Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 10:44, дипломная работа
Вышеперечисленные положения обусловливают актуальность темы дипломной работы. Таким образом, цель работы состоит в исследовании экспортной товарной политики и поиске путей ее совершенствования на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова».
Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность экспортной товарной политики предприятия;
- проанализировать теоретические подходы к комплексному исследованию предприятия как самоорганизующейся неравновесной системы и разработать адаптационную модель ее конкурентоспособности;
- определить понятия экспортной товарной политики, экспортного товара.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Сущность экспортной товарной политики на внешних рынках 7
1.1. Специфика товарной политики на внешних рынках и факторы
ее определяющие
7
1.2. Понятие экспортного товара, качество и конкурентоспособность
экспортного товара
13
1.3. Основные тенденции развития экспортной политики
Республики Беларусь
19
2. Изучение и реализация экспортной товарной политики на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»
27
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 27
2.2. Анализ деятельности маркетингового отдела предприятия на внешних рынках
39
2.3. Особенности формирования товарного ассортимента на
предприятии
42
2.4. Особенности реализации экспортной товарной политики
на предприятии
46
3. Предложения по совершенствованию экспортной товарной политики на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»
56
Заключение 66
Список использованных источников 68
Преимуществом
всех форм непрямого экспорта является
то, что они позволяют предприятию
легко реализовать возможности,
открывающиеся на международном
рынке без выделения крупных
людских и организационных
2) Прямой экспорт
Прямой
экспорт предполагает либо непосредственное
участие предприятия-
Прямой
экспорт целесообразен для
Товарная
политика предполагает определенный курс
действий экспортера и наличие таких
принципов, благодаря которым
Управление товарной политикой предусматривает реализацию следующих функций, представленных в табл. 1.1.
Таблица 1.1.
№
п/п |
Функции управления | Направления товарной политики |
1 |
Планирование |
Формирование ассортимента продукции, принятие решений в области марки, упаковки; разработка стратегии качества, разработка инновационных проектов, планирование объемов производства, выбор целевых сегментов рынка, разработка программы продвижения товара, формирование цены |
2 | Организация | Подготовка производства к выпуску продукции, поиски путей и каналов сбыта продукции |
3 | Реализация | Производство продукции в объемах, требуемых рынком, определенного качества |
4 |
Контроль |
Контроль за реализацией планов с помощью соотнесения поставленных целей и достигнутых результатов; маркетинговый и экономический анализ |
5 |
Корректировка |
На основе проведенных анализов принятие решений в области ассортиментной политики, марочной стратегии, качества продукции, разработке новых товаров, корректировка цен |
Примечание.
Источник: [3, с.78].
Выбор направления товарной политики полностью основывается на целях маркетинга, которые в свою очередь, базируются на миссии и цели деятельности предприятия.
Таким образом, товарная политика – это комплекс мероприятий, согласуемых между собой, направленных на достижение общей экономической цели развития предприятия.
Товарная
политика включает в себя элементы,
представленные на рис.1.1.
Товарная политика |
политика в области |
политика в области марки и упаковки продукции |
инновационная политика |
политика в области |
управление жизненным циклом товара |
ассортиментная политика |
Рис.1.1. Элементы товарной политики предприятия
Примечание.
Источник: [17, с.36]
Возможны 3 варианта развития фирмы (диверсифицированного роста)
Экспортная товарная политика требует систематического планирования ассортимента предназначенной для реализации за рубеж продукции, т.е. реализация товарной политики не возможна без разработки ассортиментной политики. Товарный ассортимент представляет собой определенную совокупность, перечень экспортных товаров различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку (назначению, цвету, размеру, способу производства и т.д.). Ассортиментная политика – это определение набора товарных групп, видов и разновидностей товаров, наиболее предпочтительных для успешной работы на рынке и обеспечивающих экономическую эффективность деятельности предприятия в целом [5, с.89].
