Коньюнктура рынка. Методы прогноза

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 16:04, реферат

Описание работы

Конъюнктура рынка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

 

     Конъюнкту́ра ры́нка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

     Рыночная  конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода.

     Изменение конъюнктуры рынка определяется в первую очередь характером и  уровнем развития экономики, но на нее  влияют и такие факторы, как сезонный характер производства и потребления ряда товаров, социальные конфликты, стихийные бедствия, изменения в международной обстановке.

     Все показатели конъюнктуры можно представить  в виде четырех групп:

  • показатели материального производства, характеризующие предложение товара;
  • показатели спроса на товары;
  • показатели валютной и кредитно-денежной ситуации, характеризующие как предложение, так и спрос;
  • цены, как наиболее концентрированные показатели.

     Показатели  материального производства можно классифицировать следующим образом:

    • абсолютные показатели (натуральные и стоимостные);
    • относительные показатели (индексы, темпы роста и пр.);
    • косвенные показатели.

     Абсолютные  показатели.

     Обычно  в натуральных показателях измеряется производство многих важнейших товаров, на характеристики которых практически не влияют достижения научно-технического прогресса. Например, выпуск металлургической продукции, сбор зерновых, выработку электроэнергии, добычу нефти удобно измерять соответственно в тоннах, киловатт в час, баррелях.

     В тех случаях, когда потребительские  свойства готовых изделий подвергаются быстрым изменением под воздействием научно-технического прогресса, использование  только натуральных показателей  может давать искаженную картину  состояния рынков.

     С другой стороны, использование стоимостных  показателей производства готовой  продукции также не может считаться  универсальным средством анализа  конъюнктуры рынка, поскольку такие  показатели исчисляются в текущих  ценах, причем в разных странах эти цены могут быть различными. Поэтому возникает необходимость внесения в эти показатели определенных корректив. Кроме того, следует иметь в виду, что стоимостные показатели приводятся в национальных валютах, курсовые соотношения которых также подвержены частным и даже значительным колебаниям.

     Относительные показатели.

     В ряде случаев данные об изменениях объема производства публикуются в  виде индексов, составленных на основе стоимостных показателей по отраслям или отдельным крупным секторам экономики. В то же время следует помнить, что возможности анализа конъюнктуры с помощью индексов достаточно ограничены.

     Косвенные показатели.

     Когда абсолютные показатели не позволяют  оценить конъюнктуру или эти  показатели не доступны, прибегают  к косвенным показателям. К ним можно отнести: объем или портфель заказов, динамику загрузки производственных мощностей, объем инвестиций и даже уровень занятости в соответствующей отрасли и т.д. Такие показатели целесообразно использовать при анализе машиностроительной продукции с большим технологическим циклом, например в судостроении, крупном энергомашиностроении и т.д.

     Показатели  спроса на товары. Показатели спроса на внутреннем рынке отражают характер потребления на рынке потребительских  товаров и включают в себя данные об оптовой и розничной торговле, движение товарных запасов, объем внутренних перевозок грузов. На внешнем рынке такими показателями спроса выступают валовой импорт и валовой экспорт. Рост этих показателей говорит о росте спроса на товар, а снижение - о его падении.

     Спрос на товары можно оценивать и по таким расчетным показателям, как  емкость, доля и насыщенность рынка. Емкость рынка означает возможный  объем спроса или объем реализуемого товара по данном уровне цен в определенный период времени, обычно в течение года. Емкость национального рынка по любому товару за год рассчитывают на основе данных внутренней и внешней статистики в физических единицах или по стоимости.

     Косвенный импорт (экспорт) представляет собой поставки товара, используемого в других более сложных изделиях в виде комплектующих узлов, деталей, материалов.

     Сравнение емкости за ряд лет позволяет  судить, как меняются ситуация на рынке.

     Снижение  доли рынка является показателем  неблагополучного положения фирмы  и служит поводом для проведения тщательного анализа этой ситуации.

     Насыщенность  рынка - показатель, который определяется отношением числа потребителей, уже купивших товар, к общему числу потребителей:

     Чем меньше значение имеет этот показатель, тем перспективнее рынок для  сбыта товаров.

     Показатели валютной и кредитно-денежной ситуации. Для оценки конъюнктуры рынка на отраслевом и национальных уровнях важную роль играют показатели валютной и кредитно-денежной ситуации: курсы акций, величины учетного процента, число банкротств и т.п.

     Курс  акций - это показатель, характеризующий уровень цен на акции и дающие их владельцу право на получение дохода. Курс акций, - ведущий показатель при прогнозировании конъюнктуры рынка, поскольку он зависит не только от размеров полученных в прошлом году дивидендов, но и от размера ожидаемых доходов в будущем.

     Изменение спроса на акции наиболее ясно показывает, как покупатели акций, вкладчики  капитала оценивают перспективы  развития конъюнктуры того или иного  рынка.

     Этот  показатель не может считаться абсолютно  надежным индикатором изменений конъюнктуры, поскольку курсы акций подвержены достаточно резки колебание под воздействием самых разных факторов - спекуляции на фондовом рынке, изменением политической ситуации и т.д.

