Конкурентоспособность магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

В ходе экономических реформ предприятия России претерпели существенные изменения, как с точки зрения социально-экономической природы собственности, так и с точки зрения качественных и количественных характеристик своих производственных возможностей. Изменившаяся коренным образом внешняя среда потребовала навыков ведения хозяйственной деятельности в условиях конкуренции.

Работа содержит 1 файл

Коммерческая деятельность реф.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

    Введение

  В ходе экономических  реформ предприятия России претерпели существенные изменения, как с точки  зрения социально-экономической природы  собственности, так и с точки  зрения качественных и количественных характеристик своих производственных возможностей. Изменившаяся коренным образом внешняя среда потребовала навыков ведения хозяйственной деятельности в условиях конкуренции.

  Вместе  с тем, динамика развития рыночных отношений  настоятельно требует:

      - ускорения  рыночных реформ;

      - коренных  изменений в организации управления предприятиями, т.е. скорейшего перехода к методам имманентно присущим рыночным отношениям;

      - применения  современных рыночных технологий  управления, учитывающих накопленный  опыт странами с развитой рыночной  экономикой с целью повышения  устойчивости, гибкости и выживаемости предприятия в условиях рынка.

  Конкуренция – это хозяйственно-управленческий механизм, направленный на устранение соперничества с помощью создания наиболее благоприятных условий  для производства и реализации товара (услуг), обеспечения максимального удовлетворения потребностей и создание соответствующего объема прибыли и других выгод.

  Конкуренция начинается задолго до того, как  готовая к реализации продукция  поступит на рынок. Конкурирующие товаропроизводители  могут бороться за снижение себестоимости путем обеспечения производства более дешевым материалом, сырьем и полуфабрикатами, как результата заключения контракта на долгосрочную поставку, который заключается на более выгодных условиях покупателя, т.е. по ценам более низким в сравнении с ценами на рынке предметов труда.

  Управление  конкурентоспособностью должно охватывать, с одной стороны, проблемы качества, ресурсосбережения, изучения инфраструктуры внутренних и внешних рынков, с  другой - все общие функции управления - стратегический менеджмент, планирование, организацию процессов, учет и контроль, мотивацию и регулирование, и с третьей - все стадии жизненного цикла управляемых объектов, начиная со стратегического менеджмента и заканчивая утилизацией отработанного объекта.

    Основные  положения 

  Одним из основных критериедля открытия магазина является формирование ассортимента и его место поожение. Формирование ассортимента в магазине в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения и, кроме того, обеспечению прибыльной работы магазина.

  Стабильность  ассортиментаподдерживается благодаря  регулярному снабжению товарами из надёжных источников.

  Фактором  формирования ассортимента  выступает  его устойчивость, в связи с  чем, номенклатуру товаров можно условно разделить на две части – постоянную и переменную.

  Постоянный  ассортимент находится в максимально  полном ассортименте, соответствуют  наличию твёрдого сформированного  спроса.

  Отсутствие  каких-либо видов товаров может  привести к неудовлетворённому спросу.

  Переменный  ассортимент связан с альтернативным и импульсивным спросом, что способствует разнообразию ассортимента, его систематическому обновлению.

  Ассортимент содержит в себе переменные величины, отвечающие меняющемуся спросу, но в то же время ассортимент имеет постоянные величины, ибо он может заменяться и пересматриваться непрерывно. Частый пересмотр противоречил бы стабильности магазина.

  Место положение  вомногом определяет ценовую политику и ассортимент товаров в магазине, так магазин находящийся в спальном районе не будет окупаться, продавая продукцию дорогих брендов. При формировании ассортимента учитывается также наличие сети магазинов – конкурентов, представленного в них ассортимента товаров, уровня цен на товары, методов продажи, предлагаемых услуг и т.д.

  Планировка  магазина так-же имеет большое значение:

      1. Торговый зал технологически связан с помещениями для торговли товаров с продаж

      2. Помещение для подготовки товаров к продаже не являются проходными.

      3. Планировка магазина создаёт для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; площади магазина оптимально используются, создаются необходимые условия работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов.

      4.Планировка  магазина обеспечивает лёгкость и прострнство для совершения покупок, создаёт максимальную видимость выложенных товаров и обеспечивает обозримость ассортимента, стимулирует совершение импульсивных покупок, минимизирует время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все намеченные товары.

    Поставщики:

  Качество  обслуживания включает в себя качество продукции и надёжность обслуживания. Последняя оценивается через  вероятность отсутствия отказа в  удовлетворении заявки предпринимателя.

  Кроме основных критериев существуют и дополнительные. К ним относятся:

      – удалённость поставщика;

      – сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

      – организация управления качеством продукции у поставщика;

      – кредитоспособность и финансовое положение поставщика и др.

  При оценке нескольких поставщиков в магазине «Любимый» используется матричный  метод.

  Для оценки поставщика выбирается несколько критериев. Например, надёжность поставок, время  на выполнение заказа, цена товара, финансовое положение. Далее каждому критерию присваивается степень его значимости для магазина. Сумма показателей значимости должна быть равна 1. После этого каждый поставщик оценивается по выбранным критериям. При этом каждому свойству присваиваются баллы (от 1 до 10). Далее строится таблица (матрица), в которой указываются оценённые значения и рассчитывается рейтинг поставщика как сумма произведений выбранного критерия на его значимость.

  Наиболее  выгодно для магазина делать закупки  у того поставщика, у которого высокая  надёжность поставок и приемлемые цены.

  В закупочной деятельности магазина важны не только экономические параметры, но и юридические  моменты, от которых в конечном счёте  зависят экономические показатели магазина.

    Качество  товара

  Контроль  качества осуществляется в магазине при приёмке товара. При этом руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, стандартами, договорами поставки и т.д.

