Автор: O********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 22:47, реферат
Сущность понятий «потребитель», «покупатель». Группы покупателей. Модель покупательского поведения. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение: факторы среды, маркетинга, психологические и личностные. Процесс принятия решения о покупке.
Тема 1.2. Изучение потребителей и покупателей
Сущность понятий «потребитель», «покупатель». Группы покупателей. Модель покупательского поведения. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение: факторы среды, маркетинга, психологические и личностные. Процесс принятия решения о покупке.
Вопросы.
1. Сущность понятий «потребитель», «покупатель»
В маркетинге различают такие понятия, как «покупатель» и «потребитель». Потребителями может быть большинство, покупателем – только тот, кто принимает решение о покупке и способен платить.
Основной задачей специалиста по маркетингу является выявление потребителей, принимающих решение о приобретении товаров.
Основные
различия между пользователем и покупателем
товара.
Что нравится
потребителю
Как
пользователю
Четкая адрестность Функциональное назначение товара Качество Обучение пользованию Сеpвис Глобальное решение Проблемы потребителя |
Как
покупателю Наличие информации о товаре Доступность товара Разумная цена Отсрочка платежа Покупка не за счет личных средств Удобство приобретения Сроки и точность |
Как человеку
Безопасность приобретения Внимательное отношение продавца Модность товара Экологичность товара Престижность товара Положительное влияние на здоровье |
Исследование
потребителя в системе
Покупателей можно разделить на группы, каждая из которых имеет свои особенности:
Выявление,
предвидение потребности
Изучение поведения потребителей построено на следующих принципах:
• как правило, поведение потребителей логично;
Современный рынок — это рынок покупателя, где ведущая роль принадлежит именно покупателю. Для рынка в экономически развитых странах характерны следующие тенденции развития:
Маркетинговая деятельность основана на удовлетворении нужд, потребностей целевого рынка. Маркетолога интересуют те потребители, которые не просто имеют потребность в товаре, но и приобретают его, пользуются товаром. Таких потребителей можно назвать «покупателями» и именно они являются объектом внимания и изучения.
Следует отметить, что само понятие «покупатель» можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком понимании покупатель — этот тот, кто непосредственно покупает товар, например, в розничном магазине или используя Интернет-магазин.
В широком смысле следует говорить о покупателе как о «покупочном центре», зачастую включающем несколько лиц. Распределение ролей в покупочном центре следующее:
2. Модель покупательского поведения. Факторы оказывающие влияние на покупательское поведение.
Фирма
по настоящему разобравшись в том, как
реагируют потребители на различные
характеристики товара, цены, рекламные
аргументы и т.п. будут иметь
огромное преимущество перед конкурентами.
Г лавное для работников маркетинга
что исследование зависимости между побудительными
факторами маркетинга и ответной реакцией
потребителей. Для этого разработана модель
покупательского поведения:
модель покупательского поведения
Побудительные факторы маркетинга | Прочие раздражители | Сознание покупателя |
Ответные реакции покупателя | |||
Товар
Цена Методы продвижения Методы распространения |
Экономические
Политические Культурные Научно-технические |
Характеристики
покупателя |
Процесс принятия
решения покупателем |
Выбор товара
Выбор марки Выбор посредника Выбор времени покупки Выбор объема покупки |
Побудительные факторы маркетинга включают в себя четыре элемента: товар, цену, методы распространения и стимулирования. Прочие раздражители слагаются из основных сил и событий из окружения покупателя; экономической, научно-технической, политической и культурной среды. Пройдя через "черный ящик" сознания покупателя, все зля раздражители вызывают ряд поддающихся наблюдению покупательских реакций, представленных в правом прямоугольнике: выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор объема покупки.
Задача деятеля рынка - понять, что происходит в "черном ящике" сознания потребителя между поступлением раздражителей и появлением откликов на них. Сам "черный ящик" состоит из двух частей. Первая – характеристика покупателя оказывающие основное влияние на то, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них. Вторая часть - процесс принятия покупательного решения, от которого зависит результат.
На
совершаемые покупки большое влияние
оказывают факторы культурного, социального,
личного и психологического порядка.
В большинстве своем это факторы не
поддающиеся контролю со стороны деятелей
рынка. Но их обязательно следует принимать
в расчет.
Факторы
культурного порядка
Культура Субкультура Социальное положение |
Социальные факторы
Референтные группы Семья Роли и статусы | |
Покупатель | ||
Личностные
факторы
Возраст и этап жизненного цикла семьи Род занятий Экономическое положение Образ жизни Тип личности и представление о самом себе |
Психологические
факторы
Мотивация
Восприятие Усвоение Убеждения и отношения |
Факторы,
оказывающие влияние на покупательское
поведение
Факторы культурного порядка: