Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является характеристика всех аспектов коммерческой информации и роли, которую коммерческая информация играет в организации хозяйственной деятельности предприятий в Республике Беларусь в наши дни.
Задачами работы являются:
определение понятия коммерческой информации;
классификация коммерческой информации;
описание способов получения коммерческой информации;
Можно выделить несколько этапов работы с внешней информацией: оценку сведений, выявление их достоверности, точности; отбор наиболее ценных сведений; распространение информации, передачу ее специалистам в кратчайшие сроки; накопление полезной информации и обеспечение возможности получения ее в нужный момент заинтересованными пользователями.
Основными источниками информации о состоянии рынка товаров и услуг являются: статистическая отчетность, данные статистики бюджетов, нормы и нормативы потребления, данные оперативного и бухгалтерского учета, материалы специальных обследований, опросов, наблюдений.
Для того чтобы информация о рынке была достаточно полной, своевременной и точной, используются различные методы ее получения.
Для изучения рыночной ситуации применяются:
Следует отметить, что существуют и незаконные методы получения коммерческой информации:
Таким образом, коммерческая информация сегодня является важнейшим условием обеспечения хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
Как было выяснено, существует довольно большое количество различных способов ее получения и анализа. Выбор оптимального из них определяется условиями хозяйственной деятельности компаний.
Институт коммерческой тайны имеет давнюю историю, а коммерческие тайны едва ли не старше военных. Государственные и коммерческие секреты, а следовательно, охота за ними, их добывание, возникли на заре человеческого общества, когда появились государства, развивалась торговля между ними. Заниматься коммерцией люди начали с древних времен, при этом возникла конкуренция. Поскольку факторы, влияющие на конкурентоспособность, могут приносить положительные результаты лишь при условиях их сокрытия от соперников, конкурентная борьба предполагает сохранение в тайне сведений, овладение которыми посторонними лицами могло бы в значительной степени ослабить позиции предприятия на рынке и даже нанести ему невосполнимый экономический ущерб.
В древние времена зародились и тщательно охранялись производственные и коммерческие секреты. Из истории известно об охоте за секретом производства изделий из фарфора. Ещё более древним предметом охоты промышленных шпионов был шёлк. В средние века получил развитие промышленный шпионаж в Европе - по добыванию секретов цеховых объединений ремесленников. Принимались даже специальные законодательные акты, ограждающие интересы цеховых организаций. Так, в 1295 году в Берлине специальным предписанием властей запрещалось иностранцам работать на местных ткацких станках, дабы те "не узнали секретов производства".
В своей повседневной деятельности коммерческое предприятие использует разнообразную информацию, способствующую достижению победы в конкурентной борьбе. Часть её представляет особую ценность, так как определяет преимущество на рынке. Владение информацией, как уже говорилось выше, во все времена давало преимущества той стороне, которая располагала более точной и обширной информацией. Сегодня же экономические отношения во всём мире в целом характеризуются резким ростом стоимости информации, значительным увеличением её объёмов и превращением информационных ресурсов в полноценного участника гражданского товарооборота. В рыночной экономике информация является ценным товаром и подчиняется законам товарно-денежных отношений. Вследствие этого возрастает необходимость защиты информации как товара и объекта собственности от несанкционированных доступа и распространения.
Коммерческая тайна — преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах производственной, торговой, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности предприятия, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы. Под коммерческой тайной понимают форму обеспечения безопасности наиболее важной коммерческой информации, предполагающую ограничение её распространения. В этом случае коммерческая информация рассматривается как сведения, связанные с производством, используемой технологией изготовления продукции, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия.
Коммерческая тайна определяется непосредственно конкретным предприятием (организацией), является его собственностью и охраняется службой безопасности самого предприятия.
С развитием рыночных отношений возрастает роль коммерческой информации. Она становится товаром и средством конкурентной борьбы. В связи с этим изменяется отношение к ее защите. Предприятия начинают осознавать экономическую целесообразность охраны своих коммерческих интересов.
Законодательством Республики Беларусь установлено право на определенную свободу предпринимательства, защиту своих интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на коммерческую тайну предполагает определенные ограничения государственных возможностей вмешиваться в экономику.
В Республике Беларусь понятие коммерческой тайны дается в Положении о коммерческой тайне, утвержденном Советом Министров Республики Беларусь.
Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, распоряжении и пользовании в пределах, установленных собственником и законодательством Республики Беларусь.
В реальной ситуации коммерческая тайна всегда выступает в форме коммерческих секретов.
Коммерческие секреты - форма проявления коммерческой тайны. Они представляют собой сведения в виде документов, схем, изделий, относящихся к коммерческой тайне организации и подлежащие защите со стороны службы безопасности этой организации.
