Комплексное исследование рынка ( на примере конкретного рынка)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В современном маркетинге изучению рынка придается особое значение. Эти исследования необходимы, чтобы предвидеть развитие рыночной ситуации, в первую очередь для определения величины спроса, разработки мер адекватного воздействия на рынок и получения максимального эффекта от своей производственно-сбытовой деятельности.

Работа содержит 1 файл

курсовая по маркетингу.docx

— 53.27 Кб (Скачать)

Изучение конкурентов. Позиция предприятия относительно конкурентов.

Процесс изучения конкурентов можно разделить  на четыре этапа.

1 этап. Выявление  действующих и потенциальных  конкурентов. Осуществляется на  основе двух подходов: первый  связан с оценкой потребностей, которые удовлетворяются на рынке  основными конкурентами, а в торой – с оценкой маркетинговой стратегии, применяемой конкурентами.

2 этап. Анализ  деятельности конкурентов. Осуществляется  в направлении таких сфер деятельности, как:

• Финансовое состояние,

• Производственная деятельность,

• Организация и управление предприятием,

• Маркетинговая деятельность,

• Кадровое обеспечение,

• Внешнеэкономическая деятельность.

3 этап. Выявление  сильных и слабых сторон деятельности  конкурентов. В разделе маркетинга  можно воспользоваться следующими  характеристиками:

1. Доля рынка, контролируемая конкурентом

2. Имидж предприятия конкурента на рынке

3. Число потребителей

4. Широта товарного ассортимента

5. Уровень конкурентоспособности основных групп товаров

6. Уровень цен на изделия

7. Уровень и качество системы коммуникации

4 этап. Определение  позиции предприятия относительно  конкурентов.(прикладной маркетинг)

2.2 Характеристика  рынка трикотажной продукции.

Рынок трикотажной  промышленности является высоко конкурентным. Ассортимент трикотажных изделий, выпускаемых российскими предприятиями, широк: от предметов первой необходимости - бельевого трикотажа,  до верхней  одежды, включая  детские товары.  Спрос на трикотажные изделия  стабилен, правда, подвержен сезонным колебаниям как по ассортименту, так и по сырью. Емкость российского рынка трикотажных изделий увеличилась по сравнению с кризисным 1998 г. в 2,5 раза. В настоящее время центр производства из Центрального региона, где рань­ше только в одной Москве выпускалось до 25% всех трикотажный изделий,  переместился в Поволжский ФО (доля - 39% объема производства), далее следуют Центральный (22%), Дальневосточный (20%), Северо-Западный (12%), Южный (4%), Уральский (2%) и Сибирский (1%) федеральные округа. Наличие остатков (6% от объема производства), говорит о том, что у производителей есть определенные сложности со сбытом. Объектом исследования в курсовой работе является ЗАО «Фирма Русь».

Описание предприятия.

В годы Великой  Отечественной войны (13 июля 1941 года) Витебская трикотажная фабрика  им. Ким была эвакуирована в г. Ульяновск. Производственные цеха были размещены на площадях прядильной фабрики, и уже 9 октября 1941 года фабрика была включена в число действующих предприятий города. А с 1971 г. производство размещается в новых корпусах, отвечающих требованиям производства. В 1992 году предприятие было приватизировано и преобразовано в Закрытое Акционерное Общество "Фирма Русь". Компания работает по полному производственному циклу - от переработки сырья до выпуска готовой продукции. В настоящее время предприятие располагает оборудованием и технологией передовых фирм Германии, Италии, Испании и работает в режиме полного самообеспечения.

На предприятии  организовано:

- Вязальное производство 

- Красильно-отделочное  производство 

- Закройно-швейное  производство.

Каждое производство оснащено высокопроизводительным оборудованием.

Фабрика «Русь» относится к крупному с серийным типом производства. На рынке представлено более 300 моделей высококачественных изделий в основном из чистого  хлопка в том числе детский, женский и мужской трикотаж; чулочно-носочные изделия; разнообразные трикотажные полотна. Фирма реализует бельевой трикотаж для всех групп населения. Ежемесячно фабрика выпускает 1,2 млн. единиц продукции.

Предприятие занимается выполнением социальных заказов  на хлопчатобумажное бельё, одевает  в тёплое бельё российскую армию  и милицию. Рынками сбыта являются территория всех регионов России, включая  Сибирь и Дальний Восток.

В настоящее  время предприятие выпускает  более 300 моделей высококачественной, конкурентоспособной трикотажной  продукции (мужской и женский  трикотаж, одежда для новорожденных, трикотажное полотно). На трикотажной  фабрике внедрена система менеджмента  качества на соответствие международным  стандартам ИСО 9000. Продукция "Руси" абсолютно безопасна для здоровья человека, что подтверждено экологическим  сертификатом соответствия Госстандарта России. Высокое качество продукции  обеспечивается полным и точным соблюдением  всех нормативов технологического процесса, системным подходом к решению  вопросов конкурентоспособности всех видов выпускаемых трикотажных  изделий, культурой производства.

В настоящее  время "Фирма Русь" производит 10% всего трикотажа России и входит в тройку крупнейших предприятий  отрасли. Объем производства - 1,2 млн. единиц в месяц. Ассортимент трикотажной  продукции представлен в широкой  гамме расцветок, рисунков и колоритов, в полной шкале размеров.

