Издательский бизнес: типология издательств

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:26, реферат

Описание работы

Понятие «издательское дело» имеет несколько значений, основным из которых является это:
Издательское дело - отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет и других видов печатной продукции.

Содержание

Глава 1. Издательский бизнес 3
Глава 2. Издательства 8
2.1. Классификация издательств 10
2.2. Интернет-издательства 13
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

издательский бизнес.docx

— 41.34 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Челябинская  государственная академия культуры и искусств»

Факультет книжного бизнеса, документоведения и музееведения

Кафедра книжного бизнеса

 

 

 

 

Реферат

по курсу  «Маркетинг в книжном деле»

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ  БИЗНЕС: ТИПОЛОГИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВ

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  703 группы

3 курса, очного отделения

 

 

Проверил: Шицкова М.А., старший

преподаватель кафедры книжного бизнеса

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2012 
Оглавление

 

Глава 1. Издательский бизнес 3

Глава 2. Издательства 8

2.1. Классификация издательств 10

2.2. Интернет-издательства 13

Заключение 15

Список использованной литературы 17

 

 

 

Глава 1. Издательский бизнес

Понятие «издательское дело»  имеет несколько значений, основным из которых является это:

Издательское дело - отрасль  культуры и производства, связанная  с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет и других видов  печатной продукции.

Однако термин «издательское  дело» может употребляться как  в широком, так и в узком  значениях, как в практическом, так  и в теоретическом смыслах. Понятия, близкие по содержанию, так или  иначе вбирающие многие аспекты  издательского дела, — «Книговедение», «Книжное дело», «Библиология», «Книжность». (9)

Издательский бизнес невероятно популярен у российских предпринимателей. В России работают 16 тыс. издательств. Во многом это объясняется крайне невысокой стоимостью выхода на этот рынок - издание одной книги стоит не больше $5-10 тыс. Однако удержаться на нем крайне сложно: успех того или иного издания невозможно просчитать.

Издательский рынок достаточно открытый. Это обусловлено его  спецификой. Человек может читать больше или меньше книг в зависимости  от того, есть в данный момент на рынке  хороший продукт или нет. И  если покупает какую-то книгу, делает это  не в ущерб другой.

Об открытости рынка свидетельствует  и разнообразие участников. Многие издательские проекты их собственники задумывали совсем не как бизнес, а  «благое намерение» возместить существующий пробел на рынке. Такая идея была, например, в основе издательства «Манн, Иванов и Фербер». Учредители сталкивались с проблемой выбора необходимой  бизнес-литературы. Организовали издательство, которое специализируется исключительно  на деловых изданиях. (7)

Цена входа на этот рынок  достаточно низкая. Себестоимость выпуска  одной книги при тираже до 10 тыс. экземпляров составляет около $1. Соответственно, вложения в первое издание составят $5-10 тыс.

Но рассчитывать придется преимущественно на собственные  ресурсы. Банки издательский бизнес не кредитуют, потому что книгоиздательство  считается высокорискованным бизнесом. Риски здесь следующие – новая  книга может оказаться невостребованной, автор может не написать новую  книгу в оговоренные сроки  или вовсе уйти в другое издательство и т. д. Подобные форс-мажорные обстоятельства- обычная ситуация для рынка.

В издательском деле используют два варианта финансирования новых  проектов. Первый – это привлечение  частных инвесторов. Второй, - сотрудничество с крупными издательскими компаниями. Практика очень распространена. Небольшие  компании в данном случае выступают  как подрядчики: готовят продукт, более крупный партнер готовит  книгу непосредственно к выпуску, занимается полиграфией и продажей книги через свою дистрибуторскую  сеть. Прибыль делят пополам. (7)

Начинающим изданиям такое  сотрудничество выгодно, они получают финансирование и хорошую дистрибуцию. Крупным компаниям это также  интересно: небольшие компании могут  быть специалистами в узких нишах, в которых универсальные операторы  часто не сильны.

В общем объеме продаж литературы в России по 20% занимает остросюжетная  литература, а также прикладная и  школьная обучающая, 15% - художественная, детская и подростковая и по 7-8% - фантастика и фэнтези, современная  проза и бизнеслитература.

Быть универсальным издательством  может себе позволить только очень  большая компания. Для этого необходим  как минимум большой штат сотрудников. Кроме кадрового вопроса универсальным  издательствам приходится решать массу  проблем, связанных с большим  объемом разноплановых книг: вести  одновременно работу сразу с несколькими  типографиями, иметь разветвленную  дистрибуцию и т. д. Новичку такие  проблемы не потянуть.

