Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:51, реферат
Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель своих действий.
Содержание:
Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель своих действий.
В процессе производства руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, на сколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.
Потребность
в решении возникает только при
наличии проблемы, которая в общем,
виде характеризуется двумя
Чтобы
прогнозирование было наиболее эффективным,
цели должны быть конкретными и измеримыми.
То есть для каждой цели должны существовать
критерии, которые позволили бы оценить
степень достижения цели. Без этих критериев
не возможна реализация одной из основных
функций управления - контроля. Исходя
из этого, можно сделать вывод, что цель,
степень достижения которой можно количественно
измерить, будет всегда лучше цели, сформулированной
лишь словесно (вербально).
Прогнозирование - это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её и изменения в будущем. Так как каждое решение - это проекция в будущее, а будущее - содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений.
Метод прогнозирования – это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза. Совокупность специальных правил, приемов и методов составляет методику прогнозирования.
К наиболее распространенным методам прогнозирования относятся:
- экспертное прогнозирование
- технологическое прогнозирование
- нормативное прогнозирование
- метод сценариев
Наиболее распространенные методы экспертного прогнозирования рассмотрим подробнее:
Качественные методы прогнозирования предполагают обращение к мнению экспертов — людей, наиболее компетентных по исследуемым вопросам. Чаще всего применяются методы обобщения мнений экспертов. В одном из подходов экспертного прогнозирования («мнение жюри»), называемого «мозговой штурм», высказанные экспертами мнения оцениваются другими экспертами.
Наиболее важным в экспертном методе прогнозирования является возможность объективизации личной информации (суждений) экспертов. Этот эффект дает возможность получить объективную информацию на основе анализа субъективных суждений экспертов и превратить качественные оценки в количественные показатели.
Применяемые
в научно-техническом
прямые экспертные оценки (индивидуальные и коллективные экспертизы);
экспертные оценки с обратной связью (экспертный опрос, генерация идей, игровое моделирование), в том или ином виде воплощающие принцип обратной связи, когда на оценку экспертной группы (одного эксперта) воздействует мнение, полученное ранее от этой группы или от одного из экспертов.
Экспертные методы прогнозирования можно разделить на 2 вида:
К индивидуальным методам экспертного прогнозирования относятся:
1. Метод составления сценариев;
2. Метод «интервью»;
3. Метод
аналитических докладных записок;
К коллективным экспертным оценкам относятся:
1. метод «комиссии»;
2. метод коллективной генерации идей («мозговая атака»);
3. метод «суда»
4. метод «Дельфи».
Сценарий
- это описание (картина) будущего, составленное
с учетом правдоподобных предположений.
Для прогноза ситуации, как правило, характерно
существование определенного количества
вероятных вариантов развития. Поэтому
прогноз обычно включает в себя несколько
сценариев. В большинстве случаев это
три сценария: оптимистический, пессимистический
и средний - наиболее вероятный, ожидаемый.
Метод составления сценариев - наиболее популярный за последние десятилетия метод экспертных оценок. Термин “сценарий” впервые был употреблен в 1960 г. футурологом Х. Каном при разработке картин будущего, необходимых для решения стратегических вопросов в военной области.
Метод
интервью предполагает беседу организатора
прогнозной деятельности с экспертом-прогнозистом
о будущем состоянии предприятия и его
среды. Этот метод требует от эксперта
умения быстро, фактически экспромтом,
давать качественные советы на поставленные
вопросы.
Одновременно
может проводиться опрос нескольких
экспертов, однако в этом случае есть опасность
потери самостоятельности экспертов и,
кроме того, интервью грозит превратиться
в дискуссию
Метод
интервью по своей сути (но не по форме)
очень схож с методом очного анкетирования.
Анкетирование заключается в предъявлении
эксперту опросного листа-анкеты, на которую
он должен дать ответ в письменной форме
(в то время как интервьюирование предполагает
устный ответ эксперта интервьюеру). Анкетирование
может быть и заочным, когда нет непосредственного
контакта эксперта с организатором прогнозной
деятельности.
Метод
аналитических докладных
При использовании
метода предпочтения эксперт должен
пронумеровать возможные варианты, способы
и т.п. в порядке предпочтения, поставив
1 самому важному критерию, 2 - менее важному
и т.д.
При применении
метода рангов эксперту предлагается
расположить рассматриваемые
предполагают получение обобщенного мнения в ходе совместного обсуждения поставленной проблемы группой экспертов, находящихся в непосредственном контакте. К этим методам можно отнести:
совещание – метод открытого обсуждения («метод комиссий»);
метод «мозговой атаки»;
метод «суда»;
метод Дельфи.
