Конкурентоспособность магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

В ходе экономических реформ предприятия России претерпели существенные изменения, как с точки зрения социально-экономической природы собственности, так и с точки зрения качественных и количественных характеристик своих производственных возможностей. Изменившаяся коренным образом внешняя среда потребовала навыков ведения хозяйственной деятельности в условиях конкуренции.

Работа содержит 1 файл

Коммерческая деятельность реф.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

  1) потребительские:

      – качество,

      – ассортимент;

  2) экономические:

      – система скидок,

      – цена (потребления, реализационная, закупочная).

  Потребительские критерии конкурентоспособности определяют потребительскую ценность или полезность товаров и представлены двумя основополагающими характеристиками: качеством и ассортиментом. Указанная группа критериев имеет наибольшую значимость для всех потребителей.

  Среди потребительских  критериев особое место занимает качество товаров, которое отдельные  авторы считают наряду с ценой практически единственным критерием конкурентоспособности товаров. Однако такое представление о сущности конкурентоспособности, обусловленной основополагающими характеристиками товара, неполно.

  Привлекательность качества товаров для потребителей в значительной мере обеспечивает их конкурентоспособность. В то же время при оценке качества возникают две проблемы, от разрешения которых во многом зависит достоверность определения конкурентоспособности товаров.

  Первая  проблема заключается в том, что отдельные группы потребительских свойств, составляющих качество, неравнозначны как у одного, так и у разных товаров. Наибольшую значимость у большинства товаров имеет функциональное назначение, которое оказывает решающее влияние на создание потребительских предпочтений, а также безопасность и эргономические свойства.

  Значимость  других групп потребительских свойств (эстетических, экологических, социального  назначения для разных товаров и  сегментов потребителей), как правило, ниже, чем ранее указанных.

  Сложность заключается в том, что потребитель  при оценке качества товаров ориентируется  в значительной мере не на регламентируемые нормативными документами показатели качества, а на собственные вкусы  и представления о том, каким  должен быть товар. Причем иногда представления о товаре у многих потребителей очень поверхностные, на уровне в основном органолептических показателей, которые не всегда достаточно полно и объективно характеризуют полезность товара для потребителей.

  Таким образом, можно говорить о потребительской оценке уровня качества, который устанавливается как отношение фактически определяемых значений органолептических показателей качества к предполагаемым потребителями значениям тех же показателей.

  Итак, потребительская  оценка качества товаров является одним из важнейших критериев конкурентоспособности товаров.

  Вместе  с тем качество тесно связано  с другим критерием конкурентоспособности  – ассортиментом. Более того, целый  ряд показателей качества одновременно применяется для целей идентификации ассортиментной характеристики товаров. К числу таких показателей относятся органолептические показатели (внешний вид), иногда консистенция и (или) внутреннее строение.

  Отличительные признаки между СМС разных наименований также определяются с помощью  показателей качества и влияют на их конкурентоспособность. Повышенная значимость показателей ассортиментной идентификации (функционального назначения, внешнего вида и др.) обусловливает большую роль ассортимента как критерия конкурентоспособности. Ассортиментная принадлежность товара имеет важнейшее значение для принятия решения об его покупке, особенно если она не импульсивная, а заранее запланированная и служит средством удовлетворения неотложных потребностей.

  Следовательно, по степени значимости, критерии конкурентоспособности – ассортимент и качество – могут быть равнозначными, а в некоторых случаях ассортимент может оказаться наиболее весомой характеристикой. Однако при наличии товаров-конкурентов одного вида потребитель чаще всего отдаст предпочтение качеству.

  Важнейшим экономическим критерием конкурентно  – способности СМС является цена.

  Следует иметь в виду, что довольно часто  индивидуальный потребитель связывает  цену реализации с основополагающими  характеристиками товара, особенно с  качеством. У многих потребителей повышенные цены на т

  ар ассоциируются  с высоким качеством. Однако это  не всегда правильно, так как цена реализации определяется следующими факторами: закупочной ценой, транспортными расходами, затратами на хранение, издержками обращения, торговыми наценками и т.п. От их размера и будет зависеть цена. Качество реализуемого товара является лишь одним, хотя и важным

   фактором, заложенным в реализационную  цену, в частности в затраты  на его обеспечение.

  Степень воздействия цены на обеспечение  конкурентоспособности товаров неодинакова у разных потребителей. Низкие цены в большей мере влияют на потребительские предпочтения покупателей с низкими и средними доходами. Высокие цены создают большую привлекательность для обеспеченных потребителей. Вместе с тем, говоря о цене как об одном из критериев конкурентоспособности, нельзя считать цену прямой мерой полезности товаров или их потребительной ценности. Потребитель покупает товар не потому, что он имеет высокую или низкую стоимость (цену), а потому, что он отвечает его требованиям по основополагающим характеристикам потребительной стоимости (ценности).

  Однако  в литературе существует иная точка  зрения, согласно которой «потребительной  ценностью товара называется максимальная цена, которую покупатель считает  для себя выгодной заплатить за данный товар». В данном случае речь идет о неверном применении термина «потребительная ценность», которая, по нашему мнению, является синонимом «потребительной стоимости». Приведенное выше определение термина есть не что иное, как выгода потребителя, которую он может получить. Однако максимальный уровень цен может установить лишь производственный потребитель, следящий за ценовой конъюнктурой рынка. Индивидуальный потребитель достаточно часто такой информацией не располагает, а потому не может установить для себя эту максимальную цену.

