Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:19, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конку-ренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Феномен конкуренции всегда находится в поле зрения экономистов. Эта тема характеризуется общим числом авторов, в работах которых, раскрыто содержание и различные аспекты конкуренции.
Введение
1. Конкуренция и конкурентоспособность
1.1 Понятие конкуренции
1.2 Конкуренция: подходы классиков, современников и действительность
1.3 Конкуренция: распространённые классификации
2. Ценовая и неценовая конкуренция
2.1 Ценовая конкуренция
2.2 Неценовая конкуренция
2.3 Реклама как инструмент неценовой конкуренции
3. Конкурентоспособность России и других стран
3.1 Конкурентоспособность России
3.2 Рейтинг конкурентоспособности стран мира.
Заключение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО – КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСВТЕННОЙ СЛУЖБЫ»
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Курсовая работа
на тему:
«Конкуренция и монополия. Ценовая и неценовая конкуренция: сущность и перспективы»
Выполнила студентка
факультета ГМУ
группы 511
г. Ростов-на-Дону
2009 г.
3
Оглавление
Введение
1. Конкуренция и конкурентоспособность
1.1 Понятие конкуренции
1.2 Конкуренция: подходы классиков, современников и действительность
1.3 Конкуренция: распространённые классификации
2. Ценовая и неценовая конкуренция
2.1 Ценовая конкуренция
2.2 Неценовая конкуренция
2.3 Реклама как инструмент неценовой конкуренции
3. Конкурентоспособность России и других стран
3.1 Конкурентоспособность России
3.2 Рейтинг конкурентоспособности стран мира.
Заключение
Список использованных источников
3
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Феномен конкуренции всегда находится в поле зрения экономистов. Эта тема характеризуется общим числом авторов, в работах которых, раскрыто содержание и различные аспекты конкуренции. Среди работ, посвящённых исследованию конкуренции, можно выделить труды следующих экономистов: Майкла Портера, Михайлушкина Александра Ивановича, Шимко Петра Дмитриевича и других. Однако, наличие большого числа работ затрудняет процесс первоначального изучения этого экономического явления.
Целью курсовой работы является всесторонний анализ феномена конкуренции, и ее проявление в ценовой и других формах. Мы стремимся показать, что в настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию, основывающуюся на ценовом соперничестве или конкуренцию в других формах. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции.
Сформулированная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- описать основные понятия конкуренции;
- рассмотреть подходы классиков, современников к феномену конкуренция;
- описать основные классификации конкуренции;
- подробно рассмотреть ценовую и неценовую конкуренцию;
- отдельно рассмотреть рекламу как инструмент неценовой конкуренции;
- уделить внимание конкурентоспособности России и других стран.
Структуру работы составляют 3 главы и 8 параграфов. Первая глава «Конкуренция и конкурентоспособность» включает в себя три параграфа, в которых рассматриваются понятие конкуренции, подходы классиков к изучению феномена конкуренция и распространённые классификации конкуренции; при рассмотрении классификаций конкуренции особое внимание было уделено классификации по способам соперничества. Во второй главе «Ценовая и неценовая конкуренция» мы рассматриваем отдельно ценовую и неценовую конкуренцию, а также особое внимание при изучении вопросов неценовой конкуренции было уделено такому методу конкурентной борьбы, как реклама. Третья глава «Конкурентоспособность России и других стран» посвящена конкурентоспособности России и приведён рейтинг конкурентоспособности других стран мира.
3
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.
По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.
Конкуренция – (от лат. concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли[1].
Конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара.
Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры".
Существуют и другие определения конкуренции. В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции.
Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Данный подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще.
Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.
Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество экономических субъектов. Ниже приведены наиболее типичные определения:
- соперничество нескольких субъектов в достижении схожей цели[2];
- состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
- общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов[3];
- это особый по замыслу вид честной экономической борьбы, в которой при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;
- соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;
- соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей[4].
В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников[5].
Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования.
Таким образом, конкуренция имеет огромное количество понятий, но всё же определяется как соперничество экономических субъектов и понимается как некое свойство рынка.
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.
Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов”[6].
Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. При рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества с максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники.
Суть конкуренции проявляется и в том, что она с одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.
Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка. Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:
1.Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок.
2.Свобода вхождения на рынок и выхода из него.
3.Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.).
4. Участие фирмы в контроле над рыночной ценой.
Рыночная конкуренция является одной из важнейших категорий современной экономической теории. Теория рыночной конкуренции, в отличие от многих других разделов экономической теории, находит и находила раньше, в течение, по меньшей мере, трех последних веков, самое широкое практическое приложение. Начиная от меркантилистов и кончая современными законодательными положениями в области антимонопольной политики, государства с традиционной рыночной экономикой пытаются регулировать рынок, обеспечивая за ним определённую конкурентную среду.
Модель Five Forces (5 сил) Портера[7] - инструмент стратегии снаружи внутрь, который используется для анализа привлекательности (ценности) структуры отрасли (см. Рисунок 1). Анализ конкурентных сил проводится путем идентификации 5 основных конкурентных сил:
1. Вход конкурентов (Entry of competitors). Насколько легко или трудно для новых участников начать конкурировать, какие существуют барьеры.
2. Угроза товаров-заменителей (Threat of substitutes). Насколько просто заменить продукт или услугу, в частности, удешевить.
3. Рыночная власть покупателей (Bargaining power of buyers). Насколько сильно положение покупателей. Могут ли они совместно заказывать большие объемы.
4. Рыночная власть поставщиков (Bargaining power of suppliers). Насколько сильно положение продавцов. Много ли существует потенциальных поставщиков или только несколько, монополия?