КНР в мировой экономике и международных экономических отношениях

Автор: b************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 08:15, курсовая работа

Описание работы

Одна из ключевых ролей в мировой экономике на данный момент принадлежит Китайской Народной Республике. Экономисты и авторы редакционных статей зачастую представляют ситуацию в Китае как еще один пример бурного развития экономической системы, ставя его в один ряд с развитием экономики Японии и азиатских «тигров» (Южной Кореи, Сингапура, Тайваня и Гонконга), к которым вскоре присоединится Индия. В этом есть свой резон, но все же подъем китайской экономики имеет больше общего с картиной, которая наблюдалась столетие назад в США, чем с развитием его современных предшественников и последователей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Пути экономических реформ КНР……………………………………....4
1.1 Начало реформ……………………………………………………………....4
1.2 Реформа финансовой системы……………………………………………...7
1.3 Реформа системы управления промышленностью………………………..9
2. КНР в мировой экономике……………………………………………….12
2.1 Характеристика экономики Китая…………………………………………12
2.2 Экспорт………………………………………………………………………14
2.3 Энергетика…………………………………………………………………...16
2.4 Уголь…………………………………………………………………………17
2.5 Нефть…………………………………………………………………………20
2.6 Газ…………………………………………………………………………….21
2.7 Атомная энергетика…………………………………………………………22
2.8 Инвестиции Китая…………………………………………………………...23
3. Экономические связи Китая. Китай и Африка……………………………………………........................................25
3.1 Китай и Конго………………………………………………………………..25
3.2 Китай и Нигерия……………………………………………………………..25
3.3 Китай и Судан………………………………………………………………..26
4. Китай и Россия. Осторожное сближение в условиях глобализации………………………..............................................................27
Заключение………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Курсовая МЭ и МЭО..doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     Эта система  успешно просуществовала  до 1984 года,  когда все отчисления от прибыли были заменены единым налоговым  механизмом.  

     1.3. Реформа системы управления промышленностью.

     В любом государстве, имеющем свою промышленность, существуют  два  уровня  управления ею:  управление производством на уровне предприятий  и на уровне руководства  всем  национальным промышленным производством.  Изменение степени влияния второго уровня управления на первый — это и есть реформа системы управления  промышленностью.  В Китае система управления промышленностью, необходимость реформации которой возникла на рубеже 1970-х-1980-х годов,  в основном сложилась в начале 1950-х годов и имела  своим  прототипом соответствующую  советскую  систему.

     После III Пленума ЦК КПК  11-го  созыва  начался  большой эксперимент   в  государственном  масштабе  по  проверке  жизнеспособности и  эффективности новых методов управления промышленностью. Для этого эксперимента каждое ведомство и административно-территориальная единица обязаны были выделить  определенное число "подопытных" предприятий.  Несмотря на не слишком охотное выполнение этого решения местными властями,  к августу 1980  года  число  участвующих в эксперименте предприятий возросло до более чем 6000,  что составило около 16% общего  количества  государственных промышленных  предприятий и соответственно 60% и 70% в стоимости валовой продукции и промышленной  прибыли.

     В результате  проведения этих экспериментов  и закрепления их результатов  была создана благоприятная почва  для создания в промышленности  вслед  за  сельским  хозяйством  многообразной системы экономической  ответственности. Вернее, к середине 1980-х годов речь шла уже о совершенствовании этой системы, так как в октябре 1982 года 80% крупных и средних промышленных предприятий функционировали в рамках той или иной ее формы. Широкое распространение получила система производственной  ответственности, впервые созданная на пекинском металлургическом комбинате "Шоуду", получившая название "гарантия, обязательство, проверка".

     Параллельно с этим возникла необходимость в  смене системы управления  на  средних  и  крупных  промышленных предприятиях Госсектора,  раньше сочетавшую в себе директорскую ответственность и производственную деятельность партийных ячеек.  На каком-то этапе оправдывавшая свое существование,  эта система  к середине  80-х годов себя полностью изжила,  и партийная часть руководства предприятиями была упразднена.

     Эксперименты  по свободному использованию собственных  фондов  начались  в  Китае  с  1979 года и явились частью реформы  распределения доходов государственных  промышленных  предприятий.

       Гораздо более действенным и  полезным во многих отношениях  стали создание,  совершенствование и использование налогов на предприятия.

