Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:56, реферат
В соответствии с существующими точками зрения,которые, как правило, являются не противоположными, а взаимодополняющими,концепцию внутреннего маркетинга можно рассмотрена в трех аспектах, наиболееполно отражающих ее сущность [20]:
1)внутренний маркетинг как системавзаимоотношений организации с персоналом;
2)внутренний маркетинг как внутрифирменнаяфилософия рыночной ориентации;
3)внутренний маркетинг как практическаяреализация новой стратегии организации (или корректировка старой).
Соловьева Ю.П.,
Берри Л. иПарасураман А. (представители североамериканской школы маркетинга услуг):«Внутренний маркетинг – это привлечение, развитие, мотивация и удержаниеквалифицированного персонала предлагаемой работой, удовлетворяющей ихпотребности. Внутренний маркетинг – это философия отношения к работнику как кклиенту и стратегия создания работы-продукта в соответствии с потребностями сотрудника-клиента»[15, 20].
Гренроос К. (представитель Скандинавской школы маркетинга): «Идея внутреннего маркетинга заключаетсяв том, что сотрудники организации должны быть мотивированы на осмысленноеобслуживание клиентов, клиентоориентированность и заинтересованность врезультатах работы с помощью активного применения маркетингового подхода квнутриорганизационному рынку сотрудников» [10, 15].
Рафик М. иАхмед П.К. (английские ученые): «Внутренний маркетинг – это планомерныедействия по преодолению сопротивления персонала изменениям, мотивация иинтеграция сотрудников с целью эффективной реализации корпоративных ифункциональных стратегий» [19].
В соответствии с существующими точками зрения,которые, как правило, являются не противоположными, а взаимодополняющими,концепцию внутреннего маркетинга можно рассмотрена в трех аспектах, наиболееполно отражающих ее сущность [20]:
1)внутренний маркетинг как системавзаимоотношений организации с персоналом;
2)внутренний маркетинг как внутрифирменнаяфилософия рыночной ориентации;
3)внутренний маркетинг как практическаяреализация новой стратегии организации (или корректировка старой).
Основой первого подхода к внутреннемумаркетингу является зависимость качества предоставляемых услуг и удовлетворениявнешних клиентов от качества работы и удовлетворения сотрудников, оказывающихэти услуги.
Учитывая то, что каждый сотрудник индивидуален и имеет собственноемнение и отношение к тому или иному факту, качество услуг неодинаково,непостоянно и неотделимо от людей, предоставляющих эти услуги.
Внутренний маркетинг, рассматриваемый
как система отношений с
1.сборинформации о работе персонала, в частности о его отношениях с клиентами;
2.четкое определение
3.осознание и принятие персоналом идеиориентации на клиента;
4. обучение персонала управлению ситуациями при взаимодействии с клиентами;
5. создание организационной
культуры, способствующей
6. межфункциональный альянс управления персоналом и маркетинга с целью оптимизации синергетического потенциаламотивированных сотрудников, удовлетворенных внутренним продуктом-работой [20];
7. создание, по меньшей
мере, постоянного кадрового состава
с наименьшими прогулами и
текучестью кадров и, в
Решение этих задач осуществляется с помощью методов, заимствованных из внешнего маркетинга, но применяемых к участникам внутреннего рынка, например, внутреннее обучение, внутренние коммуникации, внутренняя PR-политика, внутренниемаркетинговые исследования, внутренняя сегментация и др.
Решение данных задач требует
методологического и
Внутренний маркетинг– это философия управления человеческими ресурсами организации; единыйуправленческий процесс интеграции множественных функций организации [22].
Второйподход к внутреннему маркетингу основан на единой для всех сотрудниковориентации на рынок. Рыночная ориентацияв данном случае рассматривается в двух аспектах:
а) ориентация на клиента, т.е. понимание иудовлетворение сотрудниками организации потребностей клиентов;
б) ориентация на конкурентов, т.е. сотрудникиорганизации должны иметь информацию о конкурентах организации, знать их слабыестороны, использовать эту информацию для более полного удовлетворенияклиентов.
Третийподход рассматривает внутренний маркетинг как способ реализации стратегииорганизации и формирования единых ценностей у всех сотрудников организации [11,16].
