Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:02, курсовая работа
Использование маркетинговых исследований широко варьируется в зависимости от компании и типа требуемой информации. Несмотря на то, что большинство фирм проводит их в той или иной форме, исследовательские отделы создаются скорее в крупных, чем в небольших фирмах. Кроме того, компании, производящие потребительские товары, расходуют на маркетинговые исследования больше средств, чем фирмы, выпускающие продукцию производственного назначения.
Введение. 2
1.Особенности макетинговой информации. 3
1.1.Роль информации для маркетинговых исследований. 3
1.2.Концепция системы маркетинговой информации 5
1.3.Система внутренней отчетности 7
1.4.Система сбора внешней маркетинговой информации. 7
1.5.Система маркетинговых исследований. 8
1.6.Система анализа маркетинговой информации. 9
1.7.Схема маркетингового исследования. 11
1.8.Определение проблемы. 11
1.9.Анализ вторичной информации. 12
1.10.Сбор и анализ первичных данных. 13
1.11.Сбор информации. 14
1.12.Анализ собранной информации. 14
1.13.Представление полученных результатов. 14
2.Анализ и сбор маркетинговой информации.Практическое задание. 16
2.1.Анкета в системе маркетингового исследования 16
2.2. Анкета опроса потребителей. 19
2.3. Анализ результатов анкетировния. 21
2.4. Вывод по опросу. 23
Список литературы. 24
Преимущества свободного опроса (имеется только тема и цель; конкретной схемы нет):
возможен индивидуальный подход к каждому из опрашиваемых лиц, что помогает поддерживать атмосферу доверия;
возможно получение добавочной информации.
Недостатки подобных опросов:
трудно протоколировать ответы;
плохая сравнимость результатов;
трудность в обработке данных; высокие затраты.
При сборе первичных данных у исследователей маркетинга есть выбор из двух основных орудий исследований – эта анкеты и механические устройства. Анкета – более распространенное орудие. В широком смысле анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок. В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, их формулирование и последовательность. Самые обычные ошибки – постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят ответить, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответ. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы. Форма вопроса может повлиять на ответ. Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов:
Закрытые
Открытые
Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Открытый вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы ставят в самых разных формах. Открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным определенным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать и сводить в таблицы.
Формулирование вопроса требует осторожности. Исследователь должен пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые не влияют на направление ответа.
Особого внимания требует и установление последовательности вопроса. Первый из них должен по возможности пробудить у спрашиваемого интерес. Трудные или личные вопросы следует задавать в начале анкеты, пока опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы должны задаваться в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят более личный характер и менее интересны для отвечающих.
Разработка анкеты.
Анкета должна быть составлена таким образом, чтобы вопросы не могли повлиять на поведение лица, которое будет опрошено. Хорошая анкета должна:
облегчить ответ опрашиваемого лица;
сформулировать вопрос с учетом его влияния на ответ опрашиваемого;
позволить легко провести анализ.
Проверка анкеты. Прежде чем начинать опрос, нужно проверить анкету на небольшом числе лиц, чтобы окончательно доработать ее методом постепенного приближения; таким путем можно избежать многих ошибок.
Сбор ответов. Затем нужно обобщить полученные ответы на вопросы. Эта операция может быть легко выполнена вручную при опросе нескольких десятков и даже нескольких сотен человек. В случае опроса значительно большего числа людей, особенно если вопросов более 20, нужно использовать электронно-вычислительную технику.
Анализ ответов. Каждый ответ нужно тщательно проанализировать и в случае надобности отбросить, если ясно, что он заведомо неверный, из него невозможно что-либо понять или же если опрашиваемый ответил просто "для галочки", не зная предмета.
Обработка результатов. После того, как ответы проверены и случае необходимости исправлены, нужно обработать результаты и представить их в форме настолько простой, насколько это возможно, обычно в форме таблиц, графиков.
Анализ результатов. Целью опроса может быть поиск весьма определенной величины или же проверка гипотезы. В первом случае важно определить коэффициент доверия (вероятность ошибки и соответствующий интервал доверия). Во втором случае важно составить то, что статистики называют смысловым тестом.
