Комплексное изучение рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:42, реферат

Описание работы

В современной концепции маркетинга изучению рынков придается особое значение.
Эти исследования служат основой разрабатываемой предприятием стратегии и
тактики выступления на рынках, проведения целенаправленной товарной политики.
Цель любого рыночного исследования состоит в оценке существующей ситуации
(конъюнктуры) и разработка прогноза развития рынка. Программа такого
комплексного изучения зависит от особенности товаров, характера деятель

Работа содержит 1 файл

Федоренко.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

предложения должно учитывать в величине расчетного норматива рентабельности R

на конкретную услугу.

Норматив R формируется под влиянием большого количества факторов, в том числе

периодичности, срочности  и др. Предлагается также регламентация  с помощью

устанавливаемого  директивным путем норматива, ограничивающего уровень

прибыльности отдельных  работ и продуктов. Но в сфере реализации услуг

(потребления), т.е.  на рынке, административные меры  неприемлемы.

Пользователь, получив информацию в срок и соответствующего качества, обязан

покрыть затраты  на производство и максимальную прибыль. В свою очередь,

задержка в предоставлении услуг пользователю приводит к потере

потребительской стоимости, в результате чего цена товара должна быть

несколько ниже первоначальной, но выше его стоимости. Другими словами,

нарушения в сроках предоставления информации и потеря срочности оплачиваются

также пользователем. Для рыночных отношений совершенно не пригодным является

утверждение, что "в некоторый момент цена может  стать ниже стоимости услуг, а

при определенных обстоятельствах исполнитель - предприятие ИБО - будет

возмещать пользователю частично или полностью убытки, понесенные потребителем

от несвоевременного оказания информационно-вычислительных услуг".

Развитие теории и практики информационной деятельности, сопутствующие им

торговые отношения  по реализации технических, организационных и

экономических знаний заставляют внести коррективы в формирование цены на

продукты интеллектуального  труда.

Современная практика торговли программными продуктами как бы опровергает

основное положение  о том, что цена является денежным выражением стоимости и

косвенным показателем затраченного общественно необходимого труда.

Программные продукты с идентичным функциональным наполнением значительно

отличаются ценой, причем иногда данное отличие составляет порядок. При

определении стоимости  основное внимание акцентируется на уникальность

объекта купли-продажи, преимущества в качестве по сравнению  с аналогами (если

подобные существуют), на издержки, которые несет пользователь для замены

предлагаемого продукта другим, степень срочности и остроту потребности. В

рассмотренном перечне  факторов ценообразования на интеллектуальную

собственность, каким  является программный продукт, обращает внимание

отсутствие каких-либо показателей издержек производства.

Следует иметь  в виду, что процесс ценообразования тесным образом связан с

соотношением сил  производителей, зарождающейся конкурентной борьбой на рынке

и созданием определенных преимуществ для крупных диверсифицированных

предприятий. В  условиях монопольного рынка механизм формирования цены связан

с получением монополистической прибыли, но при этом она может отклоняться от

стоимости (в ту или другую стороны) со значительным и устойчивым характером.

Примером служит общедоступное программное обеспечение, цена которого

устанавливается на чисто символическом уровне.

В условиях рыночной экономики основным законом, который  определяет уровень

цен на все без  исключения товары и продукты, является закон стоимости. Но это

совершенно не значит, что цена всегда совпадает  со стоимостью и что издержки

производства обязательно определяют величину цены каждого продукта.

Определенные сложности  возникают и при формировании цены на программные

продукты, что объясняется  следующими обстоятельствами.

Во-первых, стоимость  информации и заключенных в ней  знаний достаточно трудно

измерить количественно. В связи с этим сложно построить  необходимые для

изучения и анализа  рынка кривые спроса и предложения. Поскольку ценность

конкретного программного продукта можно измерить только после  применения его

пользователем, то спрос на него будет зависеть от представлений пользователя

о полезности (ценности) приобретаемого продукта. Данные представления

характеризуются большим разнообразием, поскольку  часто основываются на

несистематизированных, отрывочных, неполных, а часто и  субъективных

сведениях.

Во-вторых, трудность  расчета издержек создания программных  продуктов связана

с тем, что они  являются, как правило, сопутствующим  товаром и предлагаются

пользователям в рамках конкретной технологии реализации нововведений, где

происходит постепенное наполнение навыков и практического опыта,

представляющих  особую ценность как для пользователей, так и разработчиков.

