Коммерческая информация и ее значение в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является характеристика всех аспектов коммерческой информации и роли, которую коммерческая информация играет в организации хозяйственной деятельности предприятий в Республике Беларусь в наши дни.
Задачами работы являются:
определение понятия коммерческой информации;
классификация коммерческой информации;
описание способов получения коммерческой информации;

Работа содержит 1 файл

Коммерческая информация и ее значение в современных условиях [курсовая работа].doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Можно выделить несколько  этапов работы с внешней информацией: оценку сведений, выявление их достоверности, точности; отбор наиболее ценных сведений; распространение информации, передачу ее специалистам в кратчайшие сроки; накопление полезной информации и обеспечение возможности получения ее в нужный момент заинтересованными пользователями.

Основными источниками  информации о состоянии рынка  товаров и услуг являются: статистическая отчетность, данные статистики бюджетов, нормы и нормативы потребления, данные оперативного и бухгалтерского учета, материалы специальных обследований, опросов, наблюдений.

Для того чтобы информация о рынке была достаточно полной, своевременной и точной, используются различные методы ее получения.

Для изучения рыночной ситуации применяются:

  • изучение данных статистической отчетности;
  • учет и анализ данных о динамике и структуре продажи и остатков по материалам инвентаризаций;
  • учет и анализ данных, полученных при изучении спроса населения;
  • изучение данных специально проводимых исследований (сплошные и выборочные обследования, опросы, интервью);
  • изучение данных экспертных оценок;
  • изучение материалов конъюнктурных совещаний;
  • изучение опыта работы конкурентов.

Следует отметить, что  существуют и незаконные методы получения коммерческой информации:

    • выведывание интересующей информации у специалистов конкурентов;
  • переманивание ведущих специалистов для получения интересующей информации;
  • подкуп сотрудников конкурента;
  • засылка агентов на фирму или в близкое окружение ведущих специалистов;
  • похищение материалов: чертежей, документов, образцов изделий;
  • негласный контроль за деловой корреспонденцией;
  • незаконное получение информации у государственных чиновников, имеющих интересующие сведения (например, таможенных и налоговых инспекторов) путем подкупа;
  • получение информации с использованием технических средств (контроль телефонных переговоров, установление подслушивающей аппаратуры и т.д.);
  • ложные переговоры якобы с целью приобретения лицензии и последующий отказ от договора после получения необходимой информации.

Таким образом, коммерческая информация сегодня является важнейшим условием обеспечения хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Как было выяснено, существует довольно большое количество различных способов ее получения и анализа. Выбор оптимального из них определяется условиями хозяйственной деятельности компаний.

 

3. Коммерческая тайна

 

Институт коммерческой тайны имеет давнюю историю, а коммерческие тайны едва ли не старше военных. Государственные и коммерческие секреты, а следовательно, охота за ними, их добывание, возникли на заре человеческого общества, когда появились государства, развивалась торговля между ними. Заниматься коммерцией люди начали с древних времен, при этом возникла конкуренция. Поскольку факторы, влияющие на конкурентоспособность, могут приносить положительные результаты лишь при условиях их сокрытия от соперников, конкурентная борьба предполагает сохранение в тайне сведений, овладение которыми посторонними лицами могло бы в значительной степени ослабить позиции предприятия на рынке и даже нанести ему невосполнимый экономический ущерб.

В древние времена  зародились и тщательно охранялись производственные и коммерческие секреты. Из истории известно об охоте за секретом производства изделий из фарфора. Ещё более древним предметом охоты промышленных шпионов был шёлк. В средние века получил развитие промышленный шпионаж в Европе - по добыванию секретов цеховых объединений ремесленников. Принимались даже специальные законодательные акты, ограждающие интересы цеховых организаций. Так, в 1295 году в Берлине специальным предписанием властей запрещалось иностранцам работать на местных ткацких станках, дабы те "не узнали секретов производства".

В своей повседневной деятельности коммерческое предприятие  использует разнообразную информацию, способствующую достижению победы в  конкурентной борьбе. Часть её представляет особую ценность, так как определяет преимущество на рынке. Владение информацией, как уже говорилось выше, во все времена давало преимущества той стороне, которая располагала более точной и обширной информацией. Сегодня же экономические отношения во всём мире в целом характеризуются резким ростом стоимости информации, значительным увеличением её объёмов и превращением информационных ресурсов в полноценного участника гражданского товарооборота. В рыночной экономике информация является ценным товаром и подчиняется законам товарно-денежных отношений. Вследствие этого возрастает необходимость защиты информации как товара и объекта собственности от несанкционированных доступа и распространения.

Коммерческая тайна — преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах производственной, торговой, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности предприятия, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы. Под коммерческой тайной понимают форму обеспечения безопасности наиболее важной коммерческой информации, предполагающую ограничение её распространения. В этом случае коммерческая информация рассматривается как сведения, связанные с производством, используемой технологией изготовления продукции, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия.

Коммерческая тайна определяется непосредственно конкретным предприятием (организацией), является его собственностью и охраняется службой безопасности самого предприятия.

С развитием рыночных отношений возрастает роль коммерческой информации. Она становится товаром и средством конкурентной борьбы. В связи с этим изменяется отношение к ее защите. Предприятия начинают осознавать экономическую целесообразность охраны своих коммерческих интересов.

Законодательством Республики Беларусь установлено право на определенную свободу предпринимательства, защиту своих интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на коммерческую тайну предполагает определенные ограничения государственных возможностей вмешиваться в экономику.

В Республике Беларусь понятие  коммерческой тайны дается в Положении о коммерческой тайне, утвержденном Советом Министров Республики Беларусь.

Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, распоряжении и пользовании в пределах, установленных собственником и законодательством Республики Беларусь.

В реальной ситуации коммерческая тайна всегда выступает в форме  коммерческих секретов.

Коммерческие секреты - форма проявления коммерческой тайны. Они представляют собой сведения в виде документов, схем, изделий, относящихся  к коммерческой тайне организации  и подлежащие защите со стороны службы безопасности этой организации.

Носителем коммерческого  секрета является лицо, осведомленное о коммерческих секретах предприятия, а источниками закрытой коммерческой информации являются документы, схемы, технологии, образцы, изделия, ноу-хау.

В условиях рыночного  хозяйствования коммерческие секреты зачастую связаны со стратегическими интересами организации, поэтому возникает необходимость защищать их от недобросовестной конкуренции, включающей противоправные действия в виде незаконного использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа, промышленного шпионажа и т.д.

Сегодня, в условиях ужесточения  конкуренции успех предпринимательства, гарантия получения прибыли всё  в большей степени стали зависеть от сохранения в тайне секретов производства, опирающихся на интеллектуальный потенциал и конкретную технологию. Вполне очевидно, что любое преимущество, элемент конкурентоспособности может быть представлен в виде набора некоторых сведений, неограниченное и несанкционированное распространение которых может свести этот приоритет к нулю.

Защита сведений, составляющих коммерческую тайну, осуществляется с  целью предотвращения возможных  попыток неправомерного получения  сведений, её составляющих, со стороны  организаций и отдельных лиц, недопущения их разглашения, включает в себя организацию эффективного контроля за персоналом предприятия. Защита организуется путем повсеместного применения договорной системы отношений с сотрудниками при их приёме на работу, изменении характера деятельности, а также при увольнении. Организуется специальное делопроизводство с соответствующим учётом документальных носителей сведений, составляющих коммерческую тайну. Устанавливается ограничительный порядок доступа к защищаемой информации, производится специальное оборудование помещений и хранилищ.

Незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую тайну либо незаконное использование секретной информации лицами или организациями, не уполномоченными на это ее владельцами, называется промышленным шпионажем. Он может нанести довольно большой ущерб организациям в наше время — век информационных технологий.

Объектом промышленного  шпионажа могут выступать любые  материальные объекты, содержащие коммерческую тайну организации: документы, чертежи, образцы продукции, неоформленные  патенты, технические проекты, информация о ценах, контрактах, поставщиках, маркетинговых исследованиях и иные представляющие предпринимательский интерес сведения.

Экономический шпионаж  как сфера тайной деятельности по сбору, анализу, хранению и использованию  ценной конфиденциальной информации охватывает все сферы рыночной экономики. Неправомерное завладение чужими информационными ресурсами с целью их использования является наиболее опасной формой недобросовестной конкуренции. Поэтому защита коммерческой тайны - не только важное условие получения предприятием максимальной прибыли, но и средство предотвращения банкротства. В условиях жёсткой конкуренции выживает только тот, кто заботится о надёжной защите своих коммерческих секретов, ограждая своё предприятие от недобросовестных конкурентов.

 

Исходя из действующих  сегодня норм белорусского законодательства, перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия. При этом и сегодня нет единого подхода к классификации информации, содержащей коммерческую тайну. Например, в Российской Федерации согласно статье 139.1 ГК РФ информация составляет коммерческую тайну в случае, когда информация:

- имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам;

- к ней нет свободного доступа на законном основании;

- обладатель информации принимает меры к охране её конфиденциальности.

Принципы, методические подходы к выделению из всего  массива собственной информации предприятия её наиболее ценных частей тесным образом увязана с процессом производства товаров (услуг) и вытекает из практики конкурентной борьбы. Защищают и охраняют, как правило, не всю или не всякую информацию, а наиболее важную, ценную для её собственника, ограничение распространения которой приноситему какую-то пользу или прибыль, возможность эффективно решать стоящие перед ним задачи.

Поэтому, с учётом имеющихся  правовых определений и практики применения можно попытаться сформулировать основные признаки такого понятия как  коммерческая тайна.

 

Итак, коммерческая тайна  предприятия - это информация, которая:

а) является собственностью предприятия, не содержит сведений, составляющих государственную тайну (являющихся, по определению, собственностью государства) и не принадлежит другим предприятиям и организациям;

б) отражает технологическую, производственную, организационно-управленческую, торговую, финансовую и другие стороны  деятельности предприятия (может быть связана как непосредственно  с производством, так и с реализацией  товаров и услуг предприятия, его торгово-финансовой деятельностью);

в) имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, потребительскую стоимость  в силу неизвестности её другим лицам, что даёт возможность предприятию  производить продукцию и товары, пользующиеся спросом на рынке, заключать равноправные, взаимовыгодные сделки с другими хозяйствующими субъектами, находить новых клиентов, покупателей своей продукции.

г) может являться предметом  посягательств других юридических  и физических лиц Конкуренты могут  стремиться завладеть незаконным путём этой информацией и использовать её, например для получения собственной выгоды, или иным способом в ущерб предприятию - собственнику информации;

д) охраняется предприятием. Собственник (владелец) информации принимает  меры к охране её конфиденциальности. Лишь сохранение этой информации в тайне позволяет ей иметь коммерческую ценность.

Таким образом, сегодня коммерческая тайна является особо важным условием осуществления хозяйственных операций и хозяйственной деятельности компаний в целом. В защиту коммерческих секретов вкладываются огромные средства, и это, тем самым, делает коммерческую информацию практически бесценной.

Информация о работе Коммерческая информация и ее значение в современных условиях