Написание отчета. Окончательный отчет имеет целью представить результаты опроса в наиболее ясной и наиболее достоверной форме. В любом случае автор не должен поддаваться влиянию своих собственных убеждений. Речь идет не о доказательствах, но об изложении фактов со скрупулезной точностью.
Практический пример по данной теме – анкетирование на предмет определения спроса на кондитерскую продукцию фабрики “Ударница” г. Москва.
2.2. Анкета опроса потребителей.
(“Кондитерская фабрика “Ударница”, г. Москва, 2001 г.).
Господа!
Кондитерская фабрика “Ударница” свидетельствует Вам свое уважение и рада сообщить Вам, что с сентября начинается выпуск смородинного мармелада “Каприз”. Мы уверены, что он Вам понравится, потому что его рецептура соответствует лучшим отечественным традициям.
Сегодня мы обращаемся к Вам с просьбой принять участие в опросе Покупателей, проводимого службой маркетинга предприятия.
Целью опроса является выявление тенденций спроса на мармеладные изделия, более точного определения объемов производства и покупательских предпочтений.
Ваши оценки, наблюдения и предложения окажут нам существенную помощь в расширении ассортимента продукции, видов фасовки и упаковки.
С учетом вышеизложенного убедительно просим Вас ответить на вопросы Анкеты.
ЗАРАНЕЕ ВАМ ПРИЗНАТЕЛЬНЫ!
А Н К Е Т А
1. Как часто Вы и/или члены вашей семьи употребляют мармелад (отметьте)?
регулярно 1 не регулярно редко никогда
2. Какой мармелад Вам больше всего нравится (отметьте)
пластовой 1формовой дольки в шоколаде жевательный
и почему (укажите) из эстетических соображений.
3. Какая кондитерская продукция из категории сладостей c Вашей точки зрения может рассматриваться как заменитель мармеладу (отметьте)?
шоколад и шоколадные конфеты 1
карамель, драже, жевательная резинка
зефир, пастила
печенье, пряники, вафли
пироженые, торта
восточные сладости
затрудняюсь ответить
другое (укажите) ______________________________
4. Какими критериями Вы руководствуетесь при покупке кондитерских изделий (отметьте)?
вкусовые качества 1
калорийность и полезность для здоровья
внешний вид
цена
упаковка (внешний вид/вес)
известность производителя и/или его торговой марки
Месторасположение производителя
Москва и Санкт-Петербург
1города России
страны СНГ
зарубежные страны
другое (укажите)_____________________
5. Знаете ли Вы какая фабрика выпускает следующие виды мармелада: “Яблонька”, “Лимонные дольки” и “Райский сад” (отметьте)?
Ударница Ротфронт Красный Октябрь Большевичка 1 Не знаю
другое (укажите) ______________________________
6. Считаете ли Вы целесообразным возродить выпуск “Лимонных долек” в традиционной баночной упаковке (отметьте)?
1Да Нет Затрудняюсь ответить
7.Какого веса по Вашему мнению должна быть индивидуальная фасовка мармелада в граммах (отметьте)?
Мармелад пластовой, формовой, слоеный
до 150 до 300 до 500 1не нужна
“Лимонные дольки”
до 100 до 250 1 до 400 не нужна
Мармелад в шоколаде “Яблонька”
до 150 до 350 1до 450 не нужна
Мармелад жевательный “Райский сад”
до 100 до 250 до 400 1не нужна
8. Какой вид упаковки на мармелады Вам кажется наиболее удобным (отметьте)?
коробка картонная коробка пластиковая 1упаковка целлофановая
другая (укажите) ______________________________
Ваши замечания, предложения и пожелания: обеспечить высокое качество.
Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:
Состав Вашей семьи (отметьте) и ваш пол
живу один (одна) семья из 4 человек 1муж. жен.
Ваш возраст (отметьте)?
18-24 1 24-36 36-48 48-60 свыше 60 лет
Укажите Ваш род деятельности.
