Консультационные фирмы: характеристика отрасли, методы, типы и системы управления знаниями

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является консалтинг как отрасль, а предметом – консультирование в современной экономике.
В соответствие с поставленной целью будут решены такие задачи, как:
Изучить понятие консалтинга, его сущность и особеннности. Рассмотреть специфику основных направлений
Дать классификацию и оценку роли консультационных услуг в условиях своременной экономики
Провести анализ современного рынка и найти возможные эффективные пути развития

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы консультирования…………………………..7
Понятие и сущность консалтинга. Основные характеристики консультационной отрасли ………………………………………….....7
Модели и методы консультирования………………...……………….12
Глава II. Современное развитие консалтинга в Российской Федерации….17
2.1. Консалтинг как система управления знаниями в условиях современной экономике……………………………...……………………….17
2.2. Перспективы развития консультационной деятельности в РФ…......22
Заключение…………………………………………………………………….27
Литература…………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая маркетинг.docx

— 66.11 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Российский экономический  университет им. Г.В.Плеханова»

 

Финансовый факультет

направление Экономика

 

Кафедра экономической теории

 

Курсовая работа на тему «Консультационные фирмы: характеристика отрасли, методы, типы и системы управления знаниями»

 

 

Выполнила                                                                                                             Дата сдачи  КР  «20.05.2011 »

студентка 1 курса                                                                                                   Дата защиты КР «                   »    

Финансового факультета                                                                                    

группы 2102

Малюкова  Диана Денисовна

 

 

Научный руководитель от кафедры экономической теории,

кандидат  экономических наук

Орлова  Мария Алексеевна

 

Москва

2011

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы консультирования…………………………..7

    1. Понятие и сущность консалтинга. Основные характеристики консультационной отрасли ………………………………………….....7
    2. Модели и методы консультирования………………...……………….12

Глава II. Современное развитие консалтинга в Российской Федерации….17

2.1.    Консалтинг  как система управления знаниями  в условиях современной экономике……………………………...……………………….17

2.2.    Перспективы развития консультационной деятельности в РФ…......22

Заключение…………………………………………………………………….27

Литература…………………………………………………………………….28

Приложение…………………………………………………………...………30

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Консалтинговая деятельность берет свое начало с конца 19 века. В числе первых фирм, оказывающих  консультационные услуги были Arthur D. Little (фирма, основанная американским профессором, оказывала услуги по бухгалтерскому учету, а после и менеджменту), бюро деловых исследований Booz Allen Hamilton и наиболее известное в наши дни конслтинговое агентство McKinsey & Company, объединившее инженерный и финансовый консалтинг. Все эти компании существуют до сих пор.

В условиях современной экономики  консультационные услуги являются важным элементом поддержания функционирования инфраструктуры. Они позволяют в сжатые сроки найти наиболее эффективные решения и добиться высоких результатов. В наше время с все более усложняющимся рынком, обострением конкуренции и непредсказуемостью макроэкономических факторов без индустрии консалтинга просто не обойтись. Порой даже успешные крупные компании на разных этапах развития сталкиваются с различного рода проблемами, для решения которых необходимо прибегнуть к помощи квалифицированных специалистов «со стороны». На практике консультант-эксперт, как правило, ценен тем, что помимо своего богатого опыта решения проблем в разнообразных сферах и обширных знаний, касающихся новых тенденций развития современного бизнеса, он является внешним специалистом, который может посмотреть на проблему со стороны и указать на недочеты, которые незаметны для руководства компании. Слова одного из первых профессиональных консультантов, Эдвина Буза, еще раз это подтверждают: «Компании могли бы достичь большего успеха,если бы обращались за помощью к внешним специалистам и получали бы от них квалифицированные и объективные советы»1

В связи с этим в последние  годы консультационное предпренимательство  становится еще более востребоваемым и перспективным. Однако, консультационый рынок остается малоизученным. Консалтинг является молодой отраслью, с недостаточно проработанной теоретической базой, вопросами развития и другими проблемами. В мире есть много ученых и профессоров, занимающихся изучением консультационной деятельности: Джим Коллинз (его книга «От хорошего к великому», затрагивающая вопросы оценки методов эффективности деятельности организации, стала бестселлером), Итан Расиел (бывший сотрудник McKinsey, автор популярных методов McKinsey), Фредерик Тейлор (создатель тейлоризма, дал начало управленческому консультированию и развил научный менеджмент). Однако далеко не для всех из них консалтинг – основная специализация. К примеру, магистр экономики и доктор философии Филипп Котлер является профессором международного маркетинга, и он лишь упоминает о консультировании в нескольких своих трудах.2

За последние годы появляется огромное количество консультационных фирм, предлагающих свои услуги  в то время, как первые сертифицированные консультанты появились в России лишь в 2003 году. Большинство этих частных фирм оказывают услуги, не имея достаточной подготовленности и опыта консультирования. Да, все чему-то где-то когда-то учились, но нет национальной школы, стандартов, постоянного применения знаний на практике,а это очень важный навык.

