Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:42, реферат
В современной концепции маркетинга изучению рынков придается особое значение.
Эти исследования служат основой разрабатываемой предприятием стратегии и
тактики выступления на рынках, проведения целенаправленной товарной политики.
Цель любого рыночного исследования состоит в оценке существующей ситуации
(конъюнктуры) и разработка прогноза развития рынка. Программа такого
комплексного изучения зависит от особенности товаров, характера деятель
предложения должно учитывать в величине расчетного норматива рентабельности R
на конкретную услугу.
Норматив R формируется под влиянием большого количества факторов, в том числе
периодичности, срочности и др. Предлагается также регламентация с помощью
устанавливаемого директивным путем норматива, ограничивающего уровень
прибыльности отдельных работ и продуктов. Но в сфере реализации услуг
(потребления), т.е.
на рынке, административные
Пользователь, получив информацию в срок и соответствующего качества, обязан
покрыть затраты на производство и максимальную прибыль. В свою очередь,
задержка в предоставлении услуг пользователю приводит к потере
потребительской стоимости, в результате чего цена товара должна быть
несколько ниже первоначальной, но выше его стоимости. Другими словами,
нарушения в сроках предоставления информации и потеря срочности оплачиваются
также пользователем. Для рыночных отношений совершенно не пригодным является
утверждение, что "в некоторый момент цена может стать ниже стоимости услуг, а
при определенных обстоятельствах исполнитель - предприятие ИБО - будет
возмещать пользователю частично или полностью убытки, понесенные потребителем
от несвоевременного оказания информационно-вычислительных услуг".
Развитие теории и практики информационной деятельности, сопутствующие им
торговые отношения по реализации технических, организационных и
экономических знаний заставляют внести коррективы в формирование цены на
продукты интеллектуального труда.
Современная практика торговли программными продуктами как бы опровергает
основное положение о том, что цена является денежным выражением стоимости и
косвенным показателем затраченного общественно необходимого труда.
Программные продукты с идентичным функциональным наполнением значительно
отличаются ценой, причем иногда данное отличие составляет порядок. При
определении стоимости основное внимание акцентируется на уникальность
объекта купли-продажи, преимущества в качестве по сравнению с аналогами (если
подобные существуют), на издержки, которые несет пользователь для замены
предлагаемого продукта другим, степень срочности и остроту потребности. В
рассмотренном перечне факторов ценообразования на интеллектуальную
собственность, каким является программный продукт, обращает внимание
отсутствие каких-либо показателей издержек производства.
Следует иметь в виду, что процесс ценообразования тесным образом связан с
соотношением сил производителей, зарождающейся конкурентной борьбой на рынке
и созданием определенных
преимуществ для крупных
предприятий. В условиях монопольного рынка механизм формирования цены связан
с получением монополистической прибыли, но при этом она может отклоняться от
стоимости (в ту или другую стороны) со значительным и устойчивым характером.
Примером служит
общедоступное программное
устанавливается на чисто символическом уровне.
В условиях рыночной экономики основным законом, который определяет уровень
цен на все без исключения товары и продукты, является закон стоимости. Но это
совершенно не значит, что цена всегда совпадает со стоимостью и что издержки
производства обязательно определяют величину цены каждого продукта.
Определенные сложности возникают и при формировании цены на программные
продукты, что объясняется следующими обстоятельствами.
Во-первых, стоимость информации и заключенных в ней знаний достаточно трудно
измерить количественно. В связи с этим сложно построить необходимые для
изучения и анализа рынка кривые спроса и предложения. Поскольку ценность
конкретного программного продукта можно измерить только после применения его
пользователем, то спрос на него будет зависеть от представлений пользователя
о полезности (ценности) приобретаемого продукта. Данные представления
характеризуются большим разнообразием, поскольку часто основываются на
несистематизированных, отрывочных, неполных, а часто и субъективных
сведениях.
Во-вторых, трудность расчета издержек создания программных продуктов связана
с тем, что они являются, как правило, сопутствующим товаром и предлагаются
пользователям в рамках конкретной технологии реализации нововведений, где
происходит постепенное наполнение навыков и практического опыта,
представляющих особую ценность как для пользователей, так и разработчиков.
