Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:52, реферат
В данной работе мы рассмотрим основные понятия маркетинга, этимологию данного термина, историю зарождения и развития, как в зарубежных странах, так и в России, основные концепции.
2. Введение ……………………………………………………
3. Аннотация……………………………………………………
4. Основная часть:
Глава 1. Начала маркетинга………………………………….
Глава 2. История развития маркетинга в России……………..
5. Заключение……………………………………………………..
6. Список литература……………………………………………..
Курсовая работа «Маркетинг»
Тема: «Исторический этап формирования и развития маркетинга»
Глава 1. Начала маркетинга………………………………….
Глава 2. История развития маркетинга в России……………..
Введение.
Особенности
современного производства сводятся к
тому, что постоянно и непрерывно
происходит повышение полезности и
качества производимых продуктов; производимая
продукция усложняется, в производимой
продукции увеличивается
Центральное
место в системе управления производством
отводится маркетинговой
В мировой практике маркетинг появился не сразу. Он - результат многолетней эволюции взглядов менеджеров на цели, задачи и методы развития производства и сбыта.
В
данной работе мы рассмотрим основные
понятия маркетинга, этимологию данного
термина, историю зарождения и развития,
как в зарубежных странах, так
и в России, основные концепции.
Аннотация.
Каждая отрасль знаний опирается на свои элементарные рабочие понятия. Так, ядерная физика оперирует понятиями атома, ядра атома, протонов, нейтронов и другими. Бухгалтерский учет — понятиями счетов, двойной записи, баланса и т.п. Опирается на такие, но, естественно, свои элементарные рабочие понятия и маркетинг. Ф. Котлер в качестве элементарных рабочих понятий маркетинга предложил следующие: нужда, потребность, запрос, товар, потребительская ценность, удовлетворенность и качество, ожидания (осознанные и неосознанные), обмен, сделка, рынок.
Нужда определяется как ощущение человеком нехватки чего-либо. Человеческие нужды многочисленны и разнообразны. Каждая конкретная нужда по-разному воспринимается отдельными людьми и зависит, прежде всего, от культурного и личностного состояния индивидуума.
Нужда, принявшая специфическую форму, в зависимости от уровня культуры и особенностей личности определяет потребность.
Задача маркетологов состоит в том, чтобы создать условия, обеспечивающие полное удовлетворение реальных нужд и потребностей.
Запросы представляют собой те же потребности, но ограниченные имеющимися ресурсами, то есть, если покупатель способен заплатить за реализацию своих потребностей, то они неизбежно переходят в категорию запросов.
Под товарами следует понимать все то, что производится на продажу, обладает способностью удовлетворять вполне конкретные нужды и потребности и предлагается людям для обмена и последующего потребления.
Если на рынке существует выбор, а в противном случае вряд ли есть смысл и говорить о рынке, то потребитель, покупая товар, осуществляет некое сопоставление выгод, которые он получит от его приобретения, и затрат, без которых такое приобретение невозможно. В этом сопоставлении и проявляется потребительская ценность товара. Таким образом, потребительская ценность определяется двумя факторами: выгодами и затратами.
С понятием «потребительские ценности» тесно связано понятие «ожидания». А через него связь идет дальше — на понятие «удовлетворенность». От удовлетворенности же покупателей во многом зависит весь коммерческий успех фирмы на рынке. Если достоинства товара не оправдали ожиданий покупателя, он никогда не будет удовлетворен покупкой. А если не будет удовлетворен, то перестанет быть постоянным покупателем этого товара.
Качество - это довольно широкое понятие. В узком смысле под качеством можно понимать простое отсутствие в товаре дефектов. В широком же смысле, как, например, принято на фирме Motorola, качество связано с отношением к товару потребителя — если товар потребителю не нравится, значит, он некачественный.
Обмен - это процесс перехода товара в собственность другого лица. В обмене участвуют товары-эквиваленты, то есть товары должны быть эквивалентными для обменивающихся сторон по заключающейся в них ценности.
