Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:08, курсовая работа
Актуальность выбранной темы не вызывает никаких сомнений, ибо для реализации маркетингового исследования часто используют экспертный опрос. По данному вопросу у большинства авторов написано очень много, но когда начинаешь изучать и анализировать информацию, то видно, что в большей мере описываются только групповые методы экспертного опроса, а именно Дельфи метод и метод мозгового штурма. Все авторы пишут об экспертном опросе, но информации не такое большое разнообразие и у каждых разная позиция на счет классификации.
Введение……………………………………………………………………………………...............3
Глава 1. Теоретические основы и методическое обоснование проведения экспертных опросов в маркетинговых исследованиях
1.1. Понятийный и классификационный анализ экспертного опроса ……………...5
1.2. Этапы подготовки и порядок проведения экспертного опроса в маркетинговых исследованиях………………………………………………………………………………....15
Глава 2. Реализация метода экспертного опроса при проведении маркетингового исследования
2.1. Использование экспертного опроса на примере проведения регионального конкурса «БОЛЬШОЙ УЛЬЯНОВСКИЙ МАРКЕТИНГ» (БУМ) по номинации «Лучшая
пиар-акция (кампания)»……………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………………………….27
Список литературы…………………
Можно всё обобщить и сделать вывод, что
информация, полученная в процессе проведения
экспертного опроса, не может предлагаться
как готовая. Она должна систематизироваться,
обработаться, пройти оценку с точки зрения
качества, быть сформулированной аналитически
и правильно изложенной, только после
этих процедур она может рассматриваться
как некое решение обозначенной маркетинговой
проблемы. Экспертная оценка необходима,
когда нет надлежащей теоретической основы
развития объекта. Критериями оценки качества
добытой экспертами информации являются
ее актуальность, своевременность, достоверность,
полнота. Проведение групповых экспертных
опросов в несколько туров существенно
повышает качество полученной экспертами
информации, и она более полно будет раскрывать
заданную проблему. Такие мероприятия
позволяют найти оптимальные виды решений
задач, максимально приблизить оценки
экспертов и сформулировать наиболее
полные и объемные мнения участников.
Устойчивость мнений экспертов, также
может быть показателем достоверности
полученных оценок: если мнения экспертов
из тура в тур резко изменяются, то в таком
случае уровень достоверности невелик.
1.2. Этапы подготовки и порядок проведения экспертного опроса в маркетинговых исследованиях
Проанализировав этапы
Исходя из анализа этапов проведения экспертных опросов более конкретная поэтапная классификация такова:
Методы подбора экспертов.
Автор Голубков Е.П. в своей книге «Маркетинговые исследования: теория, методология и практика» выделяет, что обычно опрашивают 20-30 экспертов. Зависит от ширины исследуемой темы. В экспертном опросе обычно многоступенчатая и стратификационная выборка. На первом этапе формируется список категорий экспертов, которые надо опросить (теоретическая выборка), на втором – проведение отбора в рамках составленных списков, из них осуществляем выборку. Далее возможно использование метода снежного кома – каждого эксперта мы спрашиваем, с кем еще поговорить.
Одним из показателей,
Также важным является критерий оценки компетентности эксперта:
Методы, которые повышают готовность экспертов к сотрудничеству:
В первую очередь – это сбор и предоставление рекомендаций от авторитетных для эксперта лиц или организаций; письмо с информацией об организации и проводимом опросе, краткое описание, чтобы было понятие, о чем будет идти речь в данном опросе; обязательство предоставить экспертам краткие результаты исследования; обязательство публикации результатов исследования о проведенном экспертном опросе в общественных или специализированных печатных СМИ.
После проведенного
По итогам опроса неплохо рассылать письма с благодарностью за участие в исследовании, так как в дальнейшем данный эксперт может понадобиться и в другом опросе.
Основными причинами отказа от интервью может быть:
Оценка качества экспертной информации:
Как группа экспертов будет сформирована, нужно разработать несколько тем и вопросов, которые будут обсуждаться. В рамках беседы должны рассматриваться несколько тем, в зависимости от количества экспертов и сложности тематики, все они должны быть взаимосвязаны между собой.