  Все товары, поступающие в магазин от поставщиков, проверяются работниками, на которых  возложена ответственность за сохранность  товаров. При приёмке проверяется соответствие количества, качества, ассортимента  данным сопроводительных документов, состояние тары, упаковки, маркировка товаров и тары.

  В первую очередь работник проверяет наличие  сопроводительных документов: накладной, в которой указаны наименование товара, количество, цена, общая сумма; счета – фактуры, в нём кроме перечисленных данных приведены торговые скидки и стоимость тары: транспортной накладной; упакованных ярлыков.

  Приёмка товаров по количеству заключается  в сопоставлении числа мест, единиц товара с данными сопроводительных документов и маркировке на товаре и таре. При приёмке достоверно устанавливается по чьей вине произошла недостача или образовались излишки, и определенны их размеры.

  Приёмка товаров по качеству и комплектности проводится органолептическими методами (запах, внешний вид, консистенция и т.д.). При обнаружении недоброкачественности и не комплектности товара приёмка приостанавливается. Акт о ненадлежащем качестве товара составляется с участием представителя поставщика.

  Конкурентная  среда

  При анализе  конкурентной среды важно установить номенклатуру ее характеризующих показателей. Проведенный информационный поиск  показал, что в маркетинговой  литературе практически отсутствует  четкая регламентация показателей товарной конкурентной среды, несмотря на их большую практическую значимость. В этой связи нами предложен перечень показателей конкурентной среды:

      – избыток товаров на рынке;

      – ограниченный объём платежеспособного спроса;

      – степень насыщенности рынка товарами;

      – количество товаров конкурентов;

      – количество фирм конкурентов;

      – регулирование цен с помощью конкуренции.

  Избыток товаров – превышение объема имеющихся  на рынке товаров над их реализацией. Определяется как разница между  поставляемыми и реализуемыми товарами. Образующийся на рынке избыток товаров и обусловливает возникновение конкурентных отношений между предприятиями и товарами-конкурентами. Избыток товаров может увеличиться за счет уменьшения платежеспособного спроса или, наоборот, снизиться при повышении спроса. Таким образом, избыток товаров служит косвенным дифференциальным показателем ограниченного объема платежеспособного спроса или наличия сильной товарной конкурентной среды. Однако избыток товаров, не пользующихся спросом, лишь создает иллюзию конкурентной среды и удовлетворенного спроса. На самом деле спрос на них недостаточен из-за отсутствия потребительских предпочтений,

  Ограниченный  объем платежеспособного спроса является наиболее характерным показателем  конкурентной среды, которая не может возникнуть и поддерживаться при чрезмерном спросе. Если спрос на товары удовлетворяется недостаточно, конкурентные отношения между товарами и (или) услугами не создаются, а следовательно, они перестают быть конкурентами.

  В то же время  неудовлетворенный спрос в условиях дефицитного рынка на одни товары может компенсироваться за счет других взаимозаменяемых товаров, несмотря на то, что они может быть и не полностью удовлетворяют потребителей. В этом случае можно говорить не о повышенной конкурентоспособности взаимозаменяемых товаров, а о слабой конкурентной среде на данном сегменте рынка, когда платежеспособный спрос переключается на товары с пониженной привлекательностью для потребителя. Если спрос на эти товары может быть отложен его объем снижается, несмотря на достаточную платежеспособность потребителей.

  Таким образом, под ограниченным объемом платежеспособного  спроса понимается объем спроса, обусловленный  платежеспособностью потребителей и их желанием приобретать необходимые  товары (или услуги).

  Объем поставок и реализации товаров влияет на степень насыщенности рынка товарами. Избыток товаров определяет высокую степень насыщенности рынка товарами и может привести к затовариванию, то есть к ограниченности рыночного цикла многих товаров во времени, особенно непродовольственных в то время как высокая степень насыщенности рынка для изготовителей и продавцов связана с определенными финансовыми рисками.

  Однако  наращивание объемов производства и сбыта позволяет увеличивать  прибыль, несмотря на предполагаемые риски, связанные с избытком. Снижение этих рисков возможно за счет обеспечения конкурентоспособности товаров и степени насыщенности ими рынка. Насыщенность рынка СМС характеризуется их предложением, товарными запасами, а также интенсивностью сбыта.

  Косвенным показателем степени насыщенности рынка может служить количество товаров-конкурентов разных видов. Этот показатель поддается учету регистрационным и экспертным методами. С помощью регистрационного метода определяется – общее количество товаров-конкурентов разных видов, а экспертным методом устанавливается, действительно ли эти товары являются конкурентами на выбранном сегменте рынка. При очевидности конкурентных отношений между товарами применение экспертного метода необязательно. Основанием для его использования может служить недостаточно полный учет всех товаров-конкурентов, что в конечном счете приведет к грубым ошибкам и неверным результатам проведенной оценки количества товаров-конкурентов и степени насыщенности ими рынка.

  Особенностью  конкурентной среды является отсутствие государственного регулирования цен.

  Основным  критерием конкурентоспособности  служит степень удовлетворения ими  реальных потребностей, что и обусловливает  разную привлекательность товаров-конкурентов  для потребителей. Однако непосредственное измерение степени удовлетворения потребностей невозможно в силу психофизиологического восприятия потребителями отдельных товаров. Порой разрекламированные товары с невысокими потребительскими свойствами воспринимаются потребителями более благожелательно, чем не рекламируемые товары с одинаковыми и даже повышенными потребительскими свойствами.

  Поэтому для оценки конкурентоспособности  используются косвенные критерии, которые  можно подразделить на две основные группы: потребительские и экономические, которые делятся на:

Информация о работе Конкурентоспособность магазина