Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:00, курсовая работа
Объектом исследования является консалтинг как отрасль, а предметом – консультирование в современной экономике.
В соответствие с поставленной целью будут решены такие задачи, как:
Изучить понятие консалтинга, его сущность и особеннности. Рассмотреть специфику основных направлений
Дать классификацию и оценку роли консультационных услуг в условиях своременной экономики
Провести анализ современного рынка и найти возможные эффективные пути развития
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы консультирования…………………………..7
Понятие и сущность консалтинга. Основные характеристики консультационной отрасли ………………………………………….....7
Модели и методы консультирования………………...……………….12
Глава II. Современное развитие консалтинга в Российской Федерации….17
2.1. Консалтинг как система управления знаниями в условиях современной экономике……………………………...……………………….17
2.2. Перспективы развития консультационной деятельности в РФ…......22
Заключение…………………………………………………………………….27
Литература…………………………
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова»
Финансовый факультет
направление Экономика
Кафедра экономической теории
Курсовая работа на тему «Консультационные фирмы: характеристика отрасли, методы, типы и системы управления знаниями»
Выполнила
студентка
1 курса
Финансового
факультета
группы 2102
Малюкова Диана Денисовна
Научный руководитель от кафедры экономической теории,
кандидат экономических наук
Орлова Мария Алексеевна
Москва
2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы консультирования…………………………..7
Глава II. Современное развитие консалтинга в Российской Федерации….17
2.1. Консалтинг
как система управления
2.2. Перспективы развития консультационной деятельности в РФ…......22
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Консалтинговая деятельность берет свое начало с конца 19 века. В числе первых фирм, оказывающих консультационные услуги были Arthur D. Little (фирма, основанная американским профессором, оказывала услуги по бухгалтерскому учету, а после и менеджменту), бюро деловых исследований Booz Allen Hamilton и наиболее известное в наши дни конслтинговое агентство McKinsey & Company, объединившее инженерный и финансовый консалтинг. Все эти компании существуют до сих пор.
В условиях современной экономики
консультационные услуги являются важным
элементом поддержания
В связи с этим в последние годы консультационное предпренимательство становится еще более востребоваемым и перспективным. Однако, консультационый рынок остается малоизученным. Консалтинг является молодой отраслью, с недостаточно проработанной теоретической базой, вопросами развития и другими проблемами. В мире есть много ученых и профессоров, занимающихся изучением консультационной деятельности: Джим Коллинз (его книга «От хорошего к великому», затрагивающая вопросы оценки методов эффективности деятельности организации, стала бестселлером), Итан Расиел (бывший сотрудник McKinsey, автор популярных методов McKinsey), Фредерик Тейлор (создатель тейлоризма, дал начало управленческому консультированию и развил научный менеджмент). Однако далеко не для всех из них консалтинг – основная специализация. К примеру, магистр экономики и доктор философии Филипп Котлер является профессором международного маркетинга, и он лишь упоминает о консультировании в нескольких своих трудах.2
За последние годы появляется огромное количество консультационных фирм, предлагающих свои услуги в то время, как первые сертифицированные консультанты появились в России лишь в 2003 году. Большинство этих частных фирм оказывают услуги, не имея достаточной подготовленности и опыта консультирования. Да, все чему-то где-то когда-то учились, но нет национальной школы, стандартов, постоянного применения знаний на практике,а это очень важный навык.
Таким образом в своей работе я попытаюсь подробно изучить теоретические основы консалтинговой отрасли, отталкиваяся от которых появится возможность сформировать перспективы развития консалтинга.
Объектом исследования является консалтинг как отрасль, а предметом – консультирование в современной экономике.
В соответствие с поставленной целью будут решены такие задачи, как:
В первой главе мы рассмотрим основные понятия и характеристики, связанные с консультационной отраслью, попытаемся классифицировать консультирование и обозначить роль в современной экономике.
Компании, представляющие консалтинговые
услуги, могут оперировать в различных
сферах деятельности человека: существуют
фирмы, предоставляющие
Таким образом, мы видим, что каждое определение является очень обобщенным. Автор пытается включить в понятие задачи различных направлений, пробуя охватить как можно больше сфер деятельности отрасли. И все-таки стандартное определение есть: «Предоставление независимых советов и помощи по вопросам, включая определение и оценку проблем и возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации».6
Иными словами, это любая помощь, предоставляемая консультантом-специалистом, для решения той или иной проблемы определенной компании.
