Экономическая политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 14:56, контрольная работа

Описание работы

До возникновения теории общественного выбора в 1960-х годах, множество экономистов было вовлечено в поиск оптимальной государственной политики в определенных условиях. Например, они искали пути снижения безработицы, сдерживания инфляции, развитии национальной обороны при минимальных затратах, занимались оптимизацией дорожного строительства.

Содержание

1. Теория общественного выбора – ее роль в формировании экономической политики…………..5

2. Экономическая политика России… ……………………………………………..5

3. Региональная политика политика Беларуси до 1990 и период 1991-2009гг…………………………..……………………………………………………14

4. Научно-техническая политика Беларуси 1990-2015гг………………………...16

Работа содержит 1 файл

экономмич политика.doc

— 325.50 Кб (Скачать)

Анализируя опыт государственного управления региональным развитием Республики Беларусь, необходимо отметить, что в нашей стране принят и введен в действие целый ряд законодательных актов, регулирующих отношения в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, совершенствования механизмов местного самоуправления, обеспечения гармоничного регионального развития. В 2000 г. утверждены Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., в которых региональная экономическая политика определена как составная часть государственной макроэкономической политики, направленная на формирование территориальных пропорций и создание экономических и социальных структур хозяйства регионов, а также государственное содействие развитию проблемных регионов, оказавшихся в относительно неблагоприятных условиях. Все это свидетельствует о том, что в Республике Беларусь руководство страны осознает важность и актуальность региональных проблем и предпринимает весьма энергичные и адекватные меры для их решения. 
 
 

