Конкурентоспособность товара и ее оценка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 22:00, контрольная работа

Описание работы

Конкурентоспособный товар обладает какими-либо конкурентными преимуществами. Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты: Дифференциация - это способность производителя выделить свой продукт из общей массы аналогичных товаров, чтобы обратить на него внимание покупателей, потребителей за счет качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.

Содержание

Введение…………………………………………..………………………...….3
1 Понятие конкурентоспособности товара…………………………………..4
2 Параметры, определяющие конкурентоспособность товаров………...…10
3 Методы оценки конкурентоспособности товара……………………….…12
Заключение…………………………………….…………………………..…..19
Список используемой литературы……………………………………...……21

Работа содержит 1 файл

Министерство науки и образования.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

       Проблемы качества и конкурентоспособности носят не текущий, тактический, а долговременный, стратегический характер. Отсюда и долгосрочное прогнозирование объема и характера потребностей, перспективного технического уровня и качества продукции нацелено на: выявление возможных требований к ассортименту и качеству изделий на перспективный период их производства и потребления; определение научно-технических и экономических возможностей удовлетворения требований потребителя; установление ассортимента и показателей качества при разработке перспективных видов продукции.

       Высокое качество и конкурентоспособность продукции обеспечиваются всей системой маркетинга - от конструирования, опытного и серийного производства до сбыта и сервиса эксплуатируемых изделий, включая в числе других средства и методы управления и контроля качества, способы транспортирования и хранения, установку (монтаж) и послепродажное обслуживание.  
 
 
 

            2 Параметры, определяющие конкурентоспособность  товаров 

       Для того чтобы товар был приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик. Существуют следующие основные параметры, характеризующие конкурентоспособность товара:

      1. Технические параметры. Они включают:

      а) параметры назначения - свойства товара, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнять (например, металлообработка, перевозка грузов, обработка сельхозпродукции);

      б) эргономические параметры, характеризующие соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения трудовых операций;

      в) конструктивные параметры, отражающие конструктивно-технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность и т.п.);

      г) эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара.

      2. Нормативные параметры. Они характеризуют свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его, предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он, не может использоваться для удовлетворения существующей потребности.

      3. Экономические параметры. Они связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуатационные: затраты - расходы на все виды ремонта, обучение персонала и т.д.

      Стремясь к приобретению товара, в наибольшей степени соответствующего потребности, покупатель в то же время придает большое значение всем затратам, которые будут с этим связаны. Для него покупка товара означает лишь исходный пункт удовлетворения потребности в течение определенного периода. Для многих видов товаров реализация полезного эффекта (полезных свойств товара) достигается в ходе эксплуатации, связанной с дополнительными расходами - на ремонт, регулировку, расход энергоресурсов, вспомогательных материалов и т.д.        Таким образом, при удовлетворении потребности покупатель несет расходы как по приобретению товара, так и по его потреблению, В целом эти затраты представляют собой сумму, называемую ценой потребления.

      4. Организационные параметры. Они включают:

      а) систему скидок;

      б) условия платежей и поставок;

      в) комплектность поставки;

      г) сроки и условия гарантий и т.д.

      Совокупность организационных параметров также выступает как важная компонента конкурентоспособности товара.

      Анализируя параметры конкурентоспособности, необходимо отметить, что при прочих равных условиях важнейшая роль принадлежит цене потребления, которая обычно значительно выше продажной (прейскурантной) цены. Так, в затратах на эксплуатацию грузовика продажная цена составляет всего 15%, авиалайнера - 11%, бытового холодильника - 10%, трактора - 19%. Именно поэтому снижение прейскурантной цены даже в значительных пределах может не быть существенным фактором конкурентоспособности, если отношение "продажная цена/цена потребления; находится в пределах 0,05-0,2.

 

3 Методы  оценки конкурентоспособности товара 

     Разработка проблемы конкурентоспособности товаров и услуг напрямую зависит от выбранного метода оценки.

         Дифференциальный метод основан на использовании единичных параметров анализируемого товара и базы сравнения и их сопоставлении.

        Отметим, что оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения, т.к. конкурентоспособность товара или иного объекта - понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности может производиться по формуле (1):

                                                                                               (1)                                                                            

        где gi – единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

     Пi – величина i-го параметра для анализируемой продукции;

        Пin – величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;

     n – количество анализируемых параметров.

     Если  за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби следует  поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец.

     Иногда  параметры продукции не имеют  физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик используется методы оценки в баллах.

