Экономическая сущность и роль сферы услуг в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:17, реферат

Описание работы

Развитие товарно-денежных отношений привело к возникновению рынка не только товаров, но и услуг. Долгое время эти два вида рынка развивались как единое целое. Способность услуг удовлетворять потребности определяет их сходство с материальными товарами. Кроме того, услуги и материальные товары имеют такие общие характеристики, как ассортимент, качество, стоимость. Вместе с тем услуги имеют и свою специфику, что со временем привело к разделению производства товаров и услуг в самостоятельные сферы деятельности.

Работа содержит 1 файл

1 глава.docx

— 37.83 Кб (Скачать)

- новые виды деловых  услуг (профессиональных), таких  как: торговля недвижимостью,  размещение временно свободных  средств, маркетинговые, рекламные  услуги, электронный секретарь и  др.;

- услуги по воспитанию  и обучению детей – гувернантки,  няни, частные детские сады и  школы;

- услуги по уходу за  животными, их лечение, кормление,  прогулки, гостиницы для собак;

- и другие разнообразные виды услуг, в которых появляется потребность в обществе.

Также в мире наблюдается  тенденция диверсификации сферы  услуг, когда многие ранее обособленные виды услуг объединяются в рамках одной компании. Предлагается их целый  комплекс, чем повышается конкурентоспособность  данной компании, ослабляются возможные  риски. Так банковские, биржевые и  посреднические услуги сливаются в  единый комплекс финансовых услуг. Либо, например, происходит объединение разнообразных  услуг в рамках компании, занимающейся транспортными перевозками, таких  как страхование жизни и грузов, доставка корреспонденции, туризм и  т.д.

Существуют следующие  подходы в классификации услуг.

1) По типу собственности:  государственные и негосударственные.

2) По виду рынка: потребительский  рынок и рынок предприятий.

3) По степени контактности  с потребителями: высокая (медицина) и низкая (химчистка).

4) По субъекту: люди и  автоматические устройства.

5) По объекту и степени  осязаемости (подход предложил  Ловелок).

Таблица 1.2- Основа классификации услуг

Характеристика услуги

Вид услуг

1. Осязаемые  действия, направленные на тело  человека

Здравоохранение, пассажирский транспорт, спорт. заведения, салоны красоты, общественное питание, парикмахерские и т.д.

2. Осязаемые  действия, направленные на товары  и другие физические объекты

Грузовой  транспорт, ремонт и обслуживание оборудования, охрана, бытовые услуги, ветеринарные услуги и др.

3. Неосязаемые  действия, направленные на сознание  человека

Образование, радио, ТВ, информационные услуги, театры, кино, музеи и т.д.

4. Неосязаемые  действия с неосязаемыми активами

Банки, юридические и консультационные услуги, страхование, операции с ценными  бумагами и т.д.


Приведенная классификация  является основой классификации  услуг в сфере нематериального  производства. Ее можно дополнять  и развивать.

6) По потребителям и  видам услуг.

Существует возможность  также классифицировать услуги по сегментам  потребителей, по трудоемкости, по степени  контакта с потребителем.

 

 

Таблица 1.3- Матрица сегментации услуг (потребителей);

Услуги

Потребитель

деловые услуги

личные  услуги

1.Только  услуга

франчайзинг, аудит, безопасность, путешествия и  т.д.

образование, развлечения, путешествия, трудоустройство  и т.д.

2.Услуга, увеличивающая ценность чего-либо  материального 

страхование, реклама и дизайн, уборка, ремонт и т.д.

ремонт, страхование и т.д.

3.Услуга, дающая что-либо материальное

перевозка, торговля, наем персонала и т.д.

  перевозки, торговля


7) Услуги могут классифицироваться  в зависимости от степени участия  в обслуживании клиентов и  агентов предприятия.

Таблица 1.4- Классификация  услуг, в зависимости от степени  контакта персонала с клиентом.

