Коммерческая информация и ее значение в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является характеристика всех аспектов коммерческой информации и роли, которую коммерческая информация играет в организации хозяйственной деятельности предприятий в Республике Беларусь в наши дни.
Задачами работы являются:
определение понятия коммерческой информации;
классификация коммерческой информации;
описание способов получения коммерческой информации;

Работа содержит 1 файл

Коммерческая информация и ее значение в современных условиях [курсовая работа].doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Коммерческая информация и ее значение в современных условиях

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Коммерческая информация в наши дни является источником дохода для всех субъектов экономики. Ведь именно на ее основе в итоге принимаются ключевые решения, ведущие к заключению сделок, покупке или продаже предприятий, инвестиционным вложениям и так далее. Для принятия таких решений требуется именно она – информация.

Целью данной курсовой работы является характеристика всех аспектов коммерческой информации и роли, которую коммерческая информация играет в организации хозяйственной деятельности предприятий в Республике Беларусь в наши дни.

Задачами работы являются:

    • определение понятия коммерческой информации;
    • классификация коммерческой информации;
    • описание способов получения коммерческой информации;
    • описание способов использования коммерческой информации;
    • определение понятия коммерческой тайны.

Цель и задачи работы обусловили ее структуру.

Так, в первой части курсовой работы содержится определение понятия «Коммерческая информация» и краткая характеристика коммерческой информации.

Во второй части работы дана классификация коммерческой информации, приводится описание источников и способов получения коммерческой информации, а также содержится подробная характеристика каждого вида коммерческой информации.

Третья часть работы посвящена коммерческой тайне. В  ней содержится описание и подробная  характеристика коммерческой тайны.

Выводы по изложенному материалу приведены в конце каждого пункта курсовой работы. Общие выводы содержатся в заключении.

Методологической основой  для данной курсовой работы послужили  источники материала, приведенные  в  списке использованной литературы.

При сложившихся на сегодняшний день как в Беларуси, так и в мире в целом условиях хозяйствования актуальность темы данной курсовой работы не вызывает сомнения.

 

1. Понятие коммерческой информации и ее значения

 

Информация — совокупность сведений, которые служат объектом сбора, хранения, переработки и передачи.

Коммерческой информацией называется совокупность сведений о состоянии ситуации на рынке товаров и услуг, которые служат объектом сбора, хранения, переработки и передачи.

Информационное обеспечение  коммерческой деятельности представляет собой систему сбора и обработки данных, позволяющих изучить ситуацию на рынке товаров и услуг в статике и динамике, измерить влияние определяющих ее факторов и выявить возможности управления ею в соответствии с выбранным стратегическим направлением.

Информация, полученная в результате комплексного исследования рынка, должна отвечать следующим требованиям :

  • необходимость и достаточность по объему;
  • своевременность получения и передачи;
  • достоверность;
  • полнота;
  • сопоставимость.

Эти требования выполняются при создании информационной системы обеспечения данных коммерческой деятельности, представляющей собой систему сбора, накопления и обработки коммерческой информации о рынке товаров и услуг, для обеспечения эффективной деятельности торговых предприятий в условиях рыночной экономики. Это позволяет упорядочить поток коммерческой информации.

Коммерческая информация может быть получена на основе первичных  и вторичных данных.

Первичные данные получаются в результате специально проведенных для решения конкретной проблемы полевых маркетинговых исследований; их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспериментальных исследований, выполняемых над частью общей совокупности исследуемых (выборкой), а также в результате устных бесед со специалистами в процессе деловых контактов, переговоров.

Под вторичными данными понимаются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников информации для целей, отличных от целей проводимого маркетингового исследования. Это, главным образом, сведения статистического, справочного, обзорного, аналитического, прогностического характера.

При сборе коммерческой информации используют два основных метода:

  • метод кабинетных исследований, предполагающий изучение вторичной информации в справочниках, периодических изданиях, конъюнктурных публикациях и т. д.;
  • метод внекабинетных, или полевых, исследований, предполагающий сбор первичной информации непосредственно у покупателей и потребителей товара, получаемой путем опроса, наблюдения, эксперимента и имитации.

Часть информации, имеющая исключительное значение для фирмы , может требовать особой защиты.

Это может быть информация, обеспечивающая экономическую безопасность фирмы, содержащая «ноу-хау», сведения и документы об изобретениях и рационализаторских предложениях и др. Такая информация относится к категории коммерческой тайны.

 

2. Классификация коммерческой  информации и источники ее  получения

 

Классификация коммерческой информации

 

В общем коммерческую информацию условно разделить на два укрупненных блока:

- научно-техническая, технологическая информация;

- деловая информация.

Каждый из них имеет  свои разновидности.

Научно-техническая, технологическая  информация включает:

- сведения о конструкции машин и оборудования (в том числе схемы и чертежи отдельных узлов, изделий), используемых материалах, их составах (химических и т.п.), методах и способах производства, дизайне и другие сведения о вновь разрабатываемых или производимых изделиях, технологиях, о путях и направлениях модернизации известных технологий, процессов и оборудования;

- программное обеспечение для ЭВМ и др.