Одной из особенностей
программных продуктов
является их создание не для внутреннего применения, а для реализации на
рынке. С этой точки зрения отношение к товару-продукту не отличается от сбыта
материальной продукции. Однако в отличие от продажи материальной продукции,
реализация ПП может быть затруднена в связи с техническими, организационными
и экономическими факторами, в том числе:
·
неподготовленностью
·
отсутствием навыков в
· высокой первоначальной ценой продукта и отсутствием должного
сопровождения и др.
В третьих, способность к отчуждению применительно к программным продуктам
носит двойственный характер (временная или постоянная). До тех пор пока то
новое, уникальное, что заложено в продукт, не разглашено полностью или
частично, владелец продукта может получать в или определенную долю
монопольной прибыли. В данном случае речь идет о лицензировании и продаже
программных продуктов, когда в договоре купли-продажи пользователь и
производитель оговаривают возможность или исключение их передачи третьей
стороне. И в случае официально подключения третьей стороны и последующих
пользователей продукт становится общедоступным, что приводит исключению
основы для получения добавочной прибыли.
Таким образом, трудность
количественного определения
характер создания и распространения, а также временный характер присвоения
монопольной прибыли выделяют программный продукт из ряд обычных промышленных
и потребительских товаров.
Программный продукт является товаром, хотя товаром сугубо специфическим,
экономическая природа которого имеет много особенностей, обращение этого
специфического товара, так же как и любого другого, подчиняется закону
стоимости. Подтверждением этого служит возможность перенесения его стоимости
при потреблении на другие продукты и услуги.
Следует отметить еще одну важную особенность. Ее суть заключается в том, что
стоимость программной продукции формируется не сразу, она имеет высокую
степень неопределенности, в ее формировании важную роль играют затраты на
создание, а не на производство и воспроизводство. Затраты труда на создание
продукта учитываются не индивидуально на каждую единицу, а в совокупности на
весь проект, создаваемый за определенный период времени. Поскольку расходы
должны окупиться в целом, это не означает, что они обязательно должны быть
компенсированы при продаже единичной версии.
Необходимо выделить также еще одну особенность товарного обращения
программных продуктов: возможность их многократного применения различными
пользователями. Соответственно цена такого продукта резко снижается по мере
расширения круга пользователей. В свою очередь, производитель старается
оградить свои продукты от угрозы недозволенного использования -
несанкционированного копирования и распространения, поскольку владелец в
результате лишается сверхприбыли и потенциальных выгод.
Это еще один комплекс вопросов (до настоящего времени почти не
исследованный), связанный с влиянием авторских прав на цену программных
продуктов. Рассмотрим кратко правовые аспекты формирования цены на
программные продукты.
Материальные продукты типа вычислительной техники, периферийных устройств и
т.п. защищаются патентами, торговыми марками и другими атрибутами правового
государства. Принятые в большинстве развитых стран законы об информации,
защите интеллектуальной собственности защищают собственника от различных
посягательств. Стремление получить потенциальные выгоды в виде монопольно
высокой цены достигается у производителей материальной продукции намного
проще, так как право собственности позволяет эффективно отводить притязания
других производителей. Но и это не всегда обеспечивается полностью, так как
многие производители из стран Юго-Восточной Азии используют недостатки своих
законодательств и производят "перепечатки" микропроцессоров, компьютеров,
периферийного оборудования и программного обеспечения.
К нематериальным продуктам, в том числе программам, угроза недозволенного
применения (несанкционированного копирования и распространения) более реальна
и встречается повсеместно. При создании продуктов производители стараются
обеспечить получение наибольшей доли положительных эффектов от их
использования. Стремление увеличить эту долю обеспечивается использованием
искусственной или естественной монополии - патентов, а также коммерческой
тайны, торговых марок и др. При несанкционированном копировании и
распространении продукты реализуются по монопольно высокой цене, а чаще всего
намного ниже ее, что обеспечивает получение сверхвысоких доходов.
Предприятия-пираты несут расходы только на тиражирование программ, совершенно
не расходуя значительных ресурсов и времени на научно-исследовательские
работы, рекламу, охрану товарных марок и другие мероприятия, направленные на
идентификацию своей продукции.
Но формирование цены представляет собой процесс взаимодействия производителей
и пользователей, однако последние отличаются различным восприятием ценности
продукта, а иногда и отношением к охране авторских прав производителя. В
связи с этим производители стремятся обезопасить себя от потенциальных потерь