Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 13:16, контрольная работа
Широко известный в настоящее время термин «маркетинг» происходит от английского слова «market», что дословно переводится как «рынок» и в первом своем определении означает «деятельность рынка, ведение рынка».
История развития маркетинга насчитывается уже более 140 лет, но при этом, пройдя вековой путь в своем развитии, маркетинг превратился не просто в авторитетную теорию современного бизнеса, его наиболее активных и предприимчивых сил, но и в четкое руководство к действию, основанное на понимании движущихся сил развития рынка и рыночной экономики.
Введение ………………………………………………………… стр.2
Комплекс маркетинга, его основные элементы…стр.
Реклама: сущность, цели, задачи и функции.
Правовые основы рекламы, требования к ней…стр.
3.Жизненный цикл товара…………………………………стр.
Содержание
Введение ………………………………………………………
Правовые основы рекламы, требования к ней…стр.
3.Жизненный цикл товара…………………
Введение.
Широко известный в настоящее время термин «маркетинг» происходит от английского слова «market», что дословно переводится как «рынок» и в первом своем определении означает «деятельность рынка, ведение рынка».
История развития маркетинга насчитывается уже более 140 лет, но при этом, пройдя вековой путь в своем развитии, маркетинг превратился не просто в авторитетную теорию современного бизнеса, его наиболее активных и предприимчивых сил, но и в четкое руководство к действию, основанное на понимании движущихся сил развития рынка и рыночной экономики.
Некоторые ученые разделяют 4 периода
в становлении современной
Девиз, выражающий суть основных
целей развития организации:
«Больше произвели - больше прибыли».
Одно из главных следствий – кризис 1929-1932гг.
Девиз, выражающий суть основных
целей развития организации:
«Больше продали – больше прибыли». В
этот период активно изучались потребности
и спрос, применялась реклама и стимулирование
продаж. Но при этом затраты на мероприятия
сбыта быстро и значительно выросли.
В этот период в основе формирования спроса активно используется комплекс маркетинга. Негативные стороны: в социальном плане – распространение потребительского отношения к жизни; в экологическом плане – истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды.
В настоящее время основной акцент сделан на снижение вышеперечисленных негативных сторон и развитие ценностно-нравственной ориентации и творческого потенциала, как самой организации, так и отдельной личности.
Основная задача маркетинга – это создание такой комбинации товаров и услуг, которая представляет собой истинную ценность в глазах потребителя, создает мотивацию для покупки и удовлетворения его истинные потребности.
Главное в маркетинге – это целевая ориентация на потребителя и комплексное решение рыночных задач, при которых вся деятельность товаропроизводителя сливается в единый процесс, подчинена одной цели.
1.Комплекс маркетинга, его основные элементы
Примерно в 1940-х гг. появляются первые попытки систематизировать инструменты маркетинга. В одной из публикаций Джеймса Каллитона (Culliton, J. 1948) возникает новый термин "marketing mix" (комплекс маркетирнга) с мыслью о том, что маркетинговое решения является чем-то наподобие рецепта. В 1953 термин "marketing mix" используется в одном из документов Американской Ассоциации Маркетинга (Нейлом Борденом, Neil H. Borden). Примерно к концу 50-х гг. Нейл Борден использует в этом качестве модель из 12 элементов: планирование продукта, ценообразование, брендинг, каналы дистрибуции, личные продажи, реклама, продвижение, упаковка, демонстрации, обслуживание, физические свойства, поиск фактов и их анализ. Альберт Фрей (Albert W. Frey) в 1961 высказал идею, что переменные маркетинга должны быть разделены на две основные группы: первая составляет предложение (продукт, упаковка, бренд, цена, сервис), а вторая - методы и инструменты (каналы дистрибуции, реклама, личные продажи, стимулирование сбыта и PR).
В 1964 Джерри Маккарти (Jerry McCarthy) предложил модель 4P - комплекс маркетинга из таких элементов, как продукт, цена, дистрибуция (место) и продвижение. По иронии судьбы в концепции Маккарти все четыре элемента комплекса маркетинга начинаются на букву "Р". В результате получилось удачное простое название концепции – "4Р", во многом благодаря которому эта концепция получила столь широкую известность (тем самым явив собой образцовый пример практического применения маркетинга). Концепция Маккарти "4Р", была впервые опубликована в 1965 году в статье «The Concept of the Marketing Mix», автором которой являлся Нейл Боден. Из множества предложенных по сегодняшний день схем, только классификация Маккарти стала действительно общепринятой.