Оптимальная модель стартапа - выбрать узкую нишу, в которой  он хорошо ориентируется: владеет материалом, знает вкусы, интересы и возможности целевой аудитории и т. д. На рынке всегда востребованы книги по кулинарии, цветоводству, приусадебному хозяйству, эзотерике, психологии и т. д. В узкой нише всегда можно успешно конкурировать с крупным издательством.

Для начинающего издательства самой сложной задачей является поиск новых авторов. Во-первых, уже  состоявшиеся авторы наверняка откажутся  работать с новичком хотя бы в силу того, что крупные издательства предлагают гораздо более привлекательные  условия работы. Во-вторых, вероятность  того, что издательство сможет успешно  выйти на рынок с новым автором, крайне мала. В- третьих, просчитать, окажется автор востребованным или нет, невозможно. В крупные издательства ежегодно поступает до 2 тыс. рукописей, и только 400 из них издаются, и лишь единицы  становятся бестселлерами. А прибыль  от продажи этих 400 авторов крайне незначительна.

Чтобы быть эффективным издательством  не обязательно иметь огромный штат, как в некоторых крупных издательствах. Достаточно нескольких человек, которые  разрабатывают концепцию книги  и занимаются ее мерчендайзингом, все  остальные процессы может выполнять  издательство- подрядчик. Большинство  типографий готовы не только отпечатать книгу, но и провести ее полную предпечатную подготовку. Такая схема работы, например в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», они работают без штата, всю основную работу там выполняют  трое учредителей.

Вторая основная проблема рынка после проблемы с авторами – это отсутствие эффективной системы распространения. В России очень тяжело донести книгу до читателя: страна большая, а книжных магазинов мало. (7)

Все оптовые и дистрибуторские  компании, занимающиеся распространением книг из Москвы в регионы, ориентированы  только на большие объемы и крупные  издательства. Шансы на то, что дистрибутор  захочет работать с новичком, невелики. И даже согласие оптовика взять новую  книгу на реализацию, не гарантирует  ее высоких продаж- в большом объеме изданий, поставляемых оптовиком в магазин, книга просто потеряется где-нибудь на краю полки.

Главные риски для издателя связаны с авторами. Перечень возможных  форсмажорных ситуаций необычайно широк  и разнообразен: разногласия с  авторами, перекупка его конкурентами, автор «исписывается», перестает  быть популярным и т.п.

Также, начиная бизнес, следует  знать два важных момента. Во-первых, технологии продвижения книг на рынке  гарантируют только 20% успеха, на 80% он зависит только от того, понравится книга читателю или нет. Успех  книг невозможно точно просчитать. Во-вторых, продать издательский бизнес крайне сложно. В издательском деле нет активов, которые были бы интересны  инвестору. Нереализованные остатки  книг на складах никому не нужны. Всех интересуют только авторы. (7)

Когда говорят «издательский  бизнес», то представляется в первую очередь издательское дело и редактирование, издательство, печатающее книги, прессу, брошюры – в общем, любую печатную продукцию. Это, с одной стороны, верно, но определение понятия издательский бизнес нельзя свести только к такой формулировке, поскольку вышеперечисленное – только его часть. (4)

Понятие издательский бизнес следует воспринимать намного шире, чем просто литературное издательство. В это понятие также входит покупка авторских прав и раскрутка  авторов, а также непосредственно  продажа изданий.

Сам по себе процесс печати книги довольно простой и недорогой, здесь необходимо только оборудование. А вот остальное – дело сложное  и в нем существуют свои правила, коррупция и даже целые бои без правил.

К примеру, авторские права  на раскрученные произведения стоят  очень дорого, что влияет на конечную стоимость книги. Но поскольку эти  произведения продаются и приносят немалые деньги, зачастую они издаются нелегально.

По раскрутке авторов  тоже все не очень просто. Автор  – это тот же 
товар. Если у начинающего автора есть явный потенциал, с ним стараются заключить долгосрочный контракт, чтобы его потом можно было выгодно перепродать. Процесс раскрутки при этом может сработать и наоборот. Ходовое издание, в основном, популярная периодическая пресса, может также стать брендом и таким образом принести популярность издательству. (4)

 Издательский  бизнес начинался с издания  книг и газет, но сейчас он  этим не ограничивается. Почти  всё то, что сейчас называется  «шоу-бизнес», выросло из издательского  бизнеса. Поэтому, несмотря на  то, что в этой работе в основном  имеется ввиду классическое литературное  издательство, принципы применимы  и к студиям звукозаписи, и  к кинокомпаниям, и даже к  «контент-провайдерам».

