Консультационные фирмы: характеристика отрасли, методы, типы и системы управления знаниями

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является консалтинг как отрасль, а предметом – консультирование в современной экономике.
В соответствие с поставленной целью будут решены такие задачи, как:
Изучить понятие консалтинга, его сущность и особеннности. Рассмотреть специфику основных направлений
Дать классификацию и оценку роли консультационных услуг в условиях своременной экономики
Провести анализ современного рынка и найти возможные эффективные пути развития

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы консультирования…………………………..7
Понятие и сущность консалтинга. Основные характеристики консультационной отрасли ………………………………………….....7
Модели и методы консультирования………………...……………….12
Глава II. Современное развитие консалтинга в Российской Федерации….17
2.1. Консалтинг как система управления знаниями в условиях современной экономике……………………………...……………………….17
2.2. Перспективы развития консультационной деятельности в РФ…......22
Заключение…………………………………………………………………….27
Литература…………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая маркетинг.docx

— 66.11 Кб (Скачать)

Практически во всех современных компаниях основным средством производства становится интеллект. Интеллект и неосязаемые активы – это ключевые слова бизнеса на ближайшую перспективу. Мы являемся свидетелями и участниками третьей интеллектуальной революции. Основные поля ее сражений – умы людей, а основная движущая сила – знания.

Управление знаниями – это то, чем должны овладеть все компании, если они собираются сохранить или завоевать лидирующие позиции на рынке и достойно конкурировать в глобальной экономике. Знания - это стратегический актив организации, имеющий особую ценность с точки зрения повышения ее эффективности. Управление знаниями должно стать одним из ключевых бизнес-процессов, в рамках которого компании получают прибыль от объема знаний или интеллектуального капитала, находящегося в его распоряжении. Сама прибыль будет возникать в том случае, если компания сможет применить знания для создания более эффективных процессов и дополнительной ценности для клиента. Другими словами, можно сказать, что управление знаниями – это процесс, в ходе которого сознательно создается, структурируется и используется база знаний компании.

Какое же отношение все это имеет к консалтингу?

Ответ прост: основным продуктом консалтинговых компаний является информация, которая предоставляется клиенту.

Достаточно большой объем корпоративных знаний заключен в его бизнес-процессах и в так называемой информационной структуре - основным элементам системы управления знаниями. Для того, чтобы реализовать механизм отчуждения, накапливания, использования и модификации знаний с целью уменьшения зависимости знаний от владеющих ими людей и преобразования неявных знаний в явные, необходимо, в первую очередь, документировать технологии ведения бизнеса. Средствами документирования могут быть, например – модели, регламенты или карты бизнес-процессов.

Практика ведения консалтинговых проектов по созданию систем управления эффективностью показала, что отправной  точкой работ должна стать так называемая комплексная модель предприятия. Такая модель является корпоративной базой знаний, т.е. объектом управления и одним из средств повышения эффективности деятельности.

Как правило, комплексная  модель предприятия состоит из следующих  элементов:

  • моделей бизнес-процессов;
  • модели верхнего уровня;
  • организационной структуры;
  • документированных процедур системы менеджмента качества (СМК);
  • карт знаний

Одним из наиболее важных направлений  применения описаний бизнес-процессов  является – грамотное и быстрое  развертывание работ по созданию сбалансированной системы показателей, создание офиса управления стратегией, эффективной системы мотивации  персонала и, как следствие, создание стратегически важного структурного капитала. Что как раз и является примерами стратегического, HR и финансового сегментов консалтинга.

Таким образом, получается, что абсолютно любой сектор консультирования является средством обмена информацией  между клиентом и консультантом. Что позволяет компании не стоять на месте, постоянно развиваться  самой и развивать сотрудников. Это так называемся организационный капитал. Другими словами, это знание, которое встроено в структуру компании как ее собственный опыт. В этом контексте имеют значение две концепции. Это человеческий капитал, обычно определяемый как инвестиции, которые вкладывает организация в свои трудовые ресурсы для усовершенствования их умений через обучение и опыт, и капитал знаний, инвестиции, которые вкладывает компания в приобретение, разработку и использование знаний. Все вместе - организационный капитал и человеческий капитал компании, связанные с капиталом знаний, которые, как отмечалось выше, представляют собой нематериальный актив компании. На сегодняшний день общепризнанно, что нематериальные активы обладают действительной производственной мощностью в современной экономике и что знание важнее всего для создания существенного конкурентного преимущества в экономике.

 

 

    1. Перспективы развития консалтинга в Российской Федерации

Консалтинг в России развивается. На рынке постоянно появляются новые фирмы и компании, стремящиеся подняться на уровень, достаточный для того, чтобы заработать доверие в отрасли и добиться расположения серьезной клиентуры.

Объем рынка консалтинговых услуг в России, по оценкам экспертов, вплотную подошел к отметке в 2 млрд. долл., при этом темпы его роста за последние годы, даже с учетом некоторого замедления, дают право предполагать, что в ближайшее время эта планка будет без особых усилий преодолена. Конечно, в сравнении с объемами рынка консультационных услуг в США, которые измеряются десятками миллиардов долларов, наш показатель выглядит не так внушительно.

Российское агентство «Эксперт РА» каждый год проводит исследования рынка консалтинговых услуг. Результаты рейтинга в этом годы показали, что общий доход за этот год значительно выше, чем в предыдущем, и российские компании не отстают от западных (приложение таблица 1). 
По данным агентства DISCOVERY Research Group, в настоящее время на рынке консалтинговых услуг в России действует около 3000 игроков, но точное количество "консультантов" посчитать практически невозможно. Дело в том, что деятельность консалтинговой компании никак не лицензируется и не регулируется на законодательном уровне. В результате любая компания может назвать себя консалтинговой, не имея к этому никакого отношения. Часто слово "консалтинг" используется в названии компании только для придания ему более стильного звучания. Под лицензирование попадают только некоторые направления (виды) консалтинговых услуг, например, аудит. По мнению некоторых экспертов, этот вид лицензий в ближайшем будущем может быть отменен. 
Спектр услуг, оказываемых российскими консалтинговыми компаниями, достаточно широк и ничем не отличается от того же американского или европейского набора. Традиционно можно выделить следующие направления консалтинговых услуг: общее управление и администрирование, управление кадрами, оценочная деятельность, финансовый, юридический, налоговый, маркетинговый и IT- консалтинг, а также производственный консалтинг.

Но вернемся к развитию консультационной отрасли в нашей стране.

Консалтинговый рынок уверенно преодолевает последствия кризиса и постепенно выходит на докризисный уровень. Несмотря на то, что 2009 год был завершен с отрицательной динамикой, прирост суммарных доходов составил -5% (еще в начале года руководители ведущих консалтинговых компаний РФ готовились к масштабному сжатию рынка). Однако рассчитывать на полное восстановление рынка после кризиса пока рано.

Попробуем рассмотреть развитие и перспективы каждого сегмента консалтинга по отдельности.

  • HR-консалтинг

Объем реализации в этом сегменте за последний год составил 1,6 млрд рублей (приложение таблица 2). Мы наблюдаем комплексную динамику, так как спрос на услуги растет, в его основе лежит потребность бизнеса совершенствовать управление персоналом в условиях жесткого дефицита кадров и повышения производительности труда. Одновременно с этим растет спрос на автоматизацию как традиционных зарплатных и кадровых функций, так и функций развития сотрудников. В перспективе популярность HR-консалтинга сохранится. Спрос на эти услуги будет подогреваться и демографической ситуацией (спад ведет к дефициту кадров, следовательно, персонал будет одной из самых серьезных проблем для бизнеса и экономики еще как минимум 10 лет)

  • Финансовый консалтинг

За прошедший 2010 год этот сегмент  заработал на 23% больше, чем годом ранее, то есть более 6,5 млрд рублей (приложение таблица 3). Рост в этом секторе рынка наблюдается не первый год. Растет спрос на посторенние системы управления рынками, на услуги повышения эффективности деятельности компании. Повышенный спрос связан со стремлением заказчика сократить издержки. Другой стимул роста – спрос в области МСФО.

  • Стратегический консалтинг

В этом секторе также наблюдается  заметный рост. Выручка за 2010 года равна 2,6 млрд рублей (приложение таблица 4). У фирм-заказчиков возникают вопросы, от которых раньше можно было отмахнуться, а сейчас уже нет. Для привлечения инвестиций и роста новых доходов, собственники нанимают консультантов, чтобы они смогли настроить бизнес и переосмыслить стратегический курс.

  • Налоговый консалтинг

В прошлом года доход сектора  составил 5,99 млрд рублей (приложение таблица 5). Рост спроса обусловлен стремлением клиентов к более доскональному изучению налогового законодательства и практики его применения. Среди клиентов преобладают компании из высокодоходных отраслей экономики (нефтепереработка, строительство и т.д.)

  • Юридический консалтинг

По итогам 2010 года доход этого  сегмента составил 4,5 млрд. рублей (приложение таблица 6). Росту спроса способствовал посткризисный период и характерные ему: передел активов, слияние и поглощение и т.д. Также были востребованы услуги в области таможенного и антимонопольного законодательства.

  • IT-консалтинг

За 2010 год большая часть выручки  приходится на сектор ИТ-услуг – 48 млрд. рубле (приложение таблица 7). Повышение осведомленности клиентов в сфере ИТ позволяют им также значительно требовательнее, чем раньше, подходить к выбору консультанта, они контролируют каждый рубль и то, какой эффект они получат. В условиях одновременного сокращения консалтинговых бюджетов и ужесточения ответственности за них, не всегда получается снизить риски инвестиций и получить результат в ожидаемые сроки. Резерв дальнейшего роста спроса игроки видят в том, что в кризис бюджеты на ИТ были урезаны. Это привело к накоплению нерешенных проблем у клиента, а теперь в срочном режиме надо возвращаться к затратам на поддержание текущих бизнес проектов и ИТ-систем, их обновлению и адаптации к новым условиям.