Таким образом в своей работе я попытаюсь подробно изучить теоретические основы консалтинговой отрасли, отталкиваяся от которых появится возможность сформировать перспективы развития консалтинга.

Объектом исследования является консалтинг как отрасль, а предметом  – консультирование в современной экономике.

В соответствие с поставленной целью будут решены такие задачи, как:

    • Изучить понятие консалтинга, его сущность и особеннности. Рассмотреть специфику основных направлений
    • Дать классификацию и оценку роли консультационных услуг в условиях своременной экономики
    • Провести анализ современного рынка и найти возможные эффективные пути развития

 

Глава I. Теоретические основы консультирования

В первой главе мы рассмотрим основные понятия и характеристики, связанные с консультационной отраслью, попытаемся классифицировать консультирование и обозначить роль в современной экономике.

    1. Понятие и сущность консалтинга. Основные характеристики консалтинговой отрасли.

Компании, представляющие консалтинговые услуги, могут оперировать в различных  сферах деятельности человека: существуют фирмы, предоставляющие консультационные услуги только по кадрам или осуществляющие только финансовый консалтинг, политический консалтинг и так далее (хотя есть и компании-монополии, охватывающие абсолютно все спектры проблем). Широкий круг вопросов, решаемый с помощью консультирования, позволяет каждому специалисту, работающему в той или иной области, давать свое определение термину «консалтинг». И в этом понятии непременно отразится то направление деятельности, которым занимается специалист. Будь то аудит, бизнес-консалтинг или ИТ-консалтинг, каждый будет понимать смысл абсолютно по-разному. Поэтому рассмотрим несколько определений разных экономистов и попытаемся их сравнить:

  1. Консалтинг – консультационная деятельность в сфере экономики, в том числе по внешнеэкономическим проблемам. Консалтинговые фирмы предоставляют услуги по анализу и прогнозированию рынка товаров, лицензий, ноу-хау, уровня мировых цен и т.д.3
  2. Консалтинг – сервис, обеспечивающий клиента независимым и объективным советом, предоставляемый специализированной компанией или специалистом для идентификации и анализа проблем и возможностей компании-клиента.4
  3. Консалтинг - деятельность специальных компаний, заключающаяся в консультировании производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов экономики, финансов, внешнеэкономических связей, создания и регистрации фирм, исследования и прогнозирования рынка товаров и услуг, инноваций.5

Таким образом, мы видим, что  каждое определение является очень  обобщенным. Автор пытается включить в понятие задачи различных направлений, пробуя охватить как можно больше сфер деятельности отрасли. И все-таки стандартное определение есть: «Предоставление независимых советов и помощи по вопросам, включая определение и оценку проблем и возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации».6

Иными словами, это любая помощь, предоставляемая консультантом-специалистом, для решения той или иной проблемы определенной компании.

Основная цель консалтинга  – помочь клиенту повысить эффективность  своей деятельности, как путем  предоставления информации и рекомендаций, так и предоставляя свои услуги в  достижении поставленных целей. Характер и сложность решаемых проблем полностью зависят от специализации фирмы-заказчика: будет это стратегическое планирование, движение цен, прогнозирование рынков сбыта или оптимизация общего функционирование компания. Консультантам приходится тщательно изучать сферу деятельности, с которой будет связана работа, выдвигать гипотезы и предлагать новые решения, а также умение убедить заказчика в необходимости всех производимых мер.

Заглянем в историю, чтобы  поподробнее рассмотреть сам  термин «консалтинг». Так как первые консультационные фирмы появились в США, само слово было образовано от англ. consulting – консультирование. Некоторые исследователи и практики вообще понимают под консалтингом только управленческое консультирование, таким образом, отказывая в праве называться консалтингом таким видам услуг, как, например, бухгалтерское обслуживание или проектно-инвестиционное консультирование. 
По мнению ряда авторов, все профессиональные услуги для бизнеса являются консалтингом не только потому, что в большинстве случаев управленческий консалтинг не обходится без внешнего финансового аудита и других услуг, смежных с управленческим консультированием, но и потому, что всех их объединяет единый "родовой" признак. Таким образом, мы видим, что определенной дефиниции для термина консалтинг еще нет даже среди профессионалов.

Сейчас появилось настолько  много видов корпоративных услуг, что как-то синхронизировать их в  одну схему, таблицу или сводку практически  невозможно. Можно лишь выделить несколько базовых направлений, основываясь только на мировой практике.