11. Научный, научно-технический  и инновационный потенциалы Беларуси

Научный потенциал  определяется как совокупность ресурсов и условий осуществления научных  исследований (фундаментальных и  ориентированных фундаментальных).  
Научно-технический потенциал – это совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.  
Инновационный потенциал — это совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продукции и технологии.  
В Беларуси научно-техническая деятельность оказалась в особо сложных условиях, поскольку она была широко вовлечена в общесоюзное разделение труда, а 75 % общих затрат на белорусскую науку контролировалось общесоюзными министерствами. Наукоемкость ВВП в Беларуси снизилась с 1990 по 1995 г. почти в 2,5 раза, и тенденция падения этого показателя продолжалась до 2002 г., когда его значение составило 0,73 %, т. е. значительно ниже критического. В 2003 г. снижение прекратилось, но значение показателя осталось прежним. С 1990 численность работников, выполнявших НИОКР, в Беларуси сократилась в 3,4 раза, т. е. практически ежегодно этот показатель уменьшается на 500-700 человек, тогда как в странах с устойчивой экономикой наблюдается его стабильный рост на 3-5 % в год. В настоящее время на каждые 10 тыс. жителей республики приходится около 18 исследователей, тогда как в США - 52, Израиле - 38. России - 32, ФРГ - 29, Франции - 26, Южной Корее - 24. За этот же период в три с лишним раза сократились объемы работ, выполненных научными организациями Беларуси, существенно замедлилось обновление материально-технической базы науки, значительная часть которой морально и физически устарела (60 % основных фондов). Особенно большой спад наблюдался в 1991—1996 гг. Однако благодаря принятым государством мерам ситуация стабилизировалась, но на уровне, весьма далеком от высокоразвитых в техническом отношении государств.  
Институционально-правовую базу функционирования науки в Республике Беларусь составляют законы «Об основах государственной научно-технической политики» (1993 г.), «О научной деятельности» (1996 г.), «О Национальной академии наук Беларуси» (1998 г.), а также Указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства и другие нормативные правовые акты в этой сфере.  
Наряду с созданием законодательной базы в стране была образована организационная система научной деятельности, а также система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям, Национальная академия наук и Высшая аттестационная комиссия (ВАК).  
В республике 295 организаций и предприятий выполняют НИОКР, и них задействовано около 30 тыс. работников. Основная часть научного потенциала сосредоточена в НАН Беларуси, Министерстве промышленности, Министерстве образования, Министерстве здравоохранения, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Белорусском государственном университете, концерне «Белнефтехим». Здесь сосредоточено около 72 % организаций, 82 % работников и 85 % внутренних текущих затрат на науку.  
Традиционно научные организации делятся на три основные сферы, представляющие относительно обособленные элементы в научной системе: академическую, вузовскую, отраслевую науку.  
Наиболее мощной (и с высшим научным статусом) организацией является Национальная академия наук Беларуси, в которой сосредоточены 92 научные организации и свыше 11 тыс. работников.  
Вузовская наука представлена 34 университетами и другими вузами, а также 9 научно-исследовательскими институтами (НИИ), 3 конструкторскими и проектно-конструкторскими организациями, подведомственными вузам и Министерству образования республики. Отраслевая наука включает, главным образом, научно-технические центры, конструкторско-технологические бюро (КТБ) базовых предприятий промышленности, строительства, АПК, учреждений системы здравоохранения. Наибольший потенциал сосредоточен в системе Министерства промышленности – 57 организаций и свыше 8 тыс. работников. В секторном и региональном разрезах, структура научно-технического потенциала выглядит следующим образом: из 295 организаций в государственном секторе работали 122, предпринимательском - 122, секторе высшего образования - 51. Наибольшее число организаций расположено в г. Минске - 184 (62 %). По областям они распределены так: Брестская область - 16, Витебская - 26, Гомельская - 27, Гродненская - 11, Минская - 15, Могилевская область - 16 организаций. 
Важной качественной характеристикой научного и научно-технического потенциала является его структура по отраслям наук. Традиционно выделяются естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные и гуманитарные науки. В последние несколько лет преобладающие позиции занимают технические науки – 50-65 % затрат. Затем идут естественные науки - свыше 20 %, сельскохозяйственные - свыше 6, общественные - свыше 5, медицинские - около 5 и гуманитарные науки - менее 2 %. Такие же пропорции имеют место и по количеству проводимых в них исследований.  
Исследователи и разработчики – важнейшая составляющая научно-технического потенциала. В Беларуси работают 783 доктора наук и 3431 кандидат наук. Большинство из них заняты в технических и естественных науках. Снижение этих показателей в последние годы – тревожная тенденция.  
Не менее серьезными проблемами в формировании кадрового состава науки является нарушение рационального соотношения возрастных категорий работников, занятых НИОКР. С 1993 по 2003 г. доля исследователей в возрасте 31-39 лет уменьшилась вдвое, а в возрасте 60 лет и старше – возросла в 4,5 раза.  
В последние годы доля средств республиканского бюджета в общем объеме финансирования науки составляет от 40 до 50 %, а в общих расходах республиканского бюджета - 2,0 % . И если в фактически действовавших ценах расходы бюджета на науку растут, то в постоянных ценах они снижаются.

 
 
 

     2.1. Тенденции экономической  политики России  на современном  этапе 

     Значительное  расширение внутреннего спроса продолжает поддерживать экономический рост в России. Однако все более очевидным становится снижение темпов роста в большинстве обрабатывающих и торгуемых секторах. Согласно предварительным оценкам, темпы роста ВВП и промышленного производства в 2005 г. составили 6,4 и 4,0 процента, соответственно (по сравнению с 7,2 и 8,3 процентами в 2004 г.). Предварительные данные за первые два месяца 2006 г. говорят о том, что снижение темпов роста в промышленности, возможно, продолжается. Рост ВВП все больше обеспечивается за счет неторгуемых секторов экономики, а инвестиции остаются, сконцентрированы в нефтегазовом секторе. Рост производительности в некоторых обрабатывающих отраслях все еще оставался достаточно сильным, хотя представляется, что это рост в значительной степени был обеспечен за счет снижения занятости в этих отраслях.

     Дальнейшее  увеличение профицита платежного баланса  России способствует укреплению финансового  положения страны, но вместе с тем  усложняет некоторые задачи экономической  политики. Помимо рекордно высоких показателей профицита счета текущих операций, в Россию начинают поступать значительные объемы капитала, в том числе – прямые иностранные инвестиции. В то время как данный приток средств должен способствовать росту инвестиций и модернизации, дополнительный приток капитала также увеличивает давление на инфляционные процессы и реальный валютный курс. Связанное с ним увеличение денежной массы в четвертом квартале 2005 года обусловило более высокие показатели базовой инфляции в начале 2006 года.