Если отбросить всё  лишнее, то издательский бизнес – это:

  1. Поиск авторов и покупка авторских прав на произведения авторов.
  2. Создание из произведения автора товара.
  3. Продажа товара (произведений).
  4. Раскрутка и продажа авторов.

Если с  первыми тремя пунктами всё ясно практически сразу, то последний  требует некоторых комментариев.

В издательском бизнесе есть две бизнес-модели: продажа товара и продажа авторов.

Эти две модели редко когда  существуют в чистом виде. Чаще всего  они сочетаются. Но вот какая особенность  в сочетании этих моделей. Крупные  издательства («мейджоры») работают в  основном по первой модели – берут  раскрученных авторов и штампуют их произведения. Редко когда они  раскручивают новых авторов. Мелкие же издательства в основном вынуждены  работать как раз с начинающими  авторами – ищут таланты и продают  их «мейджорам». И иногда продажа  автора может принести прибыли больше, чем прибыль от продаж произведений за год. (2)

Глава 2. Издательства

Под издательством  понимается государственное, общественное, кооперативное, акционерное или частное предприятие, осуществляющее подготовку, выпуск и реализацию книг, газет, журналов. Нот, плакатов, электронных и комбинированных изданий и других видов продукцию под издающей организацией – предприятие, учреждение, организация, обладающие правом на издательскую деятельность и ведущие ее главным образом ради  собственных нужд. (3)

Сущность издательской деятельности — распространение информации и создание прибавочной стоимости объектов авторского права. Издательство, руководствуясь своим опытом, приобретает авторское право у автора на издаваемое произведение, и организует его воспроизведение и распространение. При этом практикуется как гонорар (выплата разового вознаграждения автору произведения), так и роялти (выплата определенного договором процента от выручки за продажу произведения.). (5)

В течение многих лет советской  власти издательское дело как отрасль  производственной деятельности управлялось  в основном партийными органами: главные  издательства и типографии подчинялись  непосредственно ЦК коммунистической партии, республиканским и областным (краевым) партийным организациям. Лишь в 1963 году был создан Комитет по печати при Совете Министров СССР. В 1978 году впервые было создано полноценное  специализированное ведомство —  Государственный комитет по делам  издательств, полиграфии и книжной  торговли (Госкомиздат СССР). Соответствующие  ведомства были созданы в союзных  республиках (например, Госкомиздат  РСФСР). Новая система позволила  руководить всей сферой издательского  дела более эффективно. В состав Госкомиздата СССР вошли три крупных  главка — Главиздат, Главполиграфпром и Главкниготорг (Главное управление книжной торговли), которые соответственно управляли издательствами, полиграфическими предприятиями и распространением книжной продукции. Госкомиздат  руководил всеми издательскими  процессами — от планирования и координации тематических планов выпуска до снабжения бумагой и другими материалами. На местах, в каждом областном (краевом) и др. территориальных центрах функции управления и организации выполняли административно-территориальные Управления печати. Эта система существовала до 1989 года, когда вместо упраздненного Госкомиздата СССР был создан Госкомитет по печати СССР, затем, после распада СССР в 1991 г., — Министерство печати и массовой информации РФ, в 1994 г. — Комитет по печати РФ, в 1999 г. — Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций с территориальными организациями в субъектах РФ — региональными инспекциями, затем — управлениями. Наконец, согласно Указу президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 г., взамен упраздненного Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций было создано Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, в состав которого вошло Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, принявшее функции упраздненного ведомства. Безусловно, многочисленные реорганизации системы издательского дела нельзя считать положительным явлением. Причина их — в коренном изменении функций управления и организации издательского дела в связи с переходом к рыночной экономике. После того, как вся сфера издательского дела в течение десятилетий была полностью государственной, такой переход, безусловно, оказался и болезненным, и сложным. В новых условиях органы управления издательским делом, отказавшись от участия в планировании, от контроля за тематикой, снабжения материалами и управления реализацией продукции, оставили за собой функции контроля за соблюдением законов Российской Федерации и других нормативных актов в отрасли, созданием отраслевых нормативных документов, регистрации, до недавнего времени — выдачи лицензий и международных стандартных номеров изданий.

Информация о работе Издательский бизнес: типология издательств