водитель
Укажите, если сочтете возможным, ежемесячный доход (в рублях) на одного члена Вашей семьи (отметьте)
до 300 от 300 до 500 1от 500 до 1000
от 1 000 до 1 500
2.3. Анализ результатов анкетировния.
Вопросы и варианты ответов | 18-24 | 24-36 | 36-48 | 48-60 | Всего |
1. Как часто Вы и/или члены вашей семьи употребляют мармелад ? |
|
|
|
|
|
регулярно | 2 |
|
|
| 2 |
нерегулярно |
| 1 | 1 |
| 2 |
редко |
|
|
| 1 | 1 |
никогда |
|
|
|
|
|
2. Какой мармелад Вам больше всего нравится? |
|
|
|
|
|
пластовой |
|
| 1 |
| 1 |
формовой | 1 |
|
|
| 1 |
дольки | 1 |
|
| 1 | 2 |
В шоколаде |
| 1 |
|
| 1 |
жеательный |
|
|
|
|
|
3. Какая кондитерская продукция из категории сладостей c Вашей точки зрения может рассматриваться как заменитель мармеладу ? |
|
|
|
|
|
шоколад и шоколадные конфеты |
|
|
|
|
|
карамель, драже, жевательная резинка |
|
|
|
|
|
зефир, пастила | 2 |
|
|
| 2 |
печенье, пряники, вафли |
|
|
|
|
|
пироженые, торта |
|
|
|
|
|
восточные сладости |
| 1 | 1 | 1 | 3 |
затрудняюсь ответить |
|
|
|
|
|
другое |
|
|
|
|
|
4. Какими критериями Вы руководствуетесь при покупке кондитерских изделий ? |
|
|
|
|
|
вкусовые качества | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
калорийность и полезность для здоровья |
|
|
|
|
|
внешний вид |
|
|
|
|
|
цена |
|
|
|
|
|
упаковка (внешний вид/вес) |
|
|
|
|
|
известность производителя и/или его торговой марки |
|
|
|
|
|
5.Месторасположение производителя |
|
|
|
|
|
Москва и Санкт-Петербург | 1 |
| 1 |
| 2 |
города России | 1 | 1 |
| 1 | 3 |
страны СНГ |
|
|
|
|
|
зарубежные страны |
|
|
|
|
|
другое |
|
|
|
|
|
6. Знаете ли Вы какая фабрика выпускает следующие виды мармелада: “Яблонька”, “Лимонные дольки” и “Райский сад” ? |
|
|
|
|
|
Ударница |
|
|
|
|
|
Ротфронт |
|
|
|
|
|
Краный Октябрь |
|
|
|
|
|
Большевичка |
|
|
|
|
|
Не знаю | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
другое |
|
|
|
|
|
7. Считаете ли Вы целесообразным возродить выпуск “Лимонных долек” в традиционной баночной упаковке ? |
|
|
|
|
|
Да | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Нет |
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить |
|
|
|
|
|
8.Какого веса по Вашему мнению должна быть индивидуальная фасовка мармелада в граммах ? |
|
|
|
|
|
Мармелад пластовой, формовой, слоеный |
|
|
|
|
|
До 150 | 1 |
|
|
| 1 |
До 300 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
До 500 |
|
|
|
|
|
Не нужна |
|
|
|
|
|
“Лимонные дольки” |
|
|
|
|
|
До 100 |
|
|
|
|
|
До 250 | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
До 400 |
|
|
|
|
|
Не нужна |
|
|
|
|
|
Мармелад в шоколаде “Яблонька” |
|
|
|
|
|
До 150 | 1 |
|
|
| 1 |
До 350 | 1 |
| 1 | 1 | 3 |
До 450 |
|
|
|
|
|
Не нужна |
| 1 |
|
| 1 |
Мармелад жевательный “Райский сад” |
|
|
|
|
|
До 100 | 1 |
|
|
| 1 |
До 250 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
До 400 |
|
|
|
|
|
Не нужна |
|
|
|
|
|
9. Какой вид упаковки на мармелады Вам кажется наиболее удобным ? |
|
|
|
|
|
коробка картонная |
|
|
|
|
|
коробка пластиковая | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
упаковка целлофановая |
|
|
|
|
|
другое |
|
|
|
|
|
11.Состав Вашей семьи (отметьте) |
|
|
|
|
|
живу один (одна) | 1 |
|
|
| 1 |
семья из нескольких человек | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
12.ваш пол |
|
|
|
|
|
муж | 1 |
| 1 |
| 2 |
жен | 1 | 1 |
| 1 | 1 |
13. Ваш возраст |
|
|
|
|
|
15.Укажите, если сочтете возможным, ежемесячный доход (в рублях) на одного члена Вашей семьи |
|
|
|
|
|
До 300 |
|
|
|
|
|
От 300 до 500 | 1 | 1 |
| 1 | 3 |
От 500 до 1000 |
|
| 1 |
| 1 |
От 1000 до 1500 | 1 |
|
|
| 1 |
Свыше1500 |
|
|
|
|
|
2.4. Вывод по опросу.