Степень контакта персонала с клиентом

Степень участия клиента

низкая

высокая

Высокая

услуги  самообслуживания

содержание  жилья

Низкая

химчистка, телевидение

ремонт  бытовой техники


Предприятие может добиться успеха на рынке за счет усиления участия  потребителей в производстве услуг. Например, организация продажи товаров  по почтовым заказам, магазины и кафе самообслуживания, и др.

Предлагая потребителю самому выполнить какую-то часть услуги, предприятие тем самым изменяет и саму природу услуги.

Возможна  классификация услуг также по другим признакам:

а) по величине капитальных затрат;

б) по степени квалификации исполнителей;

в) по сложности технологических  процессов;

г) по социальному статусу клиентуры (физических и юридических лиц).

В чистом виде существует немного видов услуг, которые формируют исключительно  определенный по функциональной направленности сектор услуг. Поэтому целесообразно  выделить в сфере услуг функциональную направленность:

  • услуги, ориентированные на производство;
  • услуги, ориентированные на общество;
  • услуги, ориентированные на домашнее хозяйство;
  • услуги личного характера [6,с.57].

Так, к  услугам, ориентированным на производство, относятся услуги по техническому обслуживанию, наладке, настройке и ремонту производственного оборудования и технических систем. Сюда могут быть отнесены услуги по складированию, хранению материально-технических ресурсов и снабжению ими, а также различные услуги производственной инфраструктуры (дороги, мосты, подъездные пути).

Услуги, ориентированные на общество, включают услуги органов государственною управления, связанные с обороной страны, с поддержанием правопорядка, обеспечением внутренней безопасности, с выполнением функции по государственному регулированию экономики и социальных процессов, с проведением социальной политики. Нередко их называют государственным (правительственными) услугами.

К услугам, ориентированным на домашнее хозяйство, относите услуги по поддержанию в нормальном состоянии жилья и коммунальные услуги, производственные виды бытовых услуг: техническое обслуживание и ремонт бытовой техники и теле-, видеоаппаратуры, автосервис, а также технический сервис оборудования и инвентаря для досуговой деятельности.

Услуги личного характера включают: парикмахерские, фотоателье и разнообразные рекреационные услуги и непроизволен венные виды бытового обслуживания.

В общепринятом смысле классификация  — это распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Выявление признаков классификации основывается на качественных, стоимостных характеристиках генеральной совокупности объектов.

К сфере услуг (отраслевой подход) принято относить:

  • торговлю (оптовую и розничную);
  • услуги по обеспечению питания и проживания (гостиницы, рестораны и так далее);
  • транспорт;
  • связь и информационное обслуживание;
  • услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-технических ресурсов;
  • кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью и другие услуги по обеспечению функционирования рынка;
  • образование, культуру и искусство;
  • науку и научное обслуживание;
  • здравоохранение, включая физическую культуру и спорт;

Классификация услуг позволяет  улучшить понимание изучаемого явления, выделить отличительные черты каждого  вида услуг, определить специфику применения маркетинга.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Песоцкая Е.Р. Маркетинг услуг – СПб: Питер, 2008.

2.  Стаханов В.Д., Стаханов В.Н. Маркетинг сферы услуг – М: Экспертное бюро, 2007.

3.  Нагапетьянц Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности– М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

4. Кулибанова В.В. “Маркетинг: сервисная деятельность” / С-Пб, “Питер”, 2006.

5. Сурин А.И. История экономики  и экологических учений: учебно -методическое пособие / А.И. Сурин – М.: Финансы и статистика, 2007 год – 200с.

6.   Котлер Ф. Маркетинг: гостеприимство и туризм. М.,1998г.

7. Николаева М.А., Маркетинг товаров  и услуг. Учебник. – М.: Деловая    литература, 2007,с 45.

 

 


Информация о работе Экономическая сущность и роль сферы услуг в обществе