  К экономическим  критериям, кроме цены, относятся  также скидки на товары, которые  в конечном счете и определяют фактическую цену реализации. Система  скидок устанавливается в зависимости  от количественных характеристик покупки (размера товарной партии, количества единичных экземпляров товаров), времени продажи, стабильности приобретения товаров (скидки для постоянных покупателей) и других критериев.

  Таким образом, можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность является сложным свойством товаров, характеризуемым интегральным относительным показателем. Определить этот показатель для каждого товара можно лишь в сравнении с другим товаром-конкурентом, показатели которого являются базовыми, принятыми за основу для сопоставления двух или нескольких товаров-конкурентов. В этом заключается одно из отличий интегрального показателя конкурентоспособности от уровня качества, для которого базовыми служат регламентированные нормативными документами показатели.

  Конкурентоспособность – важнейшая особенность товаров-конкурентов, базирующаяся на определенных принципах:

      – комплексность;

      – относительность;

      – социальная адресность.

  Комплексность конкурентоспособности товаров  заключается в том, что при  ее оценке должна учитываться совокупность критериев, определяющих особенности товаров-конкурентов.

  Относительность конкурентоспособности предполагает сравнительный характер ее оценки, когда выбранные критерии одного товара сравниваются с критериями другого  товара, принятыми за базовые.

  Социальная  адресность конкурентоспособности  определяется степенью удовлетворения с помощью товаров конкурентов  потребностей конкретных социально  ориентированных сегментов потребителей. Так, одни и те же товары могут обладать конкурентоспособностью для определенных потребителей и не обладать ею для других.

  Например, дорогие престижные товары привлекательны для обеспеченных потребителей и  не являются таковыми для малообеспеченных. Социальная адресность этих товаров  и их конкурентоспособность будут  неодинаковыми.

  Ограничение активного воздействия на повышение  конкурентоспособности товаров  и услуг требует обоснованного  отбора и применения методов обеспечения  конкуренто-способности, которые необходимо рассматривать как наиболее эффективные  пути повышения конкурентоспособности.

  Одним из путей повышения конкурентоспособности  СМС является обеспечение их организационного и информационного подкрепления в форме предоставления дополнительных сервисных услуг, а также доведение  до потребителей необходимой и достоверной информации.

  Связь с  внешней средой позволяет ИП Сутулину А.Н. учитывать ее неконтролируемые факторы, которые влияют на конкурентоспособность синтетических моющих средств. К ним относятся социально-экономические, правовые, экологические, природные, научно-технические и другие факторы.

  К компонентам  обратной связи относятся потребительские  предпочтения (их формирование и поддержание), рекламации потребителей, информация от потребителей о приемлемости качества и цены.

  Вместе  с тем перечисленных компонентов внешней среды недостаточно для обеспечения конкурентоспособности СМС. В дополнение к ним важную роль играют компоненты внутренней структуры.

  Управление  персоналом как одним из компонентов  внутренней структуры отличается следующими характерными признаками:

  нацеленность  работы персонала на обеспечение  и поддержание конкурентоспособности  товаров и услуг по всему технологическому циклу;

  быстрая адаптация к постоянно изменяющейся конкурентной среде;

  постоянное  повышение своей квалификации;

  систематический анализ конкурентной среды, а также преимуществ своей организации, реализуемых ею товаров, оказываемых услуг и организации-конкурента, ее товаров и услуг;

  учет факторов, влияющих на формирование и поддержание  потребительских предпочтений;

  знание  методов обеспечения конкурентоспособности и умение применять их сфере обслуживания.

  Конкурентоспособность товара – это степень его потребительской  привлекательности по сравнению  с товаром-аналогом на конкретном сегменте потребительского рынка.

  Привлекательными  для различных потребительских сегментов могут быть разные свойства, качество и цена потребления, а также другие факторы. Поэтому основополагающим при оценке конкурентоспособности товаров является четкая сегментация потребительского рынка.

    Заклучение

  Магазин, как и товар, можно рассматривать как совокупность некоторых характеристик, имеющих различную степень важности с точки зрения потребителя. Эти характеристики могут помочь торговцу определить концепцию магазина при его создании или определить конкурентоспособность уже существующего магазина. К таким характеристикам относятся: 

      -ассортимент  товаров, рассматриваемый с точки  зрения его ширины (разнообразия  товарных групп) и глубины (количества  моделей одного товарного ряда);

      -комплекс  услуг, в том числе: помощь  при выборе товара, помощь при примерке, объяснение принципов работы технических товаров, финансовые услуги (открытие кредита), разного рода дополнительные услуги (обмен валюты, обеспечение парковки автомобиля и др.);

      -уровень  цен и динамика их изменения  в соответствии с изменением различных факторов внешней среды (цены конкурентов, сезонность и т.д.);

      -место  расположения магазина, его доступность,  от которых зависит время похода  за покупками;-время работы магазина  и время пребывания в нем,  зависящее от легкости обнаружения нужных товаров, длины очереди в кассы;

      -уровень  обслуживания (квалификация персонала);-атмосфера  магазина, которая зависит от  того, как оформлен интерьер, от  уровня гигиены, расстановки товаров,  освещения, музыкального фона  и т.д

  Перечисленные характеристики служат потребителям в качестве критериев при сравнении торговых точек. Задача торговца — творчески и новаторски выбрать концепцию магазина, т.е. набор его атрибутов, отвечающих ожиданиям целевого сегмента покупателей и выделяющих магазин в ряду других торговых точек, обеспечивая его конкурентоспособность.

Информация о работе Конкурентоспособность магазина