В ходе опроса были опрошены 5 человек всех возрастных категорий , из которых двое – студенты , двое - работающие, один – пенсионер. Всех опрошенных можно отнести к категории со средним уровнем дохода. Опрос проводился в магазинах “Универсам-Северный” и “Универсам-Западный”.
В результате опроса можно установить, что мармелад в ассортименте пользуется устойчивым спросом. При покупке данной продукции покупатели прежде всего обращают внимание на вкусовые свойства и качество продукции. Предпочтение отдается продукции отечественных производителей, но в то же время респонденты не информированы о конкретном предприятии-производителе продукции. Есть устойчивая тенденция к сохранению традиций отечественной кондитерской промышленности. 100% респондентов высказались за возрождение выпуска “Лимонных долек”.
В результате опроса можно сделать вывод, что оптимальной упаковкой является пластиковая упаковка весом 150-200 грамм.
Для успешного продвижения продукции на рынке необходима активизация рекламных мероприятий в духе сохранения традиций отечественной кондитерской промышленности.
Список литературы.
1.Ансофф И. Стратегическое управление. М.: - Экономика, 1999.
2. Бауэр Р., Коллар Э., Тан В., Управление инвестиционным проектом: опыт IBM. М.: - ИНФРА-М, 1995.
3. Д. Болт, Руководство по управлению сбытом, М.: Экономика, 2001.
4. С.Блэк, Паблик Рилейшнз: Что это такое? АСЭС-Москва, 1998.
5. Волгин В. Автомобильный дилер, М.:Ось-89, 1997.
6. Гуров В. Интернет для бизнеса. М., 1999.
7. Друкер П., Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы, М.: - Book chamber international, 1998.
8. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. М.,2001.
9. Загорская А.П., Петроченко П.Ф. Письмовник для ведения деловой корреспонденции. М., 2002.
10. Ириков В.А., Дранко О.И., Леонтьев С.В. Технологии экономического обоснования инвестиционных проектов развития фирмы. - М.: УНПК МФТИ, “Школа менеджмента”, 2000.
11. Ириков В.А., Поликарпов В.И., Ильдеменов С.В., Воробьев В.П., Леонтьев С.В. Выбор и реализация приоритетов научно-технического прогресса. Учебное пособие. Санкт-Петербург: - Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, 1994.
12. Кеворков В.В. Слоган, слоган, слоган... М.: РИП-Холдинг, 1999.
13. Кеворков В.В., Конин В.Н., Лукьянов А.В., Шалимова Т.Г., Организация маркетинговой деятельности на предприятии (в организации): практические рекомендации. Загорск, 2001.
14. Критсотакис Я.Г. Торговые ярмарки и выставки, М., 1997.
15. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: - Прогресс, 2001.
16. Логистика. Учебное пособие. Под редакцией Аникина Б.А. М.: - Инфра-М, 2000.
Информация о работе Источники получения маркетинговой информации