Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 17:22, реферат
Комплекс маркетинга (marketing-mix) – это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желательную ответную реакцию со стороны целевого рынка. Функция маркетинг-микс состоит в том, чтобы сформировать набор (mix), который не только бы удовлетворял потребности потенциальных клиентов в рамках целевых рынков, но и максимизировать эффективность организации.
Комплекс
маркетинга
Комплекс маркетинга (marketing-mix) – это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желательную ответную реакцию со стороны целевого рынка. Функция маркетинг-микс состоит в том, чтобы сформировать набор (mix), который не только бы удовлетворял потребности потенциальных клиентов в рамках целевых рынков, но и максимизировать эффективность организации.
Модель 4P
Комплекс маркетинга в его каноническом виде ("4P") включает 4 составляющих:
Продукт (Product) — это набор «изделий и услуг», которые фирма предлагает целевому рынку.
Цена (Price) — денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара.
Дистрибуция (Place) — всевозможная деятельность, благодаря которой товар становится доступным для целевых потребителей.
Продвижение (Promotion) — всевозможная деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его.
Таким образом,
концепция маркетинга-микс по Маккарти
определялась набором основных маркетинговых
инструментов, включаемых в программу
маркетинга: товарная политика (product), сбытовая
политика (place), ценовая политика (price), коммуникационная
политика или политика продвижения (promotion).
Современные исследователи постоянно расширяют этот список, благодаря чему возникают новые концепции - 5P, 6Р, 7Р, ... 12Р и 4С (см. ниже), однако общепризнанной все-таки является концепция 4P. Ключевым фактором при этом выступает то, что именно эти 4 элемента могут полностью контролироваться маркетологом. Кроме того, считается, что порядок следования элементов комплекса маркетинга четко показывает последовательность реализации основных маркетинговых функций[1]:
1. Невозможно вообще ставить вопрос о какой-либо программе маркетинга, если маркетолог не имеет в своем распоряжении продукта, который может быть предложен рынку (потребителю). Причем это предложение должно представлять для потребителя определенную ценность. Данную ситуацию полностью определяет известный афоризм маркетологов, общий смысл которого заключается в высказывании: «Если у Вас нет товара, значит у Вас нет ничего». (Т.е. не имеет смысла вообще говорить о маркетинге).
2. В том случае, если существуют по крайней мере две стороны, каждая из которых заинтересована в обмене с противоположной стороной, они должны иметь какие-либо средства для взаимодействия. Предлагаемый продукт должен быть доступен заинтересованному в нем потребителю, поэтому следующая функция комплекса маркетинга должна решать эту задачу.
3. Потребитель
всегда оценивает товар не
только исходя из набора его
потребительских свойств, но и
по сумме тех издержек, которые
связаны с его приобретением.
Здесь речь идет об известном
маркетинговом соотношении «
4. Потенциальные
участники сделки никогда не
смогут узнать друг о друге
в том случае, если между ними
не будет существовать
Модель 7P
Наиболее успешной (по признаку распространенности в умах маркетологов и ученых) из "расширенных" трактовок комплекса маркетинга сейчас можно назвать концепцию "7Р", в которой к "4P" добавляются еще 3: People, Process и Physical Evidence.
Люди (PEOPLE) - контингент, имеющий отношение к процессу купли-продажи;
Процесс покупки (PROCESS) – то, что связано с деятельностью покупателя по осуществлению выбора товара;
Физический атрибут (PHYSICAL EVIDENCE) - материальный предмет, который может служить для клиента подтверждением факта оказания услуги.
Эта концепция
изначально создавалась для маркетинга
услуг, однако сейчас все большее
число исследователей пытаются применять
ее и к "товарному" маркетингу.
Что, тем самым, делает ее еще более
уязвимой для критики.
Другие "Р"
Введение новых
элементов в комплекс маркетинга обычно
обосновывается критикой канонической
формулы "4P". В основном концепцию
"4Р" критикуют за то, что она ориентирована
на микроуровень и затрагивает лишь продавца.