     Данный  метод позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или  снижения параметров продукции для  обеспечения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.

     Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности  базируется на применении групповых  и интегральных показателей. Узловым  моментом при оценке конкурентоспособности  является расчет общего показателя уровня (Kt). В основе его определения лежит соотношение интегральных показателей конкурентоспособности оцениваемого изделия и базового образца. При наличии полной информации о затратах на приобретение и эксплуатацию или потребление продукции уровень его конкурентоспособности определяется по формуле (2): 

                                                                                (2) 

     где I (t), Iб (t) - интегральный показатель качества соответствия оцениваемого и базового образца;

     П , Пб - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого и базового образца за срок службы;

     З, Зб - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление  соответственно оцениваемого и базового образца.

     Отношение полных затрат на приобретение и эксплуатацию сравниваемых образцов определяется по формуле (3): 

                                                                                          (3)

        где Зс, Зсб - единовременные затраты на приобретение соответственно оцениваемого и базового образца; 

      ,  

     средние суммарные эксплуатационные затраты, относящиеся к одному году службы соответственно оцениваемого и базового образца;

     T - срок службы;

     n - количество статей эксплуатационных затрат.

     При неполной информации об эксплуатационных затратах, особенно при сравнении  отечественных и зарубежных образцов, следует применять относительный  интегральный показатель по формуле, полученной путем преобразования формулы (2): 

                                                     (4) 

     где - отношение полезных эффектов от эксплуатации или потребления оцениваемого и базового образца;

     q - отношение единовременных затрат  потребителя на приобретение оцениваемого и базового образцов;

     mзб - доля затрат производителя на приобретение базового образца в полных затратах;

     T' - отношение сроков службы оцениваемого и базового образца;

      - относительное значение i-ого показателя качества продукции (i = 1………….,n);

     miб - доля затрат, обусловленная i-м показателем качества базового образца, выраженного в стоимостных единицах при полных затратах, mзб +,……. .,+mnб = 1;

     Pi, Piб - значение i - го показателя качества соответственно оцениваемого и базового образца, выраженное в натуральных единицах и характеризующее соответствующую составляющую полных затрат; 4

     При К (t) ≥ 1 продукция конкурентоспособна на конкретном рынке, а при К (t) < 1 продукция неконкурентоспособна на конкретном рынке.

     Для определения уровня конкурентоспособности  промышленной продукции может быть использован и смешанный метод  оценки.

     Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности  основан на совместном применении единичных  и комплексных показателей.

     Наиболее важные показатели используются как единичные. Остальные единичные показатели объединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые показатели.

     На  основе полученной совокупности групповых  и единичных показателей качества оценивается уровень конкурентоспособности дифференциальным методом.

     Данный  метод имеет ряд недостатков:

     1) во всех случаях предполагается  линейная зависимость конкурентоспособности  от значения критерия, то есть  по всем параметрам спроса  равна 1;

     2) не учитывается то, что для  нескольких критериев существуют ограничения, объективные или субъективные, при нарушении которых, конкурентоспособность продукции стремится к нулю;

     3) при сравнении нескольких товаров  необходимо проведение расчетов  для каждой пары в отдельности;

     4) сложно установить весовое значение показателей, особенно для большого количества критериев;

     5) невозможно оценить степень влияния  на конкурентоспособность продукции  факторов, не поддающихся количественной  оценке;

     6) данным методом рассчитывается  конкурентоспособность одного объекта относительно другого, а не уровень конкурентоспособности вообще;

     7) существует определенная сложность  выбора базы сравнения, особенно  в случаях, когда в качестве  таковой необходимо принять ряд  существующих образцов. Возникает  вопрос: какой товар является лучшим?

     Иными словами мы с помощью цифр можем  охарактеризовать конкурентоспособность товара по отношению к другим товарам. Сопоставление продукции ведется по таблице сравнения параметров. В результате сравнения одним из методов (дифференциального, комплексного или смешанного) дается одно из следующих заключений:

  • продукция конкурентоспособна на данном рынке в сравниваемом классе изделий;
  • продукция обладает низкой конкурентоспособностью в сравниваемом классе изделий на данном рынке;
  • продукция полностью неконкурентоспособна в сравниваемом классе изделий на данном рынке.

     Заключение  дополняется выводами о преимуществах  и недостатках оцениваемой продукции по сравнению с аналогами, а также предложениями о мерах, которые должны быть приняты для улучшения положения ее на рынке.

Информация о работе Конкурентоспособность товара и ее оценка