Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 16:04, реферат
Конъюнктура рынка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.
Оценка масштаба и типа рынка дополняется характеристикой потенциала рынка, определяющего возможности товарного предложения и покупательского спроса. Потенциал рынка подразделяется на производственный и потребительский. Производственный потенциал определяет предельные возможности товарного предложения. Соответственно потребительский потенциал определяется величиной спроса и динамикой его возможных изменений.
Второй
важнейшей характеристикой
Суть
расчета заключается в
Товарные запасы чутко реагируют на любые изменения соотношения спроса и предложения. Превышение спроса над предложением вызывает сокращение товарных запасов, а превышение предложения над спросом (или их качественное несоответствие) тут же сопровождается ростом товарных запасов (затовариванием). Сбалансированность спроса и предложения является необходимым условием стабильности товарных рынков. Товарные запасы в данном случае выполняют функцию индикатора конъюнктуры рынка.
Важным элементом
Для определения вектора и
скорости развития рынка
Для динамического развития
Сезонная цикличность
Вторым видом цикличности
Принятие эффективных
Прогноз
рынка – это научное
Прогноз рынка базируется на учете закономерностей
и тенденций его развития, основных факторов,
определяющих это развитие, соблюдении
строгой объективности и научной добросовестности
при оценке данных и результатов прогнозирования.
В общем виде разработка прогноза рынка имеет четыре этапа:
Установление
объекта прогнозирования – важнейший
этап научного предвидения. Например,
на практике часто идентифицируют понятия
продажи и спроса, поставок и товарного
предложения, рыночных цен и цен реализации.
В определенных условиях такие замены
возможны, но с соответствующими оговорками
и последующей корректировкой результатов
прогнозных расчетов.
Выбор
метода прогнозирования зависит
от цели прогноза, периода его упреждения,
уровня детализации и наличия
исходной (базисной) информации. Если прогноз
возможной продажи товара делается
для определения перспектив развития
розничной торговой сети, то могут применяться
более грубые, оценочные методы прогнозирования.
Если же он выполняется для обоснования
закупки конкретных товаров на ближайший
месяц, то должны использоваться более
точные методы.
Процесс разработки прогноза заключается
в проведении расчетов, выполняемых либо
в ручную, либо с использованием ЭВМ с
последующей корректировкой их результатов
на качественном, профессиональном уровне.
Оценка точности прогноза выполняется
путем расчета его возможных ошибок. Поэтому
результаты прогноза практически всегда
приводятся в интервальном виде.
Прогнозы
рынка классифицируются по нескольким
признакам.
По времени упреждения выделяются: краткосрочные
прогнозы (от нескольких дней до 2 лет);
среднесрочные прогнозы (от 2 до 7 лет);
долгосрочные прогнозы (более 7 лет). Естественно,
что они различаются не только периодом
упреждения, но и уровнем детализации
и применяемыми методами прогнозирования.
По товарному признаку различают прогнозы
рынка: конкретного товара, виды товара,
товарной группы, комплекса товаров, всех
товаров.
По региональному признаку делают прогнозы
рынка для: конкретных потребителей, административных
районов, крупных регионов, страны, всего
мира.
Прогнозирование элементов рынка методом экстраполяции динамических рядов это перенос закономерностей и тенденций из прошлого на будущее. Технический метод экстраполяции заключается в продлении текущего динамического ряда спроса, товарного предложения или цен на определенную перспективу. При этом предполагается, что все факторы, определяющие изменения того или иного элемента рынка неизменны во времени. Когда такое предположение оправдывается, экстраполяция дает достаточно точные прогнозы развития рынка. Однако если тот или иной существенный фактор в прогнозируемом периоде резко изменится, то ошибка прогноза может быть достаточно большой. Причем чем больше период, тем она больше. Поэтому экстраполяция как метод прогнозирования обычно используется лишь на краткосрочных интервалах.
Метод интерполяции динамических рядов заключается в нахождении недостающих членов динамического ряда внутри него. По известным начальным и конечным уровням ряда и по установленной взаимозависимости его членов рассчитывается любой необходимый уровень. Применение этого метода связано с необходимостью наличия разработанных норм потребления, достоверным определением года достижения этой нормы, знаниям закономерностей развития динамических рядов потребления. Точность этого метода сравнительно невелика. Поэтому этот метод прогнозирования используют в маркетинге сравнительно редко. Чаще всего его используют для долгосрочного прогнозирования.
Методы экстраполяции и интерполяции не учитывают изменения факторов рынка во времени. В то же время общеизвестно, что спрос, товарное предложение и цены зависят от большого числа факторов. Известно также, что учесть все факторы при расчетах перспектив развития рынка невозможно. Метод прогнозирования с помощью расчетов коэффициентов эластичности спроса заключается в выборе главных, определяющих факторов рынка и измерений их влияния на тот или иной элемент рынка.
Эластичностью называется способность спроса меняться под влиянием изменений, какого – либо фактора. Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении величины фактора на 1%.
Как уже было сказано ранее, элементы рынка зависят от большого числа факторов, которые влияют на них разнонаправлено. Более того, эти факторы образуют системные комплексы, что требует системного подхода при анализе и прогнозировании. Учесть одновременно влияние многих факторов во всем их многообразии, разнонаправленности действия и неодинаковости воздействия позволяют экономико-математические модели.
Экономико-математическая модель представляет собой многофакторное, регрессионное уравнение, которое описывает зависимость исследуемой характеристики рынка, от нескольких факторов одновременно. Этот метод прогнозирования является наиболее точным, но и самым трудоемким. Поэтому его использование оправдано, если имеется возможность все расчеты производить на ЭВМ.
В практике маркетинга не редки случаи, когда базисной информации о рынке либо нет, либо она не заслуживает доверия. Это бывает на рынке новых товаров, когда базисная информация не успела сформироваться, или на рынках традиционных товаров, которые долгое время не исследовались. В этих случаях для прогнозирования может быть использован метод экспертных оценок. Он основан на опросе экспертов – достаточно компетентных специалистов. Его суть состоит в том, что каждый из экспертов высказывает свою субъективную точку зрения о перспективах рынка, основываясь на собственном опыте и своем видении проблемы. Полученные от экспертов оценки усредняются, чем достигается объективность экспертизы в целом. При каждой экспертизе рассчитывается степень согласованности мнений экспертов по отношению к средней оценке прогноза, которая выражается в процентах. Обычно считается, что если степень согласованности мнений экспертов превышает 50%, то экспертизе можно доверять.
Когда о прогнозируемом явлении или о его динамике мало что известно, оценка перспектив его развития может быть осуществлена методом аналогии. Под аналогией понимается перенос знаний об одном предмете или явлении на другой предмет или явление. Этот метод прогнозирования является только оценочным. Он применяется в тех случаях, когда базисной информации о развитии рынка нет, а времени на применение какого – либо более точного метода прогнозирования не достаточно.