По данным Ульяновскстата к 2009 году рост индекса текстильного производства составил 4,2 %.

Данные объемов  предприятий по производству трикотажной  продукции  Ульяновской области  занесем в таблицу 3.

Объем производства трикотажной продукции ЗАО «Фирма Русь» в 2009 году достиг 56 тыс. единиц, что составляет 36,4 % от общего объема производства трикотажа, что подтверждает лидирующее положение предприятия  в отрасли трикотажного производства Ульяновской области.

Проведем анализ конкурентов поэтапно.

Для начала определим  прямых и косвенных конкурентов. Наиболее крупными представителями  трикотажной промышленности, помимо объекта исследования, в Ульяновской  области следует отметить: ООО «Аи Радуга», ЗАО «Чебоксарский трикотаж», ЗАО «Ульяновский трикотаж», ООО «ВИКТОРИЯ». Эти предприятия специализируются на производстве чулочно-носочных и трикотажных изделий и являются прямыми конкурентами, так как выпускают аналогичную продукцию.

На втором этапе  нужно провести анализ деятельности конкурентов. Для этого составим таблицу 1.

Таблица 1- Балльная оценка характеристик  предприятий по производству трикотажной продукции.

Показатели  деятельности фирм ЗАО «Фирма Русь» ЗАО «Чебоксарский трикотаж» ООО

«Аи Радуга»

ЗАО «Ульяновский трикотаж»      ООО «Виктория»
Финансовое  состояние:                                   
Размер  собственности      5      4      3      5      2
Структура активов (задолженность по отношению  к условному капиталу)      4      4      4      4      3
Динамика  дивидендов      4      4      4      4      4
Инвестиционные  ресурсы      5      4      4      5      4
Соотношение основного и оборотного капитала      4      3      4      4      3
Производственная  деятельность:                                   
Возраст технологического оборудования      5      4      4      4      5      
Использование производственных мощностей      5      4      4      4      5      
Прогрессивность используемых технологий      5      5      4      5      5      
Удельный  вес новых товаров      4      4      5      3      4      
Численность работающих      5      5      4      5      4      
Запасы  сырья      4      4      4      4      4      
Организация и управление предприятием:                              
      
Система связи      5      5      5      4      5      
Четкость  разделения полномочий и функций  в аппарате управления      5      4      4      5      5      
Текучесть кадров      3      3      5      4      5      
Маркетинг:                              
      
Доля  рынка      5      4      2      3      1      
Имидж предприятия на рынке      5      5      4      5      4      
Широта  товарного ассортимента      5      5      5      5      5      
Уровень конкурентоспособности основных групп      5      4      4      5      4      
Уровень цен на изделия      5      5      4      5      3      
Уровень и качество системы коммуникаций      3      4      4      4      4      
Уровень сервисного обслуживания покупателей      4      4      4      4      4      
Средний балл: 4,52      4,19 4,04      4,33      3,95      
 

     Из  данной таблицы можно сделать  выводы, что объект исследования –  ЗАО «Фирма Русь»  явный лидер  на рынке по основным показателям  хозяйственной деятельности. Однако такие прямые конкуренты, как ЗАО  «Чебоксарский трикотаж» и ЗАО «Ульяновский трикотаж» также имеют высокий средний балл, что несет в себе потенциальную опасность ведущему положению фирмы.

     Рассмотрим  средние баллы по группам показателей.

     Таблица 2

Показатели  деятельности фирм      ЗАО «Фирма Русь»      ЗАО «Чебоксарский трикотаж»      ООО

     «Аи Радуга»

     ЗАО «Ульяновский трикотаж»      ООО «Виктория»
Финансовое  состояние 4,4      3,8 3,8      4,4      3,2
Производственная  деятельность 4,6      4,3 4,16      4,16      4,5
Организация и управление предприятием 4,3      4 4,6      4,33      5
Маркетинг 4,57      4,42 3,85      4,42      3,57

     Данные  таблицы 2 позволяют комплексно определить сильные и слабые стороны предприятия. Явной сильной стороной предприятия  ЗАО «Фирма Русь» является производственная деятельность, то есть качество технологического оборудования, его новизна и современность, прогрессивность используемых технологий, использование производственных мощностей. Слабой стороной предприятия является организация и управление предприятием – высокая текучесть кадров, не четко разделены полномочия. ПО группе показателей «маркетинг» выявлен  высокий средний балл, однако у  фирм конкурентов также высокий  балл.

     Следующий этап анализа конкурентов – определение  позиции предприятия, его доли рынка.

     Таблица 3 – Объемы производства трикотажной продукции  предприятиями Ульяновской  области

     Наименование  предприятия      Производство  трикотажной продукции, тыс. ед.
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
ЗАО «Фирма Русь» 21 29 36 48 54 49 56
ООО «Аи Радуга» 1,9 2,9 3,3 4,2      5 6,5      9
ЗАО «Чебоксарский трикотаж» 24 27 29 35      41      38      45
ЗАО «Ульяновский трикотаж» 27 28,4 26 29,5      29      35      30
ООО «ВИКТОРИЯ» 1,3 1,8 2 2,1 2,1 2,8 3
Другие  хозяйства 12,4 11,2 10,8 11,8 13 11,8 10,7
Итого 87,6 74,3 107,1 130,6 144,1 142,3 153,7

Информация о работе Комплексное исследование рынка ( на примере конкретного рынка)