Под сделкой следует понимать договор по поводу обмена, в котором оговариваются условия, удовлетворяющие все стороны сделки (ценность объектов обмена, согласованные условия ее осуществления, время и место свершения и т.п.).
А. Маршалл определил рынок как «район, объединяющий продавцов и покупателей, настолько хорошо осведомленных в делах друг друга и настолько осторожно действующих, что сохраняется единая цена товара для всего района». У. Маккинз утверждает, что рынок представляет собой сферу связей между производителем и потребителем.
Глава 1. Начала маркетинга.
Маркетинг… В одном английском руководстве по маркетингу есть картинка, на которой изображена лужайка в джунглях. На ней гоняются друг за другом аборигены – обладатели товаров и денег. В тексте к картинке говорится, что в джунглях бизнеса есть лужайка, называемая рынком, а на ней бегают друг за другом продавцы и покупатели. Их встречи порой приводят к обоюдному удовлетворению, но часто эти встречи разочаровывают обе стороны, потому что, скажем, тот, у кого есть деньги, встречается с владельцем товара, но товар оказывается не тот, который нужен покупателю. Вот в этой ситуации требуется некий волшебник, маг, который мог бы согласовать интересы обеих сторон. Этим волшебником и является маркетинг. Цель его – достижение согласия между производителями продуктов и их покупателями.
Часто
смысл этого слова не отделяют от обычного
умения расторопно и толково вести дело,
от общего понимания экономических методов
управления, особенно управления сбытом
продукции. Такова распространенная житейская
трактовка этого термина. Сам термин укоренился
в американском варианте английского
языка на уровне 1910 г. как агломерат двух
слов market getting, что переводится на русский
язык как овладение рынком, его освоение,
а еще точнее — обретение рынка. Существует
огромное количество определений маркетинга.
Многие из них весьма хороши, но практически,
ни одно не раскрывает всего богатства
содержания маркетинга, или сужая сферу
его реализации, или, наоборот, являясь
чересчур общим. Вот некоторые определения
маркетинга, приведенные в литературных
источниках:
МАРКЕТИНГ | - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд потребностей посредством обмена. |
- процесс планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к потребителю и их сбытом/ | |
- создание и поддержание обеспеченности уровня жизни, прогнозирование потребностей. | |
- деловая активность, посредством которой поток товаров и услуг направляется от производителя к потребителю. | |
- двусторонний процесс, направляющий прежде всего в распоряжение фирмы информацию о желании покупателей. | |
- один из видов творческой управленческой деятельности, имеющий целью расширение производства и торговли путем выявления запросов потребителей и организации исследований. | |
- функция администрации фирмы, состоящая в организации и управлении всем комплексом деловой активности, связанной с выявлением и превращением покупательной способности потребителя в реальный спрос на определенный товар. | |
- комплексная система организации производства и сбыта продукции на базе изученных потребностей. | |
- процесс определения целевого рынка для товара, конкретизации нужд и потребностей и последующего их более полного удовлетворения, чем конкуренты. | |
- ряд технических методов, которые направлены на удовлетворение в наилучших психологических условиях для потребителей и в наилучших финансовых условиях для дистрибьюторов естественно или искусственно вызванных потребностей. | |
- современная коммерческая деятельность, основанная на знании рынка, осуществляемая по схемам предварительных оценок, динамично ориентированная на амбициозные цели, рассчитанная путем комбинирования выбранных и скоординированных средств и строго контролируемая. | |
- система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий, основанная на комплексном анализе рынка. | |
- процесс, осуществляемый фирмой с рыночной ориентацией с целью достижения показателей, превышающих среднерыночные, путем систематического проведения политики создания продуктов с более высокой потребительской ценностью, чем у конкурентов. |
Однако при всех различиях в формулировании определений маркетинга общим моментом для большинства из их являются ориентация маркетинга на потребности конкретных групп покупателей, комплексность подхода к решению рыночных задач, деятельность, направленная на удовлетворение потребностей посредством обмена, творческую управленческую деятельность, имеющую цель расширения производства и сбыта на основе всестороннего изучения потребностей покупателей и целенаправленного воздействия на них.
