характеризуются повышенной нестабильностью, нарастанием неопределенности внешней среды, сложными связями и отношениями между хозяйствующими субъектами.
Объектом исследования контрольной работы является деятельность сельскохозяйственных предприятий. Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений и основных направлений применения маркетинга на предприятиях АПК.
В первом разделе рассмотрим развитие теоретических основ управления от момента возникновения по настоящее время, а также школы управления. Во втором вопросе проанализируем принципы организации совершенствования управления АПК. Во втором разделе рассмотрим цели, основные принципы и функции маркетинга в целом. А также изучим основные направления применения маркетинга на предприятиях АПК.
Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку, только в конце XIX века.
Управление как наука имеет свой предмет изучения (деятельность об управлении), свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и обобщенная в виде её теории и методов.
Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: политической, экономической и оборонительной.
При рассмотрении развития теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.
I период – древний период. Это наиболее длительный период развития управления – начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII века. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями накапливало опыт управления. В это время на Ближнем Востоке произошел переход от присваивающегося хозяйства (охота, сбор плодов и пр.) к принципиально новой форме получения продуктов – их производству (производящая экономика). Именно переход к производящей экономике и стал точкой отсчета зарождения менеджмента.
В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В период 3000-2800 гг. до н.э. сформировался достаточно развитый для этого времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка.
Первым дал характеристику управления как особой сферы деятельности был Сократ (470-390 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.
Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.
II период – индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представления о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является представителем классической политической экономии, а также специалистом в области управления, т.к. сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
Большое влияние на формирование многих сформировавшихся научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признанием необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
Первый переворот в теории и практики управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 году английский математики Ч. Беббедж разработал проект "Аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.
III период – период систематизации (1856-1960). Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.
То, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX веке. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работы больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников – обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.
IV период - информационный период (1960 г. по настоящее время). В 60- е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.
Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.
В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.
Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технологии, ресурсы.
Главная теория системной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.
В 70–е гг. появилась идея открытой системы. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Данная система зависит от информации и материалов, поступающих из вне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.
Следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации (т.е. различные формы структурного деления); систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия; систему власти; систему логического принятия решений.
С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода. Его суть состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация (пригодность различных методов управления определяется ситуацией).
Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержат конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Основные школы управления
Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой.
Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредоточивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции.
Большинство исследователей того времени полагали, что менеджмент –это искусство. Такое понимание менеджмента связано с тем, что не все работники подходят для руководящей должности.
Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.
Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах "Управление фабрикой"(1903) и "Принципы научного менеджмента"(1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации и орудий труда.
Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.
Становление науки об управлении также связывается с именами Ф. и Л. Джилбертов. Они провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места.
В 1916 году сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько названий, - "научного менеджмента", "классическая", "традиционная".
Разновидностью классической школы управления является "административная школа". Она занималась изучением вопросов роли и функций менеджера.
Из других представителей можно выделить М. Блюмфилда, разработавшего концепцию "менеджмент персонала", или управление рабочей силой (1917), и М Вебера, предложившего концепцию "рациональной бюрократии" (1921).
Основная черта "классической школы" заключается в том, что существует только один способ достижения эффективности производства. Поэтому цель классических менеджеров состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственный приемлемый метод управления.
Определенный прорыв в области менеджмента, ознаменовался появлением "школы человеческих отношений", был сделан на рубеже 30 – х годов. В ее основу положены достижения психологии и социологии.
Родоначальником "школы человеческих отношений" принято считать Э. Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих – это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом, воздействуя на такую систему, можно улучшить результаты труда.
В результате движение "человеческих отношений" стало противовесом всему научному движению. Это связано с тем, что акцент в движении "человеческих отношений" делался на заботе о людях, а в движении научного управления – на заботе о производстве.
Из других ученых этого направления можно выделить М.П. Фоллет, проанализировавшую стили руководства и разработавшую теорию лидерства.
Большой вклад в развитие "школы человеческих отношений" был сделан в 40-60 – е годы, когда учеными было разработано несколько теорий мотивации.
Одной из них является иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Он предложил следующую классификацию:
1) физиологические;
2) в безопасности своего существования;
3) социальные;
4) престижные;
5) в самовыражении, полном использовании своих возможностей, достижений, целей и личном росте.
Не менее популярно в школе "школы человеческих отношений" и учение Д. Макгрегора (1960). В основе его теории (X и Y) лежат следующие характеристики работников:
Теория Х – средний индивидуум туповат, сремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремиться избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности;
Теория У – люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории работников затраты физического и умственного труда также естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремиться к ней. Не нуждается в контроле со стороны, так как способен сам себя контролировать.
Информация о работе Контрольная работа по "Управление и маркетинг"