Носителем коммерческого секрета является лицо, осведомленное о коммерческих секретах предприятия, а источниками закрытой коммерческой информации являются документы, схемы, технологии, образцы, изделия, ноу-хау.
В условиях рыночного хозяйствования коммерческие секреты зачастую связаны со стратегическими интересами организации, поэтому возникает необходимость защищать их от недобросовестной конкуренции, включающей противоправные действия в виде незаконного использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа, промышленного шпионажа и т.д.
Сегодня, в условиях ужесточения
конкуренции успех
Защита сведений, составляющих коммерческую тайну, осуществляется с целью предотвращения возможных попыток неправомерного получения сведений, её составляющих, со стороны организаций и отдельных лиц, недопущения их разглашения, включает в себя организацию эффективного контроля за персоналом предприятия. Защита организуется путем повсеместного применения договорной системы отношений с сотрудниками при их приёме на работу, изменении характера деятельности, а также при увольнении. Организуется специальное делопроизводство с соответствующим учётом документальных носителей сведений, составляющих коммерческую тайну. Устанавливается ограничительный порядок доступа к защищаемой информации, производится специальное оборудование помещений и хранилищ.
Незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую тайну либо незаконное использование секретной информации лицами или организациями, не уполномоченными на это ее владельцами, называется промышленным шпионажем. Он может нанести довольно большой ущерб организациям в наше время — век информационных технологий.
Объектом промышленного шпионажа могут выступать любые материальные объекты, содержащие коммерческую тайну организации: документы, чертежи, образцы продукции, неоформленные патенты, технические проекты, информация о ценах, контрактах, поставщиках, маркетинговых исследованиях и иные представляющие предпринимательский интерес сведения.
Экономический шпионаж как сфера тайной деятельности по сбору, анализу, хранению и использованию ценной конфиденциальной информации охватывает все сферы рыночной экономики. Неправомерное завладение чужими информационными ресурсами с целью их использования является наиболее опасной формой недобросовестной конкуренции. Поэтому защита коммерческой тайны - не только важное условие получения предприятием максимальной прибыли, но и средство предотвращения банкротства. В условиях жёсткой конкуренции выживает только тот, кто заботится о надёжной защите своих коммерческих секретов, ограждая своё предприятие от недобросовестных конкурентов.
Исходя из действующих сегодня норм белорусского законодательства, перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия. При этом и сегодня нет единого подхода к классификации информации, содержащей коммерческую тайну. Например, в Российской Федерации согласно статье 139.1 ГК РФ информация составляет коммерческую тайну в случае, когда информация:
- имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам;
- к ней нет свободного доступа на законном основании;
- обладатель информации принимает меры к охране её конфиденциальности.
Принципы, методические подходы к выделению из всего массива собственной информации предприятия её наиболее ценных частей тесным образом увязана с процессом производства товаров (услуг) и вытекает из практики конкурентной борьбы. Защищают и охраняют, как правило, не всю или не всякую информацию, а наиболее важную, ценную для её собственника, ограничение распространения которой приноситему какую-то пользу или прибыль, возможность эффективно решать стоящие перед ним задачи.
Поэтому, с учётом имеющихся правовых определений и практики применения можно попытаться сформулировать основные признаки такого понятия как коммерческая тайна.
Итак, коммерческая тайна предприятия - это информация, которая:
а) является собственностью предприятия, не содержит сведений, составляющих государственную тайну (являющихся, по определению, собственностью государства) и не принадлежит другим предприятиям и организациям;
б) отражает технологическую, производственную, организационно-управленческую, торговую, финансовую и другие стороны деятельности предприятия (может быть связана как непосредственно с производством, так и с реализацией товаров и услуг предприятия, его торгово-финансовой деятельностью);
в) имеет действительную
или потенциальную коммерческую
ценность, потребительскую стоимость
в силу неизвестности её другим лицам,
что даёт возможность предприятию
производить продукцию и
г) может являться предметом посягательств других юридических и физических лиц Конкуренты могут стремиться завладеть незаконным путём этой информацией и использовать её, например для получения собственной выгоды, или иным способом в ущерб предприятию - собственнику информации;
д) охраняется предприятием. Собственник (владелец) информации принимает меры к охране её конфиденциальности. Лишь сохранение этой информации в тайне позволяет ей иметь коммерческую ценность.
Таким образом, сегодня коммерческая тайна является особо важным условием осуществления хозяйственных операций и хозяйственной деятельности компаний в целом. В защиту коммерческих секретов вкладываются огромные средства, и это, тем самым, делает коммерческую информацию практически бесценной.
Информация о работе Коммерческая информация и ее значение в современных условиях