При разработке и реализации ассортиментной политики перед предприятием стоит задача беспрерывно, своевременно предлагать внешним рынкам совокупность товаров, соответствующих производственному профилю изготовителя, отвечающего текущему и перспективному спросу конкретного рынка, определенной страны, региона и т.д. Планирование рационального товарного ассортимента должно осуществляться по следующей схеме:
Следующим
важным моментом в разработке международной
товарной стратегии является решение
о необходимости для
В зависимости от физических характеристик товара может быть вынужденная или необходимая адаптация. Вынужденная адаптация подразумевает, что с местными законами и предписаниями должны считаться все экспортеры без исключения. То есть, они должны принимать в расчет установленные нормы безопасности, гигиены, технические нормы и т.д.
Необходимая адаптация, в отличие от вынужденной, не обусловлена законами государства, от которых нельзя уклониться, а предопределена законами рынка. Производитель может рассчитывать на успех только при условии знания внешних рынков также хорошо, как своих собственных. Для этого должно проводиться углубленное исследование рынка, включающее, разумеется, изучение стимулов и антистимулов, которое только и может обеспечить ему достаточное знание того, чего ждут местные потребители: каковы их вкусы и привычки в области питания, их частота потребления; каковы предельные характеристики их климата воды и почвы.
Принимая во внимание упомянутые выше факторы, при определении международной товарной политики целесообразно провести профильный анализ в отношении самого товара. В зависимости от характера товара и его составляющих анализ может иметь свои особенности. Такой метод, дает исходную информацию для того, чтобы решить, можно ли в данных условиях проводить политику стандартизации.
Необходимо также отметить, что неотъемлемой частью товарной политики и планирования нового продукта в системе маркетинга является также разработка упаковки товара. При выборе упаковки рекомендуется учитывать следующие важные моменты:
- дизайн упаковки должен гармонировать с самим товаром, требованиями целевого рынка и фирменным стилем предприятия;
- параметры упаковки должны соответствовать принятым на конкретном рынке стандартам;
- большое значение имеют размер и цвет упаковки, сам упаковочный материал, расположение, размер, дизайн и содержание товарных этикеток, а также количество помещаемого в одну упаковочную единицу товара.
Лимитирующим условием в разработке упаковки является ее абсолютная и относительная (по отношению к самому товару) стоимость.
Цена товара в международной торговле – величина принципиально неустойчивая. На нее влияет множество факторов, поэтому для успешной деятельности на внешнем рынке предприятию необходимо разрабатывать ценовую политику и постоянно проверять ее эффективность, изменяя ее по мере необходимости [7, с.97].
Среди разновидностей ценовых стратегий, используемых на международном рынке можно выделить следующие:
1.2. Понятие экспортного товара, качество и конкурентоспособность экспортного товара
В качестве экспортного товара может рассматриваться всякая продукция в виде физического объекта, услуги или идеи, которая представлена на внешних рынках для продажи или обмена. Чтобы такая продажа или обмен состоялись, экспортный товар должен быть предназначен для конкретной целевой аудитории и наиболее полно соответствовать ее запросам. Последнее возможно тогда, когда товар может быть охарактеризован набором отдельных показателей, достаточно привлекательных для его потенциальных покупателей и потребителей. Среди таких характеристик товара наиболее часто выделяют:
• соответствие товара основным функциональным требованиям;
• технический уровень, характеризующий конструктивно-технологические особенности, надежность, долговечность, ремонтоспособность товара;
• цену потребления товара;
• наличие привлекательного дизайна;
• соответствие требованиям моды;
• воспринимаемую ценность;
• наличие широко известного товарного знака или бренда;
• наличие гарантий;
• высокий уровень сервисного обслуживания;
• возможности получения дополнительных услуг;
• наличие информации о товаре и товаропроизводителе;
• имидж страны происхождения товара.
Каждый из перечисленных факторов оказывает определенное воздействие на степень удовлетворения запросов потребителей данного товара [21,23].
Изготовляемый и предлагаемый на внешних рынках товар должен удовлетворять всем основным функциональным требованиям. Если речь идет, например, об автомобиле, то его использование должно обеспечить комфортное передвижение пассажиров без каких-либо проблем его эксплуатации водителем.
Дизайн оказывает влияние как на эстетический вид продукции, так и имеет важное значение с точки зрения массы, габарита, ремонта и других, в том числе и экономических, требований. Немаловажное значение имеет и влияние моды, значимость которой постоянно возрастает [1, с.232].