Одной из особенностей программных продуктов коммерческой направленности

является их создание не для внутреннего применения, а  для реализации на

рынке. С этой точки  зрения отношение к товару-продукту не отличается от сбыта

материальной продукции. Однако в отличие от продажи материальной продукции,

реализация ПП может быть затруднена в связи  с техническими, организационными

и экономическими факторами, в том числе:

·       неподготовленностью пользователей  и их аппаратной и программной  сред;

·       отсутствием навыков в рекламировании и продаже программных продуктов;

·       высокой первоначальной ценой продукта и отсутствием должного

сопровождения и др.

В третьих, способность  к отчуждению применительно к  программным продуктам

носит двойственный характер (временная или постоянная). До тех пор пока то

новое,  уникальное, что заложено в продукт, не разглашено полностью или

частично, владелец продукта может получать в или определенную долю

монопольной прибыли. В данном случае речь идет о лицензировании и продаже

программных продуктов, когда в договоре купли-продажи  пользователь и

производитель оговаривают  возможность или исключение их передачи третьей

стороне. И в  случае официально подключения третьей  стороны и последующих

пользователей продукт  становится общедоступным, что приводит исключению

основы для получения  добавочной прибыли.

Таким образом, трудность  количественного определения стоимости, сопутствующий

характер создания и распространения, а также временный  характер присвоения

монопольной прибыли  выделяют программный продукт из ряд обычных промышленных

и потребительских  товаров.

Программный продукт  является товаром, хотя товаром сугубо специфическим,

экономическая природа  которого имеет много особенностей, обращение этого

специфического  товара, так же как и любого другого, подчиняется закону

стоимости. Подтверждением этого служит возможность перенесения  его стоимости

при потреблении  на другие продукты и услуги.

Следует отметить еще одну важную особенность. Ее суть заключается в том, что

стоимость программной  продукции формируется не сразу, она имеет высокую

степень неопределенности, в ее формировании важную роль играют затраты на

создание, а не на производство и воспроизводство. Затраты труда на создание

продукта учитываются  не индивидуально на каждую единицу, а в совокупности на

весь проект, создаваемый  за определенный период времени. Поскольку расходы

должны окупиться  в целом, это не означает, что они обязательно должны быть

компенсированы  при продаже единичной версии.

Необходимо выделить также еще одну особенность товарного  обращения

программных продуктов: возможность их многократного применения различными

пользователями. Соответственно цена такого продукта резко снижается по мере

расширения круга  пользователей. В свою очередь, производитель  старается

оградить свои продукты от угрозы недозволенного использования -

несанкционированного  копирования и распространения, поскольку владелец в

результате лишается сверхприбыли и потенциальных выгод.

Это еще один комплекс вопросов (до настоящего времени почти  не

исследованный), связанный  с влиянием авторских прав на цену программных

продуктов. Рассмотрим кратко правовые аспекты формирования цены на

программные продукты.

Материальные продукты типа вычислительной техники, периферийных устройств и

т.п. защищаются патентами, торговыми марками и другими  атрибутами правового

государства. Принятые в большинстве развитых стран  законы об информации,

защите интеллектуальной собственности защищают собственника от различных

посягательств. Стремление получить потенциальные выгоды в  виде монопольно

высокой цены достигается  у производителей материальной продукции  намного

проще, так как  право собственности позволяет  эффективно отводить притязания

других производителей. Но и это не всегда обеспечивается полностью, так как

многие производители  из стран Юго-Восточной Азии используют недостатки своих

законодательств и производят "перепечатки" микропроцессоров, компьютеров,

периферийного оборудования и программного обеспечения.

К нематериальным продуктам, в том числе программам, угроза недозволенного

применения (несанкционированного копирования и распространения) более реальна

и встречается повсеместно. При создании продуктов производители стараются

обеспечить получение  наибольшей доли положительных эффектов от их

использования. Стремление увеличить эту долю обеспечивается использованием

искусственной или  естественной монополии - патентов, а  также коммерческой

тайны, торговых марок и др. При несанкционированном копировании и

распространении продукты реализуются по монопольно высокой цене, а чаще всего

намного ниже ее, что  обеспечивает получение сверхвысоких доходов.

Предприятия-пираты несут расходы только на тиражирование  программ, совершенно

не расходуя значительных ресурсов и времени на научно-исследовательские

работы, рекламу, охрану товарных марок и другие мероприятия, направленные на

идентификацию своей  продукции.

Но формирование цены представляет собой процесс  взаимодействия производителей

и пользователей, однако последние отличаются различным  восприятием ценности

продукта, а иногда и отношением к охране авторских  прав производителя. В

связи с этим производители  стремятся обезопасить себя от потенциальных  потерь

Информация о работе Комплексное изучение рынка