В 1981 году Б.Бумс и Дж.Битнер (Bitner, J. and Booms, B.), разрабатывая концепцию маркетинга в сфере услуг, предложили дополнить комплекс маркетинга тремя дополнительными "P": люди, процесс и физическое доказательство факта оказания услуги.
В 1990 году профессор университета Северной Каролины Боб Лотеборн (Bob Lauterborn) выступил на конференции с изложением основных идей модели "4С".
В 2005 году Ч.Дев и Д.Шульц (Chekitan S.Dev и Don E. Schultz) предложили модель SIVA, отражающую восприятие потребителями элементов классической модели "4P". В этом же году в своей публикации О.Отлакан (Otilia Otlacan) предложила модель 2P+2C+3S.
Комплекс маркетинга (marketing-mix) – это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желательную ответную реакцию со стороны целевого рынка. Функция маркетинг-микс состоит в том, чтобы сформировать набор (mix), который не только бы удовлетворял потребности потенциальных клиентов в рамках целевых рынков, но и максимизировать эффективность организации.
Модель 4P
Комплекс маркетинга в его каноническом виде ("4P") включает 4 составляющих:
Продукт (Product) — это набор «изделий и услуг»,
которые фирма предлагает целевому рынку.
Цена (Price) — денежная сумма,
которую потребители должны уплатить
для получения товара.
Дистрибуция (Place) — всевозможная деятельность,
благодаря которой товар становится доступным
для целевых потребителей.
Продвижение (Promotion) — всевозможная деятельность
фирмы по распространению сведений о достоинствах
своего товара и убеждению целевых потребителей
покупать его.
Таким образом, концепция маркетинга-микс по Маккарти определялась набором основных маркетинговых инструментов, включаемых в программу маркетинга: товарная политика (product), сбытовая политика (place), ценовая политика (price), коммуникационная политика или политика продвижения (promotion).
Современные исследователи постоянно расширяют этот список, благодаря чему возникают новые концепции - 5P, 6Р, 7Р, ... 12Р и 4С (см. ниже), однако общепризнанной все-таки является концепция 4P. Ключевым фактором при этом выступает то, что именно эти 4 элемента могут полностью контролироваться маркетологом. Кроме того, считается, что порядок следования элементов комплекса маркетинга четко показывает последовательность реализации основных маркетинговых функций:
Модель 7P
Наиболее успешной (по признаку распространенности в умах маркетологов и ученых) из "расширенных" трактовок комплекса маркетинга сейчас можно назвать концепцию "7Р", в которой к "4P" добавляются еще 3: People, Process и Physical Evidence.
Люди (PEOPLE) - контингент, имеющий отношение
к процессу купли-продажи;
Процесс покупки (PROCESS)
– то, что связано с деятельностью покупателя
по осуществлению выбора товара;
Физический атрибут (PHYSICAL EVIDENCE)
- материальный предмет, который может
служить для клиента подтверждением факта
оказания услуги.
Эта концепция изначально создавалась для маркетинга услуг, однако сейчас все большее число исследователей пытаются применять ее и к "товарному" маркетингу. Что, тем самым, делает ее еще более уязвимой для критики.
Другие "Р"
Введение новых элементов в комплекс маркетинга обычно обосновывается критикой канонической формулы "4P". В основном концепцию "4Р" критикуют за то, что она ориентирована на микроуровень и затрагивает лишь продавца. При этом для расширения списка "P" обычно используются:
Упаковка (PACKAGE);
Покупка (PURCHASE) - представляет
собой не только предпосылки к осуществлению
покупки, но также и последствия принятия
такого решения;
Персонал (PERSONNEL);
Окружающая среда (PHYSICAL PREMISES/SURROUND)
– условия, создаваемые продавцом с целью
более эффективной реализации своего
товара;
Прибыль (PROFIT) – капитал,
полученный в виде дохода относительно
вложенных средств;
Связи с общественностью (PR,
PUBLICITY) - создает положительную репутацию
продукту и организации в целом;
Модель "4C"
Существует и еще одна известная попытка изменить каноническую формулу "4Р", сместив фокус с продавца на потребителя... правда, ценой полного отказа от "Р". Это т.н. концепция "4С", предложенная Бобом Лотеборном в 1990 году.
Элементами модели являются:
1. Customer needs and wants
- нужды и потребности покупателя;
2. Cost to the customer –
затраты покупателя;
3. Communication – информационный
обмен;
4. Convenience – удобство.
Очевидно, что в данной концепции в качестве
приоритета выделяются предпочтения потребителей.
Причем этот приоритет действует на всех
без исключения этапах процесса производства
и реализации товаров или услуг. Однако,
традиционный комплекс маркетинга, состоящий
из "4Р", так же имеет в приоритете предпочтения
потребителей. При разработке «продукта»,
«цены», «продвижения» и «каналов распределения»
проводятся маркетинговые исследования,
изучаются ожидания потребителей. И даже
более того - при разработке комплекса
маркетинга учитываются не только предпочтения
потребителей, но и конкуренты, поставщики,
контактные аудитории. И, наконец, управление
потребителем просто невозможно, так как
этот элемент внешней среды не поддается
прямому управлению.
Модель SIVA
Эта альтернативная модель комплекса маркетинга была предложена Chekitan S.Dev и Don E. Schultz в журнале Marketing Management за янв/фев 2005г. Это, по существу, та же модель "4P", только с "обратной" стороны - как бы глазами покупателя. В этой модели каждому из элементов классической формулы "4Р" ставится в соответствие элемент модели "SIVA"
Продукт -> Решение
(Solution)
Продвижение -> Информация (Information)
Цена> Ценность (Value)
Дистрибуция-> Доступ (Access)
Четыре элемента модели SIVA
составляют:
Решение (Solution): Насколько
подходящее найдено решение проблемы/удовлетворения
потребности покупателей.
Информация (Information): Знают
ли покупатели о решении, и если так, от
кого они узнают информацию, достаточную,
чтобы принять решение о покупке?
Ценность (Value): Знает ли
покупатель о ценности операции, какие
издержки он понесет, какие выгоды, чем
они могут пожертвовать, каково будет
вознаграждение?
Доступ (Access): Где покупатель
может найти решение. Легко ли они могут
его купить, близко или далеко, и принять
поставку.
Как шутят критики, многие маркетологи, перебирая словарь английского языка, пытаются найти слова, начинающиеся на «Р» и подходящие к маркетингу, чтобы сделать из них новые "Р". Однако, насколько это оправдано? Е.П. Голубков [2] отмечает, что расширенное содержание комплекса маркетинга перестает удовлетворять определению данного понятия. Традиционная структура комплекса маркетинга принята ведущими маркетологами мира. Добавленные элементы характеризуют не комплекс маркетинга, а факторы, влияющие на маркетинговую деятельность, которые необходимо учитывать, в том числе и при разработке комплекса маркетинга.
Например, такие элементы,
как "Package", "Physical Evidence", "Profit"
и "Public relations" являются составными
частями, подэлементами комплекса
маркетинга. Первые два являются подэлементом
"Product", третий - частью "Price",
а четвертый - частью "Promotion".
Элемент "People" - это элемент внешней
среды, который не могут контролировать
маркетологи. Именно на потребителей направлен
комплекс маркетинга. Через ценовую политику,
качество продукции, удобное географическое
расположение, а так же с помощью инструментов
рекламы и PR, компания воздействует на
своих потребителей. Поэтому потребителей
как элемент комплекса маркетинга рассматривать
нельзя. Нужно рассматривать их как объект,
на который направлен комплекс маркетинга.
К тому же если бизнес компании является
b2b, то словом "People" этот элемент охарактеризовать
было бы не совсем корректно.
Элемент “Рersonal” входит в качестве кадровой
составляющей во все четыре элемента комплекса
маркетинга. Кроме того, персоналом невозможно
манипулировать так, как, скажем, с ассортиментом
товара и его ценой.
Тому же критерию возможности прямого
управления не удовлетворяют элементы
"Purchase", "Process" и "Physical Premisses/Surround".