Существует немало позиций в отношении того, когда именно возник маркетинг. Одна из точек зрения состоит в том, что его первые элементы (устная реклама, согласование форм обмена) возникли, как только человечество стало освобождаться от замкнутости натурального хозяйства и появились формы торговли. Если, например, признать, что реклама — это важная функция маркетинга, то уместно вспомнить, что еще три тысячи лет назад в Вавилоне использовались специальные знаки, обещающие награду за убежавших рабов: за беглого раба предлагалось два быка.
Американские авторы довольно убедительно доказывают, что маркетинг впервые появился именно в Америке, а точнее в США, и одним из первых, применившим основные идеи маркетинга, был предприниматель Сайрус Маккормик, введший в конце XIX в. в практику своей торговой деятельности принцип «ориентации на покупателя», поскольку он при торговле механическими жатками впервые стал предоставлять покупателям гарантию на их безотказную работу в течение определенного времени. В 1905 г. в университете штата Пенсильвания В.Е. Креузи прочел курс «Маркетинг товаров», а в 1910 г. в университете штата Висконсин Р. Ватлер прочел курс «Методы маркетинга», с чего и началось систематическое обучение этой дисциплине в высших учебных заведениях. В этот период маркетинг увязывался главным образом лишь с реализацией товаров: основное внимание уделялось вопросам организации сбыта, торговли и рекламы.
Есть другие точки зрения, согласно которым маркетинг как система действий — пусть без обозначения его специальным термином — появился значительно раньше. При этом многие авторы упоминают известного в японской истории торговца Мицуи, открывшего в XVII в. первый в мире универмаг и применившего такой известный принцип маркетинга, как изучение спроса на рынке. В своем универмаге Мицуи проводил политику на 250 лет предвосхитившую то, что осуществляли потом крупнейшие торговые фирмы, а именно:
- стал покупателем для своих потребителей, закупая в лавку те продукты и товары, которые были нужны им;
- искал средства и источники для их производства;
-
ввел принцип безусловного
-
значительно расширил
Современный маркетинг сформировался совсем недавно и именно в США. В его становлении и развитии четко просматриваются хорошо выраженные этапы. Эти этапы Ф. Котлер справедливо назвал концепциями, указав, что и сейчас, несмотря на то, что некоторые из них возникли давно, они обоснованно применяются в современной действительности.
Большое воздействие на формирование концепции маркетинга оказал научно-технический прогресс, обеспечивающий громадное разнообразие товаров, высокие темпы их обновления, эффективное управление производством и маркетингом.
Первая концепция называется совершенствованием производства. Ее суть сводится к тому, что если товар хорошо идет на рынке, то необходимо расширять его производство, чтобы за счет увеличения числа продаж получить больший объем прибыли.
Чарльз Фатрелл, американский специалист в области коммерции, в своей книге «Основы торговли» утверждает, что эта концепция появилась на свет под воздействием результатов промышленной революции, приведшей к значительному повышению уровня применяемых технологий, возникновению фабрик и, как следствие, к стремительному росту объемов производства. Первоначально предприятия производили действительно очень много продукции, не уделяя никакого внимания нуждам и потребностям покупателей, ожидая полного сбыта произведенных товаров и по ценам, установленным ими же самими, и также без учета интересов тех, кто платит. Естественно, что так долго продолжаться не могло. И насыщение рынка товарами поставило предприятия перед проблемами сбыта. Первые решения этой проблемы были связаны с совершенствованием технологий, организации труда и, как следствие, со снижением издержек производства и дальнейшим снижением цен.
Именно эту концепцию применил Генри Форд при разработке своего знаменитого автомобиля «Форд-Т». В настоящее время этот подход исповедует американская корпорация «Тексас инструменте», которая совершенствует свои технологии, сокращая тем самым издержки производства, чтобы снизить затем и цены. Применение этой концепции позволило фирме занять основную долю американского рынка научных калькуляторов.
Информация о работе Исторический этап формирования и развития маркетинга