Автор: b************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 08:15, курсовая работа
Одна из ключевых ролей в мировой экономике на данный момент принадлежит Китайской Народной Республике. Экономисты и авторы редакционных статей зачастую представляют ситуацию в Китае как еще один пример бурного развития экономической системы, ставя его в один ряд с развитием экономики Японии и азиатских «тигров» (Южной Кореи, Сингапура, Тайваня и Гонконга), к которым вскоре присоединится Индия. В этом есть свой резон, но все же подъем китайской экономики имеет больше общего с картиной, которая наблюдалась столетие назад в США, чем с развитием его современных предшественников и последователей.
Введение…………………………………………………………………….2
1. Пути экономических реформ КНР……………………………………....4
1.1 Начало реформ……………………………………………………………....4
1.2 Реформа финансовой системы……………………………………………...7
1.3 Реформа системы управления промышленностью………………………..9
2. КНР в мировой экономике……………………………………………….12
2.1 Характеристика экономики Китая…………………………………………12
2.2 Экспорт………………………………………………………………………14
2.3 Энергетика…………………………………………………………………...16
2.4 Уголь…………………………………………………………………………17
2.5 Нефть…………………………………………………………………………20
2.6 Газ…………………………………………………………………………….21
2.7 Атомная энергетика…………………………………………………………22
2.8 Инвестиции Китая…………………………………………………………...23
3. Экономические связи Китая. Китай и Африка……………………………………………........................................25
3.1 Китай и Конго………………………………………………………………..25
3.2 Китай и Нигерия……………………………………………………………..25
3.3 Китай и Судан………………………………………………………………..26
4. Китай и Россия. Осторожное сближение в условиях глобализации………………………..............................................................27
Заключение………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………...
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Современную мировую экономику в целом можно определить как совокупность национальных хозяйств и негосударственных структур, объединенных международными отношениями. Мировая экономика возникла благодаря международному разделению труда, что повлекло за собой как разделение производства, так и его объединение – кооперацию.
Одна из ключевых ролей в мировой экономике на данный момент принадлежит Китайской Народной Республике. Экономисты и авторы редакционных статей зачастую представляют ситуацию в Китае как еще один пример бурного развития экономической системы, ставя его в один ряд с развитием экономики Японии и азиатских «тигров» (Южной Кореи, Сингапура, Тайваня и Гонконга), к которым вскоре присоединится Индия. В этом есть свой резон, но все же подъем китайской экономики имеет больше общего с картиной, которая наблюдалась столетие назад в США, чем с развитием его современных предшественников и последователей.
Процессы,
происходящие в экономике Китая,
на протяжении нескольких последних десятилетий
привлекают к себе внимание специалистов
и широкой мировой общественности. «Мы
внимательно следим за экономическим
развитием вашей страны и восхищаемся
вашими успехами», – заявил в ходе своего
визита в Китай Президент России Владимир
Путин, обращаясь к председателю КНР Ху
Цзиньтао. И это действительно так. Достижения,
демонстрируемые китайским народом в
переустройстве страны, не могут никого
оставить равнодушными. А кое-кого они
даже пугают. Так, газета «Financial times» писала
в 2004 году: «Мы все еще боимся Китая. Разумеется,
он представляет уже не такую опасность,
как раньше. Сейчас Китай опасен как располагающий
дешевой рабочей силой конкурент, лишающий
нас рабочих мест и доли рынков... В глазах
слишком многих Китай остается угрозой».
Однако и недруги Китая вынуждены признавать,
что перемены, происходящие в этой стране,
поразительны.
1. Пути экономических реформ КНР.
1.1. Начало реформ.
Отправным этапом китайских реформ стал 1978 год, а конкретно - III Пленум ЦК КПК 11-го созыва, прошедший в декабре этого года. Его результатом стало принятие постановления о развитии системы производственной ответственности в деревне, которая, как оказалось потом, стала отправной точкой китайской экономической реформы. Еще более важным результатом этого пленума стали потенциальные возможности, открывшиеся для Китая в сфере управления экономикой.
Сразу
после этого действительно
Теоретической основой экономической реформы в КНР служит переход китайского общества на рельсы социалистической плановой товарной экономики. Смысл этой концепции состоит в товарной сути социалистического способа производства, а также в признании необходимости сохранения товарно-денежных отношений на переходный период, как средства взаиморасчетов между отдельными товаропроизводителями. Большое практическое значение получили работы Сунь Ефана, У Цзинляня и других китайских ученых-экономистов, ставивших одними из основных условий реализации идеи создания регулируемого рыночного хозяйства
1)
Хозяйственную
2)
Постепенное возведение
3)
Избегание характерной для
Наиболее динамично и без раскачки пошла сразу после III Пленума ЦК КПК 11-го созыва сельскохозяйственная реформа. Уже к концу 1984 года 99 процентов производственных бригад и 99,6 процентов крестьянских дворов использовали систему полной ответственности за производство, предусматривающую полную свободу использования продукции, остающейся после расчетов по государственному договору, по статьям налогового законодательства и после отчислений в местные фонды органов власти. Эта система быстро повысила производительность крестьянского сельского хозяйства, за счет частной заинтересованности производителей.