При этом для расширения списка "P"
обычно используются:
Упаковка (PACKAGE);
Покупка (PURCHASE) - представляет собой не только предпосылки к осуществлению покупки, но также и последствия принятия такого решения;
Персонал (PERSONNEL);
Окружающая среда (PHYSICAL PREMISES/SURROUND) – условия, создаваемые продавцом с целью более эффективной реализации своего товара;
Прибыль (PROFIT) – капитал, полученный в виде дохода относительно вложенных средств;
Связи с общественностью (PR, PUBLICITY) - создает положительную репутацию продукту и организации в целом;
Критика расширенных
моделей комплекса маркетинга
Как шутят критики,
многие маркетологи, перебирая словарь
английского языка, пытаются найти
слова, начинающиеся на «Р» и подходящие
к маркетингу, чтобы сделать из
них новые "Р". Однако, насколько
это оправдано? Е.П. Голубков [2] отмечает,
что расширенное содержание комплекса
маркетинга перестает удовлетворять определению
данного понятия. Традиционная структура
комплекса маркетинга принята ведущими
маркетологами мира. Добавленные элементы
характеризуют не комплекс маркетинга,
а факторы, влияющие на маркетинговую
деятельность, которые необходимо учитывать
в том числе и при разработке комплекса
маркетинга.
Например, такие элементы, как "Package", "Physical Evidence", "Profit" и "Public relations" являются составными частями, подэлементами комплекса маркетинга. Первые два являются подэлементом "Product", третий - частью "Price", а четвертый - частью "Promotion".
Элемент "People" - это элемент внешней среды, который не могут контролировать маркетологи. Именно на потребителей направлен комплекс маркетинга. Через ценовую политику, качество продукции, удобное географическое расположение, а так же с помощью инструментов рекламы и PR, компания воздействует на своих потребителей. Поэтому потребителей как элемент комплекса маркетинга рассматривать нельзя. Нужно рассматривать их как объект, на который направлен комплекс маркетинга. К тому же если бизнес компании является b2b, то словом "People" этот элемент охарактеризовать было бы не совсем корректно.
Элемент “Рersonal” входит в качестве кадровой составляющей во все четыре элемента комплекса маркетинга. Кроме того, персоналом невозможно манипулировать так, как, скажем, с ассортиментом товара и его ценой.
Тому же критерию возможности прямого управления не удовлетворяют элементы "Purchase", "Process" и "Physical Premisses/Surround".
Модель "4C"
Существует и
еще одна известная попытка изменить
каноническую формулу "4Р", сместив
фокус с продавца на потребителя...
правда, ценой полного отказа от
"Р". Это т.н. концепция "4С",
предложенная Бобом Лотеборном в 1990
году. Подробнее
Элементами модели являются:
1. Customer needs and wants
- нужды и потребности
2. Cost to the customer – затраты покупателя;
3. Communication – информационный обмен;
4. Convenience – удобство.
Очевидно, что в данной концепции в качестве приоритета выделяются предпочтения потребителей. Причем этот приоритет действует на всех без исключения этапах процесса производства и реализации товаров или услуг. Однако, традиционный комплекс маркетинга, состоящий из "4Р", так же имеет в приоритете предпочтения потребителей. При разработке «продукта», «цены», «продвижения» и «каналов распределения» проводятся маркетинговые исследования, изучаются ожидания потребителей. И даже более того - при разработке комплекса маркетинга учитываются не только предпочтения потребителей, но и конкуренты, поставщики, контактные аудитории. И, наконец, управление потребителем просто невозможно, так как этот элемент внешней среды не поддается прямому управлению.
Модель SIVA
Эта альтернативная
модель комплекса маркетинга была предложена
Chekitan S.Dev и Don E. Schultz в журнале Marketing Management
за янв/фев 2005г. Это, по существу, та же
модель "4P", только с "обратной"
стороны - как бы глазами покупателя. В
этой модели каждому из элементов классической
формулы "4Р" ставится в соответствие
элемент модели "SIVA"
Продукт -> Решение (Solution)
Продвижение -> Информация (Information)
Цена> Ценность (Value)
Дистрибуция->
Доступ (Access)
Четыре элемента модели SIVA составляют:
Решение (Solution): Насколько подходящее найдено решение проблемы/удовлетворения потребности покупателей.