     В экономической политике все больше внимания уделяется осуществлению четырех приоритетных национальных проектов в здравоохранении, образовании, жилищном секторе и сельском хозяйстве. У России есть возможность объединить более высокие расходы в этих областях со структурными реформами, которые могли бы создать условия для устойчивого развития. Более высокие, чем ожидалось, темпы инфляции в начале 2006 года, обусловили обсуждение в Правительстве и Центральном Банке нового пакета антиинфляционных мер. 

     Таблица 1.

     Основные  макроэкономические показатели за период 2001-2006 г.г.1

  2001 2002 2003 2004 2005 2006

(янв. –  фев.)

Роста ВВП, % 5,1 4,7 7,3 7,2 6,4 -
Рост  промышленного производства, % 4,9 3,7 7,0 8,3 4,0 2,7
Рост  инвестиций в основной капитал, % 8,7 2,6 12,5 10,9 10,5 1,6
Баланс  федерального бюджета, % GDP 3,0 2,3 1,7 4,2 7,5 11,4
Инфляция  потребительских цен, % 18,6 15,1 12,0 11,7 10,9 4,1
Текущий счет платежного баланса, $ млрд. 35,1 32,8 35,9 60,1 86,6 28,0
Валютные  резервы,

$ млрд.

36,6 47,8 76,9 124,5 182,2 195,9
 

     ВВП и промышленное производство. Темпы роста ВВП в Российской Федерации в 2005 году оставались высокими, составив, согласно оценкам, 6,4 процентов (по сравнению с 7,2 процентами в 2004 г.). Однако структура роста претерпела некоторые существенные изменения. Если в 2003 и первой половине 2004 г. «локомотивами» экономического роста являлись нефтяной и ряд других промышленных секторов, в дальнейшем экономический рост переместился в производство неторгуемых товаров и услуг для внутреннего рынка (см. табл. 2). Почти на сорок процентов рост ВВП в 2005 г. был обеспечен за счет сектора торговли. Относительно высокие темпы роста отмечались и в строительстве. Промышленный рост снизился до 4 процентов (с 8,3 процентов в 2004 г.). Наиболее заметный спад темпов роста в промышленности наблюдался в секторе добычи полезных ископаемых (1,3 процента в 2005 г. по сравнению с 6,8 процентами в 2004 г.). Вместе с тем, рост в обрабатывающих отраслях также снизился с 10,5 до 5,7 процентов. Дальнейшее замедление темпов промышленного роста в начале 2006 г. (2,7 процента за первые два месяца) обусловило некоторую обеспокоенность, хотя, по крайней мере, частично такой спад вероятно объясняется необычно холодной зимой. 

     Таблица 2.

     Темпы роста российской экономики в  2003-2005 г.г. (%, по добавленной стоимости)2

  2003 2004 2005
ВВП 7,3 7,2 6,4
  С/Х, охота, лесное хозяйство  5,5 3,0 1,1
  Добыча полезных ископаемых 10,8 7,9 1,7
  Обрабатывающие производства 9,5 7,8 4,4
  Производство и распределение 

 электроэнергии, газа и воды

1,6 2,1 1,0
  Строительство 13,0 10,2 9,7
  Розничная и оптовая торговля,

 ремонт  автотранспорта и др.

