Конкурентоспособность строительной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Словосочетание «способность продукции» означает словообразующую характеристику категории конкурентоспособность продукции, поскольку это слово состоит из двух слов конкурент и способность. Словосочетание «по сравнению с аналогичными продуктами» отражает сравнительный характер этой категории, а также определяет объект, с которым собственно надо сравнивать. «По качественным, стоимостным, информационным, инновационным и сервисным характеристикам» подчеркивает критерии оценки конкурентоспособности.

Работа содержит 1 файл

маркетинг часть111.docx

— 59.37 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методы определения конкурентоспособности продукции предприятия

 

Практика определения  конкурентоспособности товара основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления.

Конкурентоспособность продукции  может быть выражена количественно через показатель конкурентоспособности.

Известно несколько способов определения этого важнейшего показателя. Остановимся на более распространенных.

Первый способ. Критерием для определения конкурентоспособности техники является цена потребления этого товара, которая определяется из выражения

Цп = Цпр + Ип,

где Цп — цена потребления;

Цпр — цена продажная;

Ип — издержки у потребителя  этой продукции за весь нормативный срок ее службы.

Для покупателя все расходы  делятся на две основные категории. Во-первых, это постоянные затраты, которые осуществляются единовременно и в дальнейшем не изменяют своей величины, т.е. покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр. Во-вторых, это переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием; Величину переменных затрат (Ип) для юридических лиц можно определить по формуле

где ЗП — годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды;

Ирем — годовые затраты  на текущий ремонт и обслуживание;

Имр — годовые расходы  на топливо, энергию, горюче-смазочные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники;

А — годовая величина амортизации;

Ипр — прочие годовые  издержки, связанные с эксплуатацией  техники;

Тн — нормативный срок службы.

По мере старения изделия  сумма переменных затрат возрастает, и соответственно увеличивается их доля в цене потребления.

На основе этих противоположных  тенденций формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, т.е. становится оптимальной.

С выработкой этого ресурса  потребитель должен прекратить пользоваться данным изделием и заменить его новым или провести его капитальный ремонт, т.е. восстановить в той или иной степени экономический ресурс, который должен находиться в непосредственной близости к установленным срокам полного амортизационного списания.

Таким образом, для покупателя цена потребления товара (техники) означает очень многое, в первую очередь  как этот товар проявит себя при  его эксплуатации. Поэтому чем  ниже цена потребления товара, тем  выше его конкурентоспособность.

Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова  по производительности и сроку службы. Если эти параметры разнятся, то необходимо привести варианты в сопоставимый вид.

Технические параметры при  этом методе определения конкурентоспособности как бы явно не участвуют, но косвенно они все же учитываются в стоимостных параметрах (в продажной цене и цене потребления).

Второй способ. При определении конкурентоспособности товара по этому способу учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара и уровень его качества.

Явно более конкурентоспособным  является тот товар, у которого издержки на производство и реализацию являются минимальными, а уровень качества более высокий по сравнению с товаром-конкурентом.

При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов более конкурентоспособным является тот, у которого ниже себестоимость. На это обстоятельство стоит обратить особое внимание. Дело в том, что в России за 1995 г. цены на многие товары достигли максимума, а цены на некоторые из них даже превысили мировые. В этих условиях предприятия должны обращать внимание не только на уровень качества выпускаемой продукции, но и на издержки ее производства и реализации. Это совершенно новая ситуация для предприятий, а руководители многих из них в психологическом плане не готовы к этому.

Третий способ. Этот способ основан на сопоставлении товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены.

Согласно этому методу вначале определяются количественные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (товара) по формуле

где КП — комплексный  показатель уровня качества товара;

КПэ — комплексный показатель эстетико-эргономического уровня;

КПт — комплексный показатель технического уровня;

КПн — комплексный показатель надежности.

На втором этапе определяются показатели конкурентоспособности сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения:

где Пкi, Пкб —показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара-эталона;

КПi, КПб — комплексный показатель уровня качества сравниваемого образца и товара-эталона;

Цi, Цб — предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона.

Если Пк> Пкб, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если Пк< Пкб — менее конкурентоспособным; если Пк= Пкб — конкурентоспособность одинакова.

Наиболее наглядное представление  дает относительный показатель конкурентоспособности (ОПк):                                                             

Если ОПк ³ 1, то показатель конкурентоспособности рассматриваемого образца превышает или равен показателю конкурентоспособности базового.

Недостаток данного метода заключается в том, что он учитывает  только продажную цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, т.е. этот метод не учитывает, насколько хороши эти товары в эксплуатации.

Четвертый способ. При этом методе уровень конкурентоспособности определяется на основе сопоставления как технических, так и экономических параметров. При этом из технических параметров выбираются только такие, которые в наибольшей степени интересуют покупателя. Далее рассчитываются индексы по каждому техническому параметру, а на их основе определяются сводные параметрические индексы (Iтп) по каждому сравниваемому изделию:                                                             

где I— индивидуальный индекс i-то технического параметра;

а— вес i-го параметра.

Создание весовой базы технических параметров — это  наиболее ответственная и сложная  часть всего анализа конкурентоспособности. Основным источником данных для построения весовой базы являются рыночные исследования — спрос потребителей, выставка образцов. На практике чаще всего помимо оценки мнения потребителей (а иногда и без таковой) оценку дают специалисты, связанные со сбытом товаров, в той или иной степени знакомые с требованиями потребителей.

Сопоставление сводных технических  параметров по каждому изделию дает возможность определить наиболее предпочтительное из них для покупателя. Более конкурентоспособным считается то изделие, у которого значение Iтп является максимальным.

Сводный индекс по экономическим  параметрам (Iэп) определяется из выражения

где Цпi, ЦП— цена потребления соответственно сравниваемого и базового образца.

Если Iэп < 1, то это означает, что сравниваемый образец является более конкурентоспособным по сравнению с базовым по экономическим параметрам; если Iэп > 1 — наоборот; если Iэп = 1 — изделия равнозначны.

Для определения уровня конкурентоспособности  как по техническим, так и по экономическим  параметрам определяется интегральный показатель конкурентоспособности (Ки):

где Iтп — сводный индекс по техническим параметрам;

Iэп  — сводный индекс по экономическим параметрам

Данный метод является более предпочтительным по сравнению с предыдущим, так как позволяет учитывать, насколько хороши сравниваемые изделия в эксплуатации.

Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров  для определения фактического положения  изделия на определенном рынке можно  определить долю рынка, контролируемую данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше – низкой.

Важное направление повышения  конкурентоспособности продукции – совершенствование организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.

С помощью метода №4 приведенного с данном разделе определим уровень конкурентоспособности продукции ОАО «Стройсервис», анализ конкурентоспособности продукции рассмотрим во второй главе.


Информация о работе Конкурентоспособность строительной продукции