Подытожив все вышесказанное, мы можем  утверждать, что в посткризисный  период спрос во всех сегментах рынка  повысился, что привело к значительному  увеличению доходов. В перспективе  динамика роста сохранится, а количество заказчиков увеличится. Пока будет  спрос, будет предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе была сделана попытка  изучить рынок консультационных услуг в России, выделить основные типы, доминирующие сегменты рынка  с перспективой на последующее развитие. В результате исследования было определено, что современный рынок консультационных услуг оправился после экономического кризиса и постепенно выходит на докризисный уровень. Основным и наиболее развитым сектором консалтинга является IT-консалтинг, который имеет наиболее высокие показатели темпов прироста и объемов дохода.

Общая выручка 150-ти крупнейших консалтинговых компаний увеличилась на 13% и составила 88 млрд. рублей. Общее настроение на рынке консультантов оптимистичное. Отложенный спрос еще не исчерпан до конца, а в некоторых секторах рынка (например, в информационных технологиях) предложение меняется с такой скоростью, что надолго откладывать затраты на обновление здесь равносильно наращиванию технологического отставания. Так что потенциал для дальнейшего рынка налицо.

Также была рассмотрена история  отрасли как самостоятельной  ветви бизнеса, ее классификация, методы оценки консультирования и организация  совместной работы клиента и консультанта.

Литература

    1. Журнал «Управление компанией», выпуски 2008-2010
    2. М. Зильберман, «Консалтинг. Методы и технологии» 2006
    3. Б.Нельсон, П.Экономи «Консалтинговый бизнес для чайников»
    4. Василий Демьяненко (imhoc.org), журнал CEO, март 2009
    5. Колонка Верникова
    6. www.tnkconsul.ru
    7. www.cfin.ru Владимир Ярмиш
    8. www.raexpert.ru рейтинговое агентство
    9. www.boozallen.com официальный web-сайт компании Booz Allen Hamilton
    10. «Развитие рынка консалтинговых услуг» Гриф УМЦ «Профессиональный учебник», Курбатова О.В., 2006, Юнити-Дана
    11. Г.А.Васльев, Е.М.Деева «Управленческое консультирование» 2004, Юнити-Дана
    12. «Корпоративный тренинг от А до Я» М.А.Кларин 2002 , Дло
    13. Журнал «The Chief», 2005
    14. www.bcg.ru bcg review 
    15. Багов В.П, Селезнев Е.Н, Ступаков В.С. Управление интеллектуальным капиталом, Камерон ИД, 2006. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

Таблица 1

Список  крупнейших консалтинговых групп России по итогам 2009 года:

Место по итогам 2010 года

Место по итогам 2009 года

Консалтинговая группа

Местоположение центрального офиса

Год основания материнской компании

Совокупная выручка от консалтинговых услуг** за 2010 г. (тыс. руб.)

Совокупная выручка от консалтинговых услуг за 2009 г. (тыс. руб.)

Прирост совокупной выручки за год (%)

Число специалистов-консультантов за 2010 г.

Число специалистов-консультантов за 2009 г.

Прирост числа специалистов-консультантов  за год (%)

Выручка на одного специалиста-консультанта в 2010 г. (тыс. руб.)

Число участников группы за 2010 год***

Число участников группы за 2009 год

Изменение числа участников группы за год (в абсолютном выражении)

Уровень доверия****

1

1

IBS*

Москва

1992

10 380 644

9 731 125

7

3 100

2 400

29

3 349

2

2

0

I

2

2

ЛАНИТ

Москва

1989

7 777 700

6 838 964

14

950

950

0

8 187

37

37

0

IV

3

4

"Компьюлинк Групп"*

Москва

1993

4 740 278

3 367 898

41

872

760

15

5 436

13

10

3

I

4

3

КРОК*

Москва

1992

4 486 265

3 677 266

22

1 129

1 037

9

3 974

5

5

0

I

5

5

PricewaterhouseCoopers

Москва

1989

3 578 857

3 196 360

12

721

753

-4

4 964

6

6

0

IV

6

-

"Астерос"

Москва

1998

3 032 397

н.д.

н.д.

1 032

716

44

2 938

10

н.д.

н.д.

III

7

9

"Ай-Теко"

Москва

1997

2 977 362

2 499 500

19

445

382

17

6 691

14

12

2

III

8

8

BDO

Москва

1989

2 671 531

2 563 160

4

738

643

15

3 620

24

24

0

IV

9

6

КПМГ

Москва

1992

2 639 723

2 762 538

-4

778

554

40

3 393

7

7

0

IV

10

10

"Энерджи Консалтинг"

Москва

2001

2 355 864

2 168 910

9

628

598

5

3 751

14

14

0

IV

Информация о работе Консультационные фирмы: характеристика отрасли, методы, типы и системы управления знаниями