13,2 9,8 12,4
  Транспорт и связь  7,2 10,5 6,2
  Финансовая деятельность 9,6 4,5 6,4
  Операции с недвижимым 

 имуществом, аренда

3,0 4,5 9,0

     Годовые данные подтверждают тенденции в  обрабатывающем секторе, которые отмечались ранее. Подавляющее большинство  обрабатывающих отраслей промышленности показали заметное снижение темпов роста  в 2005 году по сравнению с 2004 годом. Это особенно справедливо для отраслей, производящих торгуемые товары, которые конкурируют с иностранными производителями. Здесь устойчивая динамика наблюдается в пищевой промышленности, где сохраняются те же темпы роста, что и в 2004 г. (4,4 процента). Значительный рост наблюдался в секторе бытовой электроники, но этому почти наверняка способствовали более низкие импортные тарифы на комплектующие по сравнению с тарифами на готовую продукцию. Самое сильное замедление темпов роста было зарегистрировано в машиностроении, где темпы роста упали с более чем 20 процентов в 2004 г. до -0,1 процента в 2005 г. (см. рис. 3-6). 

     

       

     Дефицит мощностей в промышленности (особенно в добывающих отраслях) стал ощущаться  все острее. Несмотря на то, что нефтяной сектор также пострадал от негативного влияния дела «Юкоса», большинство экспертов полагают, что низкие темпы роста в данном секторе в среднесрочной перспективе обусловлены нехваткой мощностей, которую можно устранить только с помощью значительных капитальных инвестиций.

     Представляется, что снижение темпов роста в обрабатывающем секторе связано с увеличением  конкурентного давления в связи  с быстрым удорожанием рубля. Несмотря на то, что интерпретировать официальные российские данные о  финансах предприятий непросто, эти цифры, тем не менее, дают представление о возможных значительных изменениях в относительном уровне рентабельности различных секторов экономики (см. табл. 3).  

     Таблица 3.

     Индекс  роста чистой прибыли в 2004-2005 г.г., %3

     
  2004 2005
Всего 152,4 136,6
  Сельское хозяйство, охота, лесное  хозяйство  230 75,3
  Добыча полезных ископаемых 220 175,6
  Обрабатывающие производства 157,5 116,2
  Производство и распределение 

 электроэнергии, газа и воды

140,6 134,4
  Строительство 87,3 121,1
  Розничная и оптовая торговля,

 ремонт  автотранспорта и др.

133,0 142,5
  Транспорт и связь  127,36 130,3
  Финансовая деятельность 160,3 151,5 (янв.-нояб.)
 

     Согласно  этим данным, в 2005 году совокупные темпы  роста чистой прибыли (в номинальном выражении) в обрабатывающем секторе лишь немного превышали темпы инфляции (16%), тогда как в торговле, финансовом секторе, транспорте и связи, строительстве и (особенно) в добывающих отраслях темпы роста прибыли были существенно выше. Эти результаты можно противопоставить 2004 году, когда рост прибыли в обрабатывающем секторе составил, согласно оценкам, 57,5 процентов.

     В таких условиях было бы естественным ожидать отток рабочей силы и  других ресурсов из обрабатывающих отраслей в другие сектора экономики. Данные о перемещении рабочей силы свидетельствуют именно о таком развитии событий (см. табл. 4).

     Основным  источником роста производительности в большинстве промышленных отраслей являлось сокращение рабочей силы; благодаря этому процессу рост производительности в обрабатывающем секторе соответствовал темпам роста номинальной заработной платы.  

     Таблица 4.

     Рост  занятости в отдельных  секторах в 2005 году (%)4

Всего -1,0
С/Х, охота, лесное хозяйство  -11,9
Добыча  полезных ископаемых -2,3
Обрабатывающие  производства -4,0
Строительство -1,4
Розничная и оптовая торговля,

ремонт автотранспорта и др.

9,7
Гостиницы и ресторанный бизнес 2,6
Транспорт и связь -2,1
Финансовая  деятельность 7,4
Операции  с недвижимым

 имуществом, аренда

-0,5
Государственное управление, социальное обеспечение 7,2
 

     В то время как в связи с ростом относительных цен особенно значительный рост выпуска на одного работника  по сравнению с заработной платой наблюдается в металлургии и  топливном секторе, в обрабатывающих отраслях рост производительности удавалось удерживать примерно на том же уровне, что и рост заработной платы. При этом имеются признаки того, что стоимость других ресурсов росла еще более высокими темпами, тем самым указывая на возможное снижение конкурентоспособность в ряде секторов.

Информация о работе Экономическая политика России