     Первый  этап налогообложения не претерпел  никаких законодательных изменений  и функционировал по прежней схеме: после сдачи плановой прибыли  оставшаяся ее часть облагалась подоходным налогом. Даже простое упорядочение этого важного механизма дало сразу несколько положительных  эффектов:  во-первых,  для хозяйственников  значительно усложнилась процедура припрятывания в различных собственных фондах подлежащей  возврату  государству прибыли.  Для рентабельных предприятий переход от многообразных и запутанных способов деления прибыли к четкому налоговому механизму означал примерно то же,  что и для крестьян полный подворный подряд.

     Второй  этап  налогообложения заключался в разделении торгово-промышленного налога на налоги на добавленную  стоимость, на продукцию,  соляной и промысловый налоги. В рамках этого же этапа были видоизменены подоходный и регулирующий налоги. Вводились новые налоги:  на ресурсы,  на городское строительство, на постройки,  на пользование землей и транспортными средствами.

     Создание  производственных компаний  дало  сильный  толчок расширению кооперации между предприятиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Китай в мировой экономике

     2.1Характеристика экономики Китая

     Китай в начале XXI века является космической и ядерной державой. По ВВП с учетом паритета валют Китай на 2-м месте в мире ($10,2 трлн в 2006 году). Построение рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет свою многоукладность. При высоких темпах экономического роста он имеет экстенсивный характер. В 1995, опасаясь перегрева экономики, руководство приняло решение о сдерживании роста в пределах 8-9 % ВНП на душу населения, а в 1999 г. достиг 780 долларов. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80 % всех иностранных инвесторов в экономику КНР — это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом. В 2010 г. Китай должен по планам КПК догнать США по совокупному доходу ВВП (в настоящее время по некоторым оценкам экономика КНР составляет 45 % экономики США, впрочем, ряд экспертов считает эту цифру завышенной).

     На  первом этапе реформ высокий рост обеспечивался сельским хозяйством, освобожденным от многочисленных ограничений эпохи Мао. Партия поощряла развитие широкомасштабного мелкотоварного производства, кустарной промышленности. Этому способствовала большая численность населения. В стране возникла огромная масса мелких технически отсталых предприятий, на которых трудились ремесленники, портные, обувщики и т. п. Вследствие развития кустарной промышленности произошло значительное распыление материальных и финансовых ресурсов страны, вызвав нерациональную структуру производства, слабое использование производственных мощностей, хронический дефицит сырьевых, энергетических и водных ресурсов. Государственные предприятия между тем оставались в основном убыточными. Чтобы способствовать структурным изменениям, Китай развивает собственную систему образования, обучение студентов за рубежом (особенно в США и Японии), поощряет импорт технологий, позволяющих развивать такие прогрессивные секторы экономики как производство программного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационную индустрию, биотехнологии. здравоохранение. В КНР свыше 137 млн пользователей Интернета, страна также лидирует в мире по числу пользователей мобильной телефонной связи (487,3 млн пользователей на апрель 2007 года). Интенсификация производства приносит и побочные результаты: уровень скрытой безработицы в сельской местности примерно вдвое превышает официальные показатели (4,6 %). Китай негласно поощряет эмиграцию.

     Китай лидирует в мире по добыче угля, железных, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных  и вольфрамовых руд, а также древесины; является крупнейшим в мире производителем кокса, чугуна, стали и стальных труб, алюминия, цинка, олова, никеля, телевизоров, радиоприемников и мобильных телефонов, стиральных и швейных машин, велосипедов и мотоциклов, часов и фотоаппаратов, удобрений, хлопчатобумажных и шелковых тканей, цемента, обуви, мяса, пшеницы, риса, сорго, картофеля, хлопка, яблок, табака, овощей, шелковичных коконов; имеет крупнейшие в мире поголовья птицы, свиней, овец, коз, лошадей и яков, а также лидирует по вылову рыбы. Кроме того, КНР входит в тройку крупнейших мировых автопроизводителей (7,2 млн в 2006) после Японии и США. На территории КНР ведется добыча нефти, газа, редкоземельных металлов (молибден, ванадий, сурьма), урана. 
 