Будущее сельского хозяйства китайские ученые связывают с еще одним этапом - аграрной реформой, необходимость которой обусловлена, постепенно возрастающей разницей между ростом потребностей китайского общества и темпами развития сельскохозяйственного производства, сдерживаемого сложностью применения аграрных научно-технических достижений, которые просто не по карману отдельным, частным мелким и средним производителям. Этот вопрос пока что не стоит чрезвычайно остро, но китайские экономисты уже сейчас ведут активные поиски новых форм сельскохозяйственной кооперации. Весьма вероятно, что в новых формах сельхозобъединений будут присутствовать и такие моменты, как концентрация земли в руках наиболее производительных крестьянских дворов или бригад, найм рабочей силы.
Примеры этого в Китае есть уже и сейчас. В любом случае можно с уверенностью сказать, что у прежних коммун шансов на возрождение в китайской деревне почти не осталось.
В
отличие от аграрной реформы,
реформа городского хозяйства началась
в Китае значительно позднее -
фактически по завершению реформ
в деревне. Реформа в городах непосредственно
связана с реформой китайской
промышленности, которая почти полностью
сконцентрирована в крупных городах. Важным
толчком для городской реформы послужило
неудовлетворение насущных потребностей
аграрной реформы. Для ее успешного
продолжения город должен был обеспечить
создание условий для свободной реализации
сельскими производителями излишков производимой
продукции. Центром всячески поощрялось
разнообразие создаваемых новых связей
между городом и деревней. Но при этом
варианте при влиянии региональных,
социальных и других факторов создалось
такое многообразие связей деревни с центральными
местами, что проведение центром какой-то
общей конкретной политики на местах в
этом вопросе стало попросту нереальным.
Поэтому и последовало резкое расширение
полномочий местных органов власти и самоуправления.
1.2. Реформа финансовой системы.
Реформа финансовой системы была проведена в Китае к середине 1980-х годов. Чтобы иметь наглядное представление о ее результатах, можно буквально двумя фразами охарактеризовать сначала прежнюю китайскую финансовую систему и затем — ныне существующую. Общее: главным каналом накопления и распределения финансовых средств является госбюджет, главным их источником является чистая прибыль предприятий. Но сама система управления финансами после ее реформы приобрела кроме существовавшего госбюджетного инструмента еще один механизм — хозяйственную деятельность предприятий. Большинство китайских ученых выделяют три периода финансовой реформы в КНР с 1976 по 1985 годы.
Первые три года были экспериментально - подготовительным этапом китайской финансовой реформы. В этот период проверялись на практике различные формы финансовых взаимоотношений. Основными формами были:
а) Формула первой системы финансовых взаимоотношений с городами центрального подчинения, провинций и автономных районов была следующей: "Фиксирование соотношения между доходами и расходами, деление их общей суммы". То есть при наличии хозяйственной прибыли часть ее оставлялась району, в убыточных местах или в убыточные для конкретного района годы часть убытков возмещалась из Госбюджета.
б) При второй форме — "деление прироста доходов, увязка доходов с расходами" – внимание на положительный или отрицательный баланс не обращали. Сравнивали прирост доходов относительно предыдущего года и затем подтягивали доходы к расходам за счет или в пользу центрального бюджета. При этой системе хозяйственные стимулы для регионов были ниже, чем в первом случае.
в) Третья форма была довольно оригинальной. Она была применена в качестве эксперимента в 1977 году в провинции Цзянсу. Основывалась она на установке твердых отчислений в бюджет, определявшихся по исторически сложившейся доли расходов в доходах района. Полное название этой системы – "увязка доходов с расходами, деление общей суммы, нормативный коэффициент, действующий в течение нескольких лет". Эта форма нашла свое дальнейшее применение во взаиморасчетах государства с изолированными в хозяйственном и культурном плане высокогорными районами страны.
Второй этап ознаменовался выработкой формы финансовых взаимоотношений между центром и периферией. Это была так называемая система "ступенчатой ответственности с отделением доходов от расходов". Временные положения о ней были опубликованы Госсоветом КНР в феврале 1980 года. Сферы местного и центрального бюджета на местах четко разграничивались по принципу хозяйственного подчинения предприятий. Отчисления в центральный бюджет, пропорции деления прибыли между центральным и местными бюджетами, величина промышленных дотаций оставались неизменными в течение 5 лет. Идея такой формы финансовых взаиморасчетов упала еще и на благодатную почву активизировавшегося вскоре процесса перехода предприятий на полную производственную ответственность. Дело в том, что устанавливались рамки доходов и расходов, за нарушение которых отвечали сами регионы своими же интересами. Принявшие эту форму финансовых отчислений в Госбюджет регионы в большинстве своем вскоре трансформировали многие положения этой системы на уровень своих взаимоотношений с предприятиями, значительно повысив тем самым их хозяйственную заинтересованность и финансовую самостоятельность.
Информация о работе КНР в мировой экономике и международных экономических отношениях