Между темами задаются уточняющие вопросы, которые помогают получить от экспертов интересные идеи и мыли. Первые вопросы должны быть нейтральными, не вызывать опасений, без оценочных суждений, построены так, чтобы дать понять, что у интервьюера есть знание темы. Первые вопросы не должны быть слишком сложными и не слишком легкими. Все вопросы должны непосредственно относиться к теме обсуждения, если же эксперты будут уходить от ответов и направлять интервьюера на обсуждение других тем, в этом случае самое главное и важное «нащупать» методы давления на экспертов или попробовать каким-то другим способом вывести их на бурное обсуждение темы, которая больше всего интересует интервьюера.
Наибольшая
проблема кроется в анализе и
интерпретации собранной
Важным и сложным этапом является оценка информации полученной после проделанного экспертного опроса, так как она может быть очень противоречивой. Могут появиться такие сложности, как:
Все-таки самым важным критерием широты и продолжительности опросов является получение новой информации: опрос идет до тех пор, пока она не перестает поступать.
Существуют
способы определения
Следовательно, единодушие большинства экспертов не всегда является критерием достоверности. Отсюда может вытекать необходимость тщательного отбора экспертов. Дело в том, что при обсуждении многих вопросов, особенно нестандартных, например связанных с прогнозированием рыночной ситуации в нестабильных политико-экономических условиях (экономический кризис), должны участвовать эксперты высокой квалификации. Прогнозы, составленные «средними» экспертами, будут основаны в лучшем случае на традиционных, привычных оценках, тогда как высококвалифицированные специалисты обнаружат и оценят скрытые факторы, хотя это тоже происходит не всегда.
Одним из важных показателей, характеризующих пригодность эксперта, является его степень надежности. Под степенью надежности можно понимать, его предыдущие заслуги в отношении участия в таких опросах и какая вероятность была реализации его экспертных оценок и идей. Однако и возможны такие случаи, когда эксперт не компетентный в каком, то вопросе может дать правильный ответ с высокой степенью вероятности. Также считается, что чем чаще эксперт оказывался прав, тем выше его авторитет. Авторитетность эксперта может зависеть от многих факторов и от стажа работы и от общественной деятельности, от профессиональных заслуг и даже от личных качеств, поэтому от выбора эксперта зависит результат экспертного опроса.
Многие авторы считают, что существует две опасности принятия в качестве истины результатов свободной дискуссии или экспертных опросов. Во-первых, эти результаты могут быть нерепрезентативными по отношению к совокупности, в связи с чем их нельзя на нее проецировать. Во-вторых, обычно результаты в значительной мере неоднозначны и их трудно проверить. Гибкость, которая является отличительной особенностью этих методов, дает модератору или интервьюеру большие возможности какой-либо точки зрения, может интерпретировать высказывания и комментарии участников таким образом, чтобы подтвердить собственные взгляды. Учитывая эти недостатки, следует использовать экспертный опрос исключительно с целью понимания потребителя и выдвижения гипотез для последующей проверки.
В процессе обработки собранной информации одним из главных этапов является обобщение и согласование мнений экспертов. Этот процесс проходит по следующей схеме:
Получение качественной оценки требует более сложного согласования. Системность, обоснованность, непротиворечивость параметров, логичность выводов, полнота решения заданной проблемы - вот основные требования и критерии при проведении согласования экспертных мнений.
Исходя
из теории данного вопроса можно сделать
вывод, что перед тем как проводить экспертный
опрос нужно сначала определить важность
использования именно данного метода
в маркетинговом исследовании. Сначала
нужно определить цель и наметить план
или процедуру всего экспертного опроса.
После того, как мы определили, что именно
этот метод поможет получить интересующую
информацию и новые идеи, цель намечена
и план составлен, нужно начинать подбор
экспертов. Этот этап является самым
лёгким и сложным одновременно, потому
что чем квалифицированнее эксперт, тем
его будет сложнее заманить на данный
опрос. Также подбор экспертов и количество
зависит от тематики проводимого экспертного
опроса. Когда группа сформирована, то
намечается некоторый список тем и вопросов,
которые будут обсуждаться и оцениваться
экспертами. Также на этом же этапе нужно
разработать формы оценок и критерии оценок.
И заключительный этап это уже анализ
полученной информации и оценок, а также
их обработка.