Метод комиссий предполагает проведение общей дискуссии с целью выработки единого мнения по обсуждаемому кругу вопросов. Типичным примером использования этого метода являются регулярно проводимые конъюнктурные совещания по основным товарным рынкам. Рассматриваемая проблема должна быть сформулирована четко и лаконично. Использование метода комиссий позволяет в ряде случаев выработать коллективное мнение по рассматриваемой проблеме, избежать предубеждения и субъективизма отдельных экспертов. Однако «метод комиссий» имеет существенные недостатки, поскольку здесь большую роль играют такие психологические факторы, как мнения авторитетов, к которым обычно присоединяются остальные участвующие в обсуждении лица, не высказывая своей собственной точки зрения. Часто подобные обсуждения сводятся к спору двух-трех «сильных» личностей, в результате чего мнения других присутствующих остаются в тени. Отрицательное значение в некоторых случаях может иметь также нежелание эксперта отказаться от публично высказанного ранее мнения, его консерватизм, выражающийся в следовании за оценками большинства.
Суть
метода коллективной генерации идей
(«мозговой атаки») состоит в использовании
творческого потенциала специалистов
при "мозговой атаке" проблемной
ситуации, реализующей вначале генерацию
идей , а затем их деструктурирование (разрушение,
критику) с выдвижением контр-идей и выработкой
согласованной точки зрения. Этот метод
был разработан американцем А. Осборном,
стремившимся решать проблемы посредством
спонтанно возникающих идей. Нечто подобное
использовали 400 лет назад индийские мастера
Хинду во время своих собраний: запрещались
критика и дискуссии, каждый мог свободно
выражать свои идеи, оценка делалась позже.
Метод коллективной генерации идей предполагает реализацию следующих этапов:
Первый
этап связан с формированием группы
участников мозговой атаки по решению
определенной проблемы. Оптимальная численность
группы находится эмпирическим путем.
Наиболее продуктивными признаны группы,
состоящие из 10—15 человек. На втором этапе
группа анализа составляет проблемную
записку, в которой формулируется проблемная
ситуация и содержится описание метода
и проблемной ситуации. Третий этап —
этап генерации идей. Каждый участник
имеет право выступать много раз. Критика
предыдущих выступлений и скептические
замечания не допускаются. Ведущий корректирует
процесс, приветствует усовершенствование
или комбинацию идей, оказывает поддержку,
тем самым освобождая участников от скованности.
Продолжительность «мозговой атаки"
— не менее 20 мин и не более 1 ч в зависимости
от активности участников. Четвертый этап
связан с систематизацией идей, высказанных
на этапе генерации. Формируется перечень
идей, выделяются признаки, по которым
идеи могут быть объединены, идеи объединяются
в группы согласно выделенным признакам.
На пятом этапе осуществляется деструктурирование
(разрушение) систематизированных идей.
Каждая идея подвергается всесторонней
критике со стороны группы высококвалифицированных
специалистов. Группа состоит из 20—25 человек.
На шестом этапе дается оценка критических
замечаний и составляется список практически
реализуемых идей. Этот метод позволяет
качественно и достаточно быстро проводить
оценку вариантов развития объекта прогнозирования.
Метод
«635» — одна из разновидностей мозговой
атаки. Цифры б, 3, 5 обозначают шесть участников,
каждый из которых должен записать три
идеи в течение пяти минут. Лист ходит
по кругу. Таким образом, за полчаса каждый
запишет в свой актив 18 идей, а все вместе
— 108. Структура идей четко определена.
Возможны модификации метода. Этот метод
широко используется в зарубежных странах
(особенно в Японии) для отбора из множества
идей наиболее оригинальных и прогрессивных
по решению определенных проблем.
Метод
«мозговой атаки» в настоящее
время используется в качестве вспомогательного
приема при анализе и принятии решений.
Это объясняется, прежде всего, трудностями,
встающими перед исследователями при
организации подобного рода экспертизы.
В частности, важнейшим моментом успешного
проведения заседаний по методу мозговой
атаки является наличие руководителя,
который должен следить за соблюдением
всех вышеизложенных правил и всячески
поощрять дискуссию. Выбор такого лица
часто бывает чрезвычайно трудным.
Метод суда основан на том, что организация работы коллектива экспертов осуществляется в соответствии с правилами ведения судебного процесса. Его использование особенно полезно при наличии нескольких подгрупп экспертов, каждая из которых отстаивает свою точку зрения. «Подсудимым» является анализируемая проблема. Группа заинтересованных в ее правильном решении лиц выполняет роли судьи и заседателей. Лидеры, высказывающие альтернативные точки зрения групп экспертов, находятся на месте «прокурора» и «защиты». Роль «свидетелей» выполняют различные факты, литературные источники, результаты экспериментов и, в конце концов, эксперты соответствующих «враждующих» групп. «Защита» отстаивает свою идею, «прокурор» ее «обвиняет» – критикует. Затем соответствующие стороны могут поменяться местами. «Суд» ведет обсуждение и выносит окончательное решение.
Метод Дельфи получил свое название от греческого города Дельфи и мудрецов, славившихся в древности предсказаниями будущего. Впервые этот метод, разработанный в американской исследовательской организации «РЭНД Корпорейшен» О. Хелмером, Н. Долки и Т. Гордоном, использовался для целей военного научно-технического прогнозирования будущего. Метод Дельфи представляет собой ряд последовательно проводимых процедур, направленных на формирование группового мнения.