Информация (Information): Знают ли покупатели о решении, и если так, от кого они узнают информацию, достаточную, чтобы принять решение о покупке?
Ценность (Value): Знает ли покупатель о ценности операции, какие издержки он понесет, какие выгоды, чем они могут пожертвовать, каково будет вознаграждение?
Доступ (Access): Где покупатель может найти решение. Легко ли они могут его купить, близко или далеко, и принять поставку.
История комплекса
маркетинга
Примерно в 1940-х
гг. появляются первые попытки систематизировать
инструменнты маркетинга. В одной
из публикаций Джеймса Каллитона (Culliton,
J. 1948) [3] возникает новый термин "marketing
mix" (комплекс маркетирнга) с мыслью
о том, что маркетинговое решения является
чем-то наподобие рецепта. В 1953 термин
"marketing mix" используетсяв одном из
документов Американской Ассоциации Маркетинга
(Нейлом Борденом, Neil H. Borden). Примерно к
концу 50-х гг. Нейл Борден использует в
этом качестве модель из 12 элементов: планирование
продукта, ценобразование, брендинг, каналы
дистрибуции, личные продажи, реклама,
продвижение, упаковка, демонстрации,
обслуживание, физические свойства, поиск
фактов и их анализ. Альберт Фрей (Albert W.
Frey) в 1961[4] высказал идею, что переменные
маркетинга должны быть разделены на две
основные группы: первая составляет предложение
(продукт, упаковка, бренд, цена, сервис),
а вторая - методы и инструменты (каналы
дистрибуции, реклама, личные продажи,
стимулирование сбыта и PR).
В 1964 Джерри Маккарти
(Jerry McCarthy) [5] предложил модель 4P - комплекс
маркетинга из таких элементов, как
продукт, цена, дистрибуция(место) и
продвижение. По иронии судьбы (или дальновидному
замыслу автора?) в концепции Маккарти
все четыре элемента комплекса маркетинга
начинаются на букву "Р". В результате
получилось удачное простое название
концепции – "4Р", во многом благодаря
которому эта концепция получила столь
широкую известность (тем самым явив собой
образцовый пример практического применения
маркетинга). Концепция Маккарти "4Р",
была впервые опубликована в 1965 году в
статье «The Concept of the Marketing Mix», автором которой
являлся Нейл Боден [6]. Из множества предложенных
по сегодняшний день схем, только классификация
Маккарти стала действительно общепринятой.
В 1981 году Б.Бумс
и Дж.Битнер (Bitner, J. and Booms, B.) [7], разрабатывая
концепцию маркетинга в сфере
услуг, предложили дополнить комплекс
маркетинга тремя дополнительными "P":
люди, процесс и физическое доказательство
факта оказания услуги.
В 1990 году профессор
унивеситета Северной Каролины Боб
Лотеборн (Bob Lauterborn) [8] выступил на конференции
с изложением основных идей модели
"4С".
В 2005 году Ч.Дев и Д.Шульц (Chekitan S.Dev и Don E. Schultz) предложили модель SIVA, отражающую восприятие потребителями элементов классической модели "4P". В этом же году в своей публикации О.Отлакан (Otilia Otlacan) [9] предложила модель 2P+2C+3S
Сравнительная таблица основных моделей комплекса маркетинга
Модель Английская расшифровка Русская расшифровка Примечание
4P Product, Price, Place, Promotion Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение Джерри Маккарти (Jerry McCarthy), 1964
4P+1S Product, Price, Place, Promotion, Service Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Обслуживание
5P Product, Price, Place, Promotion, Personnel Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Персонал
Product, Price, Place, Promotion, Package Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Упаковка
Product, Price, Place, Promotion, Publicity Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Связи с общественностью
5P+1S Product, Price, Place, Promotion, Personnel, Service Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Персонал, Обслуживание
6P Product, Price, Place, Promotion, Personnel, Publicity Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Персонал, Связи с общественностью
7P Product, Price, Place, Promotion, People, Process, Physical Evidence Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Люди, Процесс, Физический аттрибут Б.Бумс и Дж.Битнер (Bitner, J. and Booms, B.), 1981