Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:17, реферат
Развитие товарно-денежных отношений привело к возникновению рынка не только товаров, но и услуг. Долгое время эти два вида рынка развивались как единое целое. Способность услуг удовлетворять потребности определяет их сходство с материальными товарами. Кроме того, услуги и материальные товары имеют такие общие характеристики, как ассортимент, качество, стоимость. Вместе с тем услуги имеют и свою специфику, что со временем привело к разделению производства товаров и услуг в самостоятельные сферы деятельности.
- новые виды деловых
услуг (профессиональных), таких
как: торговля недвижимостью,
размещение временно свободных
средств, маркетинговые,
- услуги по воспитанию
и обучению детей –
- услуги по уходу за
животными, их лечение,
- и другие разнообразные виды услуг, в которых появляется потребность в обществе.
Также в мире наблюдается
тенденция диверсификации сферы
услуг, когда многие ранее обособленные
виды услуг объединяются в рамках
одной компании. Предлагается их целый
комплекс, чем повышается конкурентоспособность
данной компании, ослабляются возможные
риски. Так банковские, биржевые и
посреднические услуги сливаются в
единый комплекс финансовых услуг. Либо,
например, происходит объединение разнообразных
услуг в рамках компании, занимающейся
транспортными перевозками, таких
как страхование жизни и
Существуют следующие подходы в классификации услуг.
1) По типу собственности:
государственные и
2) По виду рынка:
3) По степени контактности
с потребителями: высокая (
4) По субъекту: люди и автоматические устройства.
5) По объекту и степени осязаемости (подход предложил Ловелок).
Таблица 1.2- Основа классификации услуг
Характеристика услуги |
Вид услуг |
1. Осязаемые действия, направленные на тело человека |
Здравоохранение, пассажирский транспорт, спорт. заведения, салоны красоты, общественное питание, парикмахерские и т.д. |
2. Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты |
Грузовой транспорт, ремонт и обслуживание оборудования, охрана, бытовые услуги, ветеринарные услуги и др. |
3. Неосязаемые действия, направленные на сознание человека |
Образование, радио, ТВ, информационные услуги, театры, кино, музеи и т.д. |
4. Неосязаемые
действия с неосязаемыми |
Банки, юридические и консультационные услуги, страхование, операции с ценными бумагами и т.д. |
Приведенная классификация является основой классификации услуг в сфере нематериального производства. Ее можно дополнять и развивать.
6) По потребителям и видам услуг.
Существует возможность также классифицировать услуги по сегментам потребителей, по трудоемкости, по степени контакта с потребителем.
Таблица 1.3- Матрица сегментации услуг (потребителей);
Услуги |
Потребитель | |
деловые услуги |
личные услуги | |
1.Только услуга |
франчайзинг, аудит, безопасность, путешествия и т.д. |
образование, развлечения, путешествия, трудоустройство и т.д. |
2.Услуга,
увеличивающая ценность чего- |
страхование, реклама и дизайн, уборка, ремонт и т.д. |
ремонт, страхование и т.д. |
3.Услуга, дающая что-либо материальное |
перевозка, торговля, наем персонала и т.д. |
перевозки, торговля |
7) Услуги могут
Таблица 1.4- Классификация услуг, в зависимости от степени контакта персонала с клиентом.
Степень контакта персонала с клиентом |
Степень участия клиента | |
низкая |
высокая | |
Высокая |
услуги самообслуживания |
содержание жилья |
Низкая |
химчистка, телевидение |
ремонт бытовой техники |
Предприятие может добиться успеха на рынке за счет усиления участия потребителей в производстве услуг. Например, организация продажи товаров по почтовым заказам, магазины и кафе самообслуживания, и др.
Предлагая потребителю самому выполнить какую-то часть услуги, предприятие тем самым изменяет и саму природу услуги.
Возможна классификация услуг также по другим признакам:
а) по величине капитальных затрат;
б) по степени квалификации исполнителей;
в) по сложности технологических процессов;
г) по социальному статусу клиентуры (физических и юридических лиц).
В чистом
виде существует немного видов услуг,
которые формируют
Так, к услугам, ориентированным на производство, относятся услуги по техническому обслуживанию, наладке, настройке и ремонту производственного оборудования и технических систем. Сюда могут быть отнесены услуги по складированию, хранению материально-технических ресурсов и снабжению ими, а также различные услуги производственной инфраструктуры (дороги, мосты, подъездные пути).
Услуги, ориентированные на общество, включают услуги органов государственною управления, связанные с обороной страны, с поддержанием правопорядка, обеспечением внутренней безопасности, с выполнением функции по государственному регулированию экономики и социальных процессов, с проведением социальной политики. Нередко их называют государственным (правительственными) услугами.
К услугам, ориентированным на домашнее хозяйство, относите услуги по поддержанию в нормальном состоянии жилья и коммунальные услуги, производственные виды бытовых услуг: техническое обслуживание и ремонт бытовой техники и теле-, видеоаппаратуры, автосервис, а также технический сервис оборудования и инвентаря для досуговой деятельности.
Услуги личного характера включают: парикмахерские, фотоателье и разнообразные рекреационные услуги и непроизволен венные виды бытового обслуживания.
В общепринятом смысле классификация — это распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Выявление признаков классификации основывается на качественных, стоимостных характеристиках генеральной совокупности объектов.
К сфере услуг (отраслевой подход) принято относить:
Классификация услуг позволяет улучшить понимание изучаемого явления, выделить отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику применения маркетинга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Песоцкая Е.Р. Маркетинг услуг – СПб: Питер, 2008.
2. Стаханов В.Д., Стаханов В.Н. Маркетинг сферы услуг – М: Экспертное бюро, 2007.
3. Нагапетьянц Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности– М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
4. Кулибанова В.В. “Маркетинг: сервисная деятельность” / С-Пб, “Питер”, 2006.
5. Сурин А.И. История экономики и экологических учений: учебно -методическое пособие / А.И. Сурин – М.: Финансы и статистика, 2007 год – 200с.
6. Котлер Ф. Маркетинг: гостеприимство и туризм. М.,1998г.
7. Николаева М.А., Маркетинг товаров и услуг. Учебник. – М.: Деловая литература, 2007,с 45.
Информация о работе Экономическая сущность и роль сферы услуг в обществе