     Обычно  регулирующее воздействие государства  на конъюнктуру рынка проявляется через изменение учетного процента. Повышение учетного процента ведет к снижению капиталовложений в промышленную сферу и, в конечном счете, к экономическому спаду, и наоборот, уменьшение учетного процента способствует увеличению инвестиций в промышленность, что ведет к повышению занятости и росту предложений товара на рынке.

     Еще один показатель валютной и кредитно-денежной ситуации - число банкротств. Обычно функционирование рыночной экономики  сопровождается непрерывным разорением старых и появлению новых предприятий. Само по себе число банкротств ничего не говорит о состоянии экономики, если оно уравновешивается возникновением новых предприятий. Поэтому показателем конъюнктуры может служить существенное превышение числа банкротств над числом вновь возникающих предприятий. Этот показатель важен потому, что относится к числу опережающих и отражающих начальную фазу кризиса.

     Цены. Они являются важнейшим показателем  конъюнктуры. Цены можно разделить  на две группы: абсолютные, характеризующие уровень и изменение цен в денежном выражении на конкретные изделия, и относительные, характеризующие изменение цен во времени (индексы). В динамике цен отражается по сути дела движение всех других показателей и влияющих на них факторов.

     Изучение  ценовых показателей представляется сложной задачей, обусловленной спецификой многообразных товарных рынков, наличием нескольких рядов ценовых показателей на один и тот же товар, не всегда надежной и доступной информацией о ценах.

     Поэтому при анализе ценовых показателей следует полагаться на детальное знание товара и рынка, изучение всех имеющихся на товар ряда цен, учет зависимости результатов анализа от квалификации экспертов. 

     Задачи  конъюнктуры:

  • интегральные и дифференцированные оценки состояния рынка, типологии рыночной ситуации и градация состояния рынка;
  • характеристика масштаба (типа) рынка;
  • оценка и анализ основных пропорций развития;
  • выявление, анализ и прогнозирование тенденций развития и устойчивости рыночных процессов;
  • оценка цикличности и сезонности развития;
  • оценка рациональных различий;
  • оценка деловой активности;
  • анализ монополизации рынка и уровня конкуренции.
 

       Эффективная  рыночная деятельность невозможна  без комплексного, всестороннего  анализа текущего состояния рынка  и   прогнозирования динамики дальнейших изменений его конъюнктуры. Наиболее полно изучить состояние рынка и сделать достоверный прогноз его развития позволяют инструменты маркетинга.

     Конъюнктура измеряется определенным кругом качественных и количественных признаков, поддающихся измерению и оценке. Эти особенности конъюнктуры могут быть реализованы лишь при достаточно полной статистической информации о состоянии рынка.

     Конъюнктура рынка имеет три принципиально  отличительные черты: вариабельность, цикличность, динамичность. Рынок по своей сути склонен к стихийности, а, следовательно, подвержен колебаниям, как случайным, так и постоянно проявляющимся: цикличным и сезонным. Поэтому оценки вариабельности, характеристики цикла развития, градации состояния рынка представляют собой необходимые условие маркетинговой деятельности для принятия коммерческих решений.            

     Необходимость изучения рыночной конъюнктуры определяется сущностью современного маркетинга, его четко выраженной ориентацией  на интересы рынка. Поэтому конъюнктурный анализ представляет собой важную составную часть маркетингового анализа и маркетингового исследования в целом. Он оказывает сильное влияние на все этапы маркетингового цикла. Позиция фирмы на рынке, её шансы на коммерческий успех, выбор стратегии и маркетинговой деятельности в значительной мере зависят от внешних условий и, в частности, от рыночной конъюнктуры.            

       Состояние рынка можно охарактеризовать  через систему количественных  и качественных показателей, каждый  из которых отражает определенную сторону рыночной ситуации.           

       Основными индикаторами конъюнктуры  рынка являются следующие показатели:

  • масштаб рынка - его емкость, объем операций по купле-продаже товара (товарооборот), число предприятий различных типов, выступающих на рынке;
  • степень сбалансированности рынка - соотношение спроса и предложения;
  • тип рынка - (конкурентный, монополистический и т.д.);
  • динамика рынка - (изменение основных параметров рынка, их вектора, скорость и интенсивность, основные тенденции);
  • степень деловой активности - (объем хозяйственного портфеля фирмы, число и размер заказов, объем и динамика сделок и т.д.);
  • уровень устойчивости основных параметров рынка в динамике и пространстве (экономическом – показатели);
  • уровень рыночного риска (оценка вероятности потерпеть поражение на рынке);
  • сила и размах конкурентной борьбы (число конкурентов, их активность);
  • цикличность рынка (положение рынка в определенной точке/стадии экономического или сезонного цикла);
  • средняя норма прибыли (сумма валовой и чистой прибыли и показатели рентабельности).
 

     Анализ рыночной  конъюнктуры следует начинать  с характеристики масштаба и  типа рынка. Масштаб рынка определяется  объемом продажи товаров, а  также числом и размером фирм, выступающих на нем в качестве  продавцов. Фирмы ранжируются по размеру и формам собственности, а также по доли занимаемой ими на рынке. Качественная характеристика доли (большая, средняя, малая и т.п.) выводится из сопоставления доли, принадлежащей фирме и доле наиболее крупных конкурентов.

Информация о работе Коньюнктура рынка. Методы прогноза