Основная цель консалтинга – помочь клиенту повысить эффективность своей деятельности, как путем предоставления информации и рекомендаций, так и предоставляя свои услуги в достижении поставленных целей. Характер и сложность решаемых проблем полностью зависят от специализации фирмы-заказчика: будет это стратегическое планирование, движение цен, прогнозирование рынков сбыта или оптимизация общего функционирование компания. Консультантам приходится тщательно изучать сферу деятельности, с которой будет связана работа, выдвигать гипотезы и предлагать новые решения, а также умение убедить заказчика в необходимости всех производимых мер.
Заглянем в историю, чтобы
поподробнее рассмотреть сам
термин «консалтинг». Так как первые консультационные
фирмы появились в США, само слово было
образовано от англ. consulting – консультирование.
Некоторые исследователи и практики вообще
понимают под консалтингом только управленческое
консультирование, таким образом, отказывая
в праве называться консалтингом таким
видам услуг, как, например, бухгалтерское
обслуживание или проектно-инвестиционное
консультирование.
По мнению ряда авторов, все
профессиональные услуги для бизнеса
являются консалтингом не только потому,
что в большинстве случаев управленческий
консалтинг не обходится без внешнего
финансового аудита и других услуг, смежных
с управленческим консультированием,
но и потому, что всех их объединяет единый
"родовой" признак. Таким образом,
мы видим, что определенной дефиниции
для термина консалтинг еще нет даже среди
профессионалов.
Сейчас появилось настолько
много видов корпоративных
На рис. 1 представлена сегментация отрасли, включающая в себя 4 основных направления.
Рис.1
Большинство авторов выделяют 3 типа классификации консультационных услуг: по направлению, попредметное разделение и по методу. Последнее мы рассмотрим чуть позже.
1.2 Модели и методы консультирования.
По методологическому признаку
мы можем различать 3 формы консультирования:
экспертное, процессное и обучающее.
Выбор модели зависит от клиента, решаемой
задачи и опытности консультанта.
1.Экспертное консультирование. Клиент
сам представляет проблему, сам анализирует
ситуацию и сам реализует изменения. Консультант
в свою очередь лишь разрабатывает рекомендацию.
Использование этой модели подразумевает
стандартную ситуацию, которая не требует
глубокого анализа.
2.Обучающее консультирование. Клиент
только формирует запрос, а консультант,
проанализировав всю ситуацию, сам подбирает
подходящие решения и программу обучения,
которая может включать в себя различные
тренинги, кейсы, деловые игры и т.д.
3.Процессное консультирование. Наиболее
эффективный подход. Клиент взаимодействует
с консультантами, последние в
свою очередь побуждают
Для определения необходимой
степени вовлеченности персонала клиента
в деятельность консультанта надо соизмерять
затраты времени клиента и результаты
консультационных работ.
Эффективность работы консультанта
напрямую зависит от участия клиента.
При росте вовлеченности клиента эффективность
растет до точки оптимума (topt), после которой
начинает падать, что означает: клиент
начинает выполнять за консультанта его
работу.
Минимальная вовлеченность соответствует реализации специальных проблем, максимальная - решению стратегических задач.
Понятно, что минимальная вовлеченность клиента должна быть при реализации специальных проблем, максимальная – при решении стратегических задач.
Под процессом консультирования понимают
последовательную серию действий, мероприятий,
осуществляемые благодаря совместной
деятельности консультанта и клиента
для достижения позитивных перемен
внутри клиентной организации, разрешения
ее проблем.
Консультационный процесс проходит 3 стадии:
– Предконтрактная стадия. Клиентом
устанавливается наличие
– Контрактная. Состоит из нескольких этапов (диагностика в Киеве, разработка решений, внедрение решений), в свою очередь включающих процедуры. Цель контрактной стадии – определить конкретные результаты и направления работ, обеспечить разработку и реализацию решения проблем.
– Послеконтрактная. (Заключительная)
Уход консультанта.
Выделение в консультационном процессе
этапов дает структурированную основу
для принятия решений, скоординированные
коммуникации, мотивированную организацию
проекта в Киеве, ощутимые результаты.
Все это позволяет снизить непредсказуемость,
т.е. получается хорошо управляемый проект.
Под методом консультирования понимается
общая схема (план действий), сформированная
на основе обобщенного опыта
Существует следующая
1. Методы решения содержательной
части проблем.
* Методы диагностики.
* Методы решения проблем.
* Методы реализации.
2. Методы работы с клиентом.
*Методы выбора ролей консультанта и клиента.
* Методы сотрудничества и помощи клиенту
в осуществлении изменений.
В этой главе мы подробнее рассмотрим практической применение консалтинга в реальных экономических условиях и на реальных рынках, а также перспективы развития этой отрасли.