Деловая информация включает:

- сведения о финансовой стороне деятельности предприятия (финансовая отчетность, состояние расчетов с клиентами, задолженность, кредиты, платежеспособность), о размере прибыли, себестоимости производимой продукции и др.;

- стратегические и тактические планы развития производства, в том числе с применением новых технологий, изобретений, ноу-хау и т.п.;

- планы и объемы реализации произведений продукции (планы маркетинга, данные о характере и объемах торговых операций, уровнях предельных цен, наличии товаров на складах и т.п.);

- анализ конкурентоспособности производимой продукции, эффективности экспорта и импорта, предполагаемое время выхода на рынок;

- планы рекламной деятельности;

- списки торговых и других клиентов, представителей, посредников, конкурентов; сведения о взаимоотношениях с ними, их финансовом положении, проводимых операциях и объемах, условиях действующих контрактов и др.).

Для обоснования коммерческих решений, прогнозирования, развития рыночной ситуации торговому предприятию важно располагать достаточным объемом разнообразной информации, которую по содержанию можно разделить на пять основных групп:

  • информация о потребителях и мотивах их покупок;
  • информация о товаре;
  • информация о конкурентной среде;
  • информация о конъюнктуре рынка;
  • информация о потенциальных возможностях торговой фирмы.

 

Информация  о потребителях

 

Основой эффективной  коммерческой деятельности торгового  предприятия является информация об основных группах, типах покупателей, специфике их предпочтений и запросов. Информация о потребителях способствует формированию предложения товаров и услуг в соответствии с их спросом, способствует тому, чтобы нужный товар оказался в нужном месте, в нужное время и по нужной цене. Коммерческий успех зависит от способностей получать и учитывать эту информацию при принятии коммерческих решений.

Для информационного  обеспечения коммерческой деятельности необходимо иметь следующие сведения о потребителях:

  • кто является покупателем товара и какие нужды и потребности при этом удовлетворяются;
  • численность обслуживаемого населения, его половозрастной и социальный состав, уровень доходов, покупательная 
    способность, обеспеченность товарами, структура потребления;
  • место жительства, национальные и религиозные традиции; 
    жизненный цикл семьи, образ жизни, особенности характера, типы покупателей, покупательское поведение, мотивы покупок, условия удовлетворения основных прав потребителей и т. д.

Полученная информация поможет коммерческому отделу конкретизировать работу, сделать ее более эффективной, выделить отдельные целевые сегменты, «нишу» рынка и наиболее целесообразно организовать работу конкретного торгового предприятия.

Изучая потребителя, динамику его запросов и предпочтений, выбирая сегмент или нишу рынка, торговое предприятие может повысить эффективность коммерческой деятельности за счет увеличения объема продаж.

 

Информация  о товаре

 

Важное значение для успешной коммерческой деятельности имеет правильный выбор товаров и услуг, которыми следует торговать. Наличие у торгового предприятия конкурентоспособного товара, необходимого рынку, обеспечивает его устойчивое финансовое положение, поэтому изучению информации о товаре должно уделяться большое внимание.

Конкурентоспособность товара — это совокупность его характеристик, сопутствующих продаже и потреблению услуг, отличающих его от товара-аналога по степени удовлетворения потребностей конкретного потребителя, по уровню совокупных затрат на его приобретение и эксплуатацию, способность товара соответствовать ожиданиям потребителей и быть проданным с прибылью.

Торговые предприятия, имеющие в ассортименте конкурентоспособный  товар, не испытывают затруднения при  его реализации.

Для того чтобы сделать  правильный выбор товара и сформировать конкурентоспособный ассортимент торгового предприятия, необходимо владеть информацией о товаре.

В первую очередь следует владеть информацией о самом товаре, его качестве (технико–экономические показатели, эксплуатационные характеристики, потребительские свойства, экологичность, безопасность, эргономические, эстетические показатели, соответствие их требованиям стандартов, технических условий, нормативным документам и т. д.), соответствии его качества и цены. Не всегда товар, обладающий самыми высокими техническими характеристиками, является конкурентоспособным из-за высокой цены.

Следует выяснить, какие  запросы потребителей товар удовлетворяет, как он соотносится с товарами-аналогами, товарами-конкурентами.

Необходимо также выявить, как потребитель будет использовать этот товар, т. е. узнать традиционные направления использования товара и возможности расширения сферы его применения.

Выбирая товар, торговое предприятие обязано выявить, должен ли этот товар продаваться в комплексе  с другими и потребуется ли организовать торговлю сопутствующими товарами, обеспечить предоставление услуг и сервисное обслуживание.

Изучая товар, необходимо определить, какая схема продвижения  его на рынок приемлема, какие  методы продажи и стимулирования сбыта следует использовать, каковы условия его поставки, т. е. получить информацию о том, во что обойдется работа с этим товаром на рынке.

Целесообразно изучить  жизненный цикл товара, определить направления деятельности в зависимости  от различных стадий, оценить затраты с выводом его на рынок, использованием методов активизации торговли им.

Обобщая информацию о  товаре, коммерческим службам необходимо рассматривать ее комплексно. Речь должна идти не только о качестве, потребительских  свойствах товара, но и о рыночных условиях его реализации, восприятии товара потребителями. Все это даст возможность торговому предприятию сформировать ассортимент товаров в соответствии с требованиями покупателей, повысить конкурентоспособность этих товаров, определить направления деятельности в зависимости от различных стадий жизненного цикла товаров.

 

Информация  о конкурентной среде

 

Для принятия правильных коммерческих решений возникает  потребность в информации о конкурентной среде. Коммерческой службе необходимо изучать информацию как о конкурентах-поставщиках, так и о торговых фирмах–конкурентах.

При изучении всех потенциальных  поставщиков (продавцов) товара целесообразно  обратить внимание на следующую информацию:

Информация о работе Коммерческая информация и ее значение в современных условиях