Данная точка зренияпоявилась в связи с тем, что при внедрении каких-либо нововведений руководствоорганизации, как правило, сталкивается с трудностями, связанными с персоналом(непониманием, нежеланием и т.д.).
Флипо Ж.-П. отмечает, что эффективное внедрениеновых стратегий требует планомерных действий по преодолению межфункциональныхконфликтов и совершенствованию внутренних коммуникаций [13,17].
Баллантайн Д. указывает, что внутренний маркетингпризван уменьшить разрыв между теоретической формулировкой и практическойреализацией корпоративных стратегий [10, 20].
Глассман и МакЭффи видят роль внутреннегомаркетинга в интеграции маркетинговой и кадровой политики, при этом персоналрассматривается как потенциальный ресурс для реализации маркетинговых функций[20].
Мартин, Дарлинг и Тейлор определяют внутренниймаркетинг как центральную программу по уменьшению изоляции отделов организациии межфункциональных разногласий, а также по преодолению сопротивления сотрудниковнововведениям [20].
Рафик и Ахмед рассматривают внутренний маркетингкак механизм реализации стратегии и средство интеграции межфункциональныхинтересов различных отделов организации [18].
Обобщая три основных подхода (Берри, Гренроос,Рафик и Ахмед), можно сказать, что внутренниймаркетинг – это планомерные действия по использованию маркетинговых методоввнутри организации, направленных на преодоление сопротивления изменениям,мотивацию и межфункциональную интеграцию сотрудников с целью эффективнойреализации стратегии удовлетворения клиентов через философию созданиямотивированного и клиентоориентированного персонала [20].
Баллантайн определяет внутренний маркетингследующим образом: «Внутренний маркетинг – это любая форма маркетинга внутриорганизации, которая акцентирует внимание персонала на внутренних действиях,которые должны быть изменены для улучшения положения организации на рынке» [10,15, 20].
Известная «цепочка ценностей»М. Портера применима и к внутреннему маркетингу. В соответствии с нейвыделяются две категории сотрудников в организации:
1) непосредственно участвующие
в процессе удовлетворения
2) непосредственно не
Лингс Й. Н. рассматривает внутренний маркетинг в двух аспектах:личностном и процессуальном [16, 17].
Личностный подход основан на концепции управления персоналом (HRM – Human Resource Management). Предполагается, что успех внешнего маркетинга зависит (в определеннойчасти) от того, достаточно ли удовлетворен и мотивирован персонал и, преждевсего, контактный персонал, т.к. именно от него в значительной степени зависитвосприятие приобретаемой услуги.
Качество услуг неотделимо от качества поставщика услуг (от сотрудников).Одновременно сотрудники рассматриваются как потребители специфической услуги -работы, следовательно, организация должна применять маркетинговые инструменты вотношении данной услуги (работы) с целью удовлетворенности внутреннихпотребителей (сотрудников) данной услуги.
Таким образом, внутренний маркетинг – это применение философии и практикимаркетинга к людям, обслуживающим внешних клиентов.
Процессуальный подход квнутреннему маркетингу основан на концепциивсеобщего управления качеством (TQM – Total Quality Management). Объектом внутреннего маркетинга является процессоказания услуг, в котором каждый отдел (сотрудник) компании рассматриваетдругой отдел (другого сотрудника), пользующегося результатом работы первого, вкачестве внутреннего потребителя и старается удовлетворить своего внутреннегопотребителя, предоставляя ему качественную услугу.
Другие ученые классифицируют внутренний маркетинг в процессуальном аспектев соответствии с типами обменных процессов внутри фирмы и участниками,вовлеченными в данные процессы.
В частности, Беккерс и ВанХаастрехт [20] выделяют три подхода к внутреннему маркетингу:
1)как к иерархическому обменному процессу;
2)как к системе внутренних предложений(поставок);
3)как к обменному процессу
между организацией
По аналогии с внешним рынком, где клиенты обменивают деньги на товары илиуслуги, на внутреннем рынке также происходит обмен ценностями. Сассер и Арбайт[17] в качестве предмета обмена называют следующие категории: время, энергия,ценности и деньги. Внутренний маркетингпо Стауссу и Шульцу [11, 17] – это управление обменными процессами междуучастниками внутреннего рынка организации, суть которых связана с ориентациейна клиента.