На рис. 1 представлена сегментация  отрасли, включающая в себя 4 основных направления.

 

 

Рис.1

Большинство авторов выделяют 3 типа классификации консультационных услуг: по направлению, попредметное разделение и по методу. Последнее мы рассмотрим чуть позже.

  1. По направлению: психологическое консультирование, бизнес-консалтинг
  2. По предметной (отраслевой) области консалтинга: консалтинг в маркетинге, юридический консалтинг, IT-консалтинг и т.д. По классификации FEACO насчитывается 84 виды предметных областей консалтинга.7 Они в свою очередь разбиты на 8 групп, в зависимости от специализации: общее управление, администрирование, финансовое управление, управление персоналом, маркетинг, производство, информационные технологии, специализированные услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Модели и  методы консультирования.

По методологическому признаку мы можем различать 3 формы консультирования: экспертное, процессное и обучающее. 
Выбор модели зависит от клиента, решаемой задачи и опытности консультанта. 
1.Экспертное консультирование. Клиент сам представляет проблему, сам анализирует ситуацию и сам реализует изменения. Консультант в свою очередь лишь разрабатывает рекомендацию. Использование этой модели подразумевает стандартную ситуацию, которая не требует глубокого анализа. 
2.Обучающее консультирование. Клиент только формирует запрос, а консультант, проанализировав всю ситуацию, сам подбирает подходящие решения и программу обучения, которая может включать в себя различные тренинги, кейсы, деловые игры и т.д.

3.Процессное консультирование. Наиболее  эффективный подход. Клиент взаимодействует  с консультантами, последние в  свою очередь побуждают клиента  высказывать свои идеи, соображения,  проводить анализ и вырабатывать  решения. При этом роль консультантов  заключается в сборе этих внешних  и внутренних идей и оценке  принятых решений. 
Для определения необходимой степени вовлеченности персонала клиента в деятельность консультанта надо соизмерять затраты времени клиента и результаты консультационных работ. 
Эффективность работы консультанта напрямую зависит от участия клиента. При росте вовлеченности клиента эффективность растет до точки оптимума (topt), после которой начинает падать, что означает: клиент начинает выполнять за консультанта его работу.

Минимальная вовлеченность  соответствует реализации специальных  проблем, максимальная - решению стратегических задач.

Понятно, что минимальная вовлеченность  клиента должна быть при реализации специальных проблем, максимальная – при решении стратегических задач. 

Под процессом консультирования понимают последовательную серию действий, мероприятий, осуществляемые благодаря совместной деятельности консультанта и клиента  для достижения позитивных перемен  внутри клиентной организации, разрешения ее проблем. 
Консультационный процесс проходит 3 стадии:

– Предконтрактная стадия. Клиентом устанавливается наличие проблемы и необходимость привлечения  для ее решения консультантов, которые  по результатам предварительной  диагностики делают предложение  клиенту по поводу задания. Эта стадия завершается заключением контракта. Цель ее — обеспечить единство в понимании сути консультационного проекта клиентом и консультантом.

– Контрактная. Состоит из нескольких этапов (диагностика в Киеве, разработка решений, внедрение решений), в свою очередь включающих процедуры. Цель контрактной стадии – определить конкретные результаты и направления  работ, обеспечить разработку и реализацию решения проблем.

– Послеконтрактная. (Заключительная) Уход консультанта. 
Выделение в консультационном процессе этапов дает структурированную основу для принятия решений, скоординированные коммуникации, мотивированную организацию проекта в Киеве, ощутимые результаты. Все это позволяет снизить непредсказуемость, т.е. получается хорошо управляемый проект.

Под методом консультирования понимается общая схема (план действий), сформированная на основе обобщенного опыта результативных консультаций данного вида в Киеве, позволяющая выработать соответствующую  программу действий.

Существует следующая методологическая классификация, помогающая осуществить быстрый поиск, выбор и эффективное использование наиболее соответствующих проблеме организации и модели консультирования методов: 

1. Методы решения содержательной  части проблем. 
* Методы диагностики. 
* Методы решения проблем. 
* Методы реализации.

2. Методы работы с клиентом. 
*Методы выбора ролей консультанта и клиента. 
* Методы сотрудничества и помощи клиенту в осуществлении изменений.

Глава II. Современное развитие консалтинга в Российской Федерации

В этой главе мы подробнее рассмотрим практической применение консалтинга  в реальных экономических условиях и на реальных рынках, а также  перспективы развития этой отрасли.

    1. Консалтинг как один из видов управления знаниями в современных условиях.

Информация о работе Консультационные фирмы: характеристика отрасли, методы, типы и системы управления знаниями