     2.2 Экспорт

     Характерная черта современной китайской  экономики — зависимость её от внешнего рынка. По объему экспорта КНР занимает 16-е место в мире. Экспорт дает 80 % валютных доходов государства. На внешний рынок вывозится 20 % валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. Номенклатура экспорта насчитывает 50 тысяч наименований. КНР поддерживает торгово-экономические отношения со 182 странами и районами мира, с 80 из них подписаны межправительственные торговые соглашения и протоколы. Основными торговыми партнерами Китая являются развитые капиталистические страны, прежде всего Япония, США, западноевропейские государства, на которые приходится 55 % внешнеторгового оборота. Самой конкурентоспособной продукцией пока остаются обувь, одежда и игрушки, но все активнее развивается экспорт электроники, вело-, мото- и автотехники, транспортного и строительного машиностроения. Текстильная индустрия КНР — первая в мире, поэтому экспортная продукция Китая представлена в большинстве стран. Текстильные предприятия специализируются на изготовлении одежды из синтетических тканей. Предприятия этой отрасли рассеяны по всей стране, но наиболее крупные находятся в Шанхае, Кантоне и Харбине. Китайская экспортная продукция, поставляемая в Северную Америку, Японию, страны Западной Европы имеет низшие стандарты качества. Эта продукция производится в приморских провинциях страны, где сосредоточены многочисленные филиалы зарубежных корпораций. В северных и внутренних районах базируются многочисленные кустарные предприятия, выпускающие контрафактную продукцию ведущих брендов мира, предназначенную для рынков России, стран СНГ и Восточной Европы. Эта продукция отличается низким качеством и ценой, совпадающей с ценой аналогичных качественных продуктов.

     С середины 1980 годов было достигнуто обеспечение населения продовольствием. Сегодня фрукты, рыба, морепродукты экспортируются (основной рынок сбыта продовольствия — страны СНГ, особенно Дальневосточный регион России, обеспеченный китайским продовольствием на 44 %). Кроме того, ведущим сельскохозяйственным продуктом экспорта является хлопок.

     Но  вот уже шестой месяц подряд в  Китае продолжается падение объемов  экспорта, в апреле 2009 года этот показатель составил 22,6%. Такие данные приводит Главное таможенное управление КНР.

     Сокращение  объемов китайского экспорта началось еще в конце 2008 года под воздействием мирового финансового кризиса и  падения спроса на рынке США. В  ноябре было зафиксировано первое с  июня 2001 года снижение экспорта на 2,2 проц. По данным за апрель, объем проданных за рубеж китайских товаров и услуг сократился до 91,94 млрд долл.

     На  фоне продолжающегося финансового  кризиса последние несколько  месяцев в Китае наблюдается  спад по целому ряду экономических  показателей. Так, помимо сокращения объемов экспорта, в первом квартале текущего года на 20,6% зафиксировано и снижение объема прямых иностранных инвестиций. Долгое время иностранные инвестиции и экспорт выступали основными движущими силами китайского "экономического чуда".

     Кроме того, в первом квартале 2009 года темпы  роста ВВП Китая составили 6,1%, что стало самым низким показателем  за последние 10 лет.

     В ноябре 2008 года правительство КНР  объявило о выделении стабилизационного  пакета на общую сумму в 4 трлн юаней  (585 млрд долл) для поддержки национальной экономики в условиях финансового кризиса. Власти страны рассчитывают крупными инвестициями поддержать экономический рост, направляя средства на "социально значимые проекты", стимулирование внутреннего спроса и реформирование структуры производства.

     Правительство Китая поставило задачу обеспечить по итогам года экономический рост на уровне 8 %.

     Для стимулирования экспорта китайские  власти поощряют создание совместных с иностранцами предприятий, которые  на основе импортированных деталей и компонентов выпускают готовые потребительские товары на экспорт. Для совместных предприятий был введен более либеральный внешнеторговый режим. В декабре 2001 г. Китай получил долгожданное членство в ВТО, и в рамках проведения либеральных реформ согласился на постепенное снижение тарифов и административных барьеров во внешней торговле. В частности, иностранные и местные частные предприниматели получили право импортировать и экспортировать продукцию без административных разрешений и участия государственного посредника. Китай оказался заманчив для использования его рынка в качестве плацдарма для экспансии в Штаты и Европу. В Поднебесную устремились толпы предпринимателей из соседних стран.

     2.3 Энергетика

     Китай некогда обеспечивал энергоресурсами не только себя, но и своих соседей — Южную Корею и Японию. С 1993 года он переместился из первой группы поставщиков энергоресурсов во вторую, став нетто-импортёром нефти, а ещё через 10 лет — в 2003 он занял второе место в мире после США по импорту нефти. С этих пор Пекину требуется проводить чётко проработанную стратегию энергетической безопасности во внешней политике.

Информация о работе КНР в мировой экономике и международных экономических отношениях