Фореман и Мани классифицируют внутренний маркетинг в соответствиис тем, кто является внутренним маркетологом, т.е. кто осуществляет мероприятиявнутреннего маркетинга – организация в целом или отдельная группа (отдел,сотрудник) и на кого (или на что)направлены маркетинговые усилия этих маркетологов – на организацию в целом иликакую-либо группу.
Тип I, когда вкачестве внутреннего маркетолога выступает отдельное структурное подразделениеорганизации, группа сотрудников или отдельный сотрудник по отношению к другомуподразделению, группе или сотруднику, которые рассматриваются как их внутренниеклиенты. Цель данного типа внутреннего маркетинга – повышение качества накаждом этапе работы организации.
Тип II, когдаорганизация в целом направляет внутримаркетинговые усилия на отдельныйдепартамент, группу или сотрудника. Цель данного типа внутреннего маркетинга –создание благоприятного психологического климата в организации для повышенияинициативности работы персонала.
Тип III, отдельныйдепартамент, группа или сотрудник являются внутренними маркетологами поотношению к организации в целом, например, от качества и условий работыинформационного отдела зависит качество работы всех остальных сотрудников ирезультат работы организации в целом.
Тип IV, когдаорганизация в целом является одновременно и маркетологом, и рынком, на которыйнаправлены его действия. Данный тип внутреннего маркетинга чаще всегоописывается в академической литературе, цель его заключается в достиженииэффективности внутренних процессов обмена между организацией и ее сотрудниками.
Рассмотрение концепции внутреннего маркетинга сразличных точек зрения позволяет выделить следующие ключевые элементы внутреннегомаркетинга [18]:
-мотивированный и
-клиентоориентированность и заинтересованность впродажах;
-использование маркетингового подхода к внутреннему рынкуорганизации;
-межфункциональная интеграция.
Большинство определений внутреннего маркетинга, отличаясь в деталях,сводятся к единой мысли, заключающейся в выявлении и удовлетворениипотребностей сотрудников, что является предпосылкой для удовлетворения потребностейклиентов.
Исследование внутреннего рынка дает информацию о желаниях и потребностях внутренних клиентов [16]. Они, как правило,бывают двух уровней:
1) потребности и желания, связанные с условиями работы, такими, какоплата, график, должность, место расположения работы и др. С целью удовлетворенияпотребностей данного уровня руководство должно направить свои усилия на планированиеусловий работы как предлагаемого продукта.
2) потребности и желания,
связанные с получением
Рейнозо и Морез предлагают программувнутреннего маркетинга, направленного на повышение качества внутреннихуслуг, состоящую из следующих шагов [11, 16]:
1)достижение осознания контактным персоналом сущности программы;
2)идентификация внутренних потребителей ивнутренних поставщиков;
3)выявление ожиданий
4)доведение этих ожиданий до сведениявнутренних поставщиков с целью оценки ими своих возможностей и ограничений поудовлетворению этих требований;
5)внутренние поставщики должны осуществитьнеобходимые изменения в своей работе с целью обеспечения требуемого качествавнутренних услуг;
6)оценка качества внутренних
услуг
Результатом внутреннего маркетинга становится взаимодействие внутреннихпоставщиков и потребителей, которое наряду с системой мониторинга и поощренийсовершенствует межфункциональные связи, повышает качество внутренних услуг,уровень удовлетворенности персонала и, в конечном счете, положительно влияет навзаимодействие с внешними клиентами.
Пирси и Морган полагают, что внутренняя среда (рынок) организациидолжна быть поделена на различные сегменты. Основанием сегментации являютсяразличные трудовые функции, выполняемые сотрудниками, и соответствующие этимфункциям потребности. Внутренний рынокорганизации представляет собой совокупность групп поставщиков и потребителейвнутренних услуг и систему коммуникаций между ними [17].
Внутренний маркетинг по Пирси и Моргану [16] – это процесс созданияблагоприятных условий работы сотрудников и управление взаимоотношениями междувнутренними поставщиками и внутренними потребителями с целью удовлетворения последних.