Инновации в сфере товарной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование проблем повышения конкурентоспособности продукции предприятия на основе его инновационной политики. Для достижения данной цели работы предусматривается решение следующих задач:
1) изучение научно-теоретических подходов, сущности, особенностей и принципов инновационной политики предприятия;

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………………………………………..
1.1. Инновационный процесс. Сущность и классификация инноваций……
1.2. Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия. Товарная политика …………………………………………………………….
1.3. Формы реализации инновационной политики предприятия …………..
1.4. Конкурентоспособность продукции. Механизм влияния инновационной политики на конкурентоспособность продукции …………………………..
ГЛАВА2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………………………………………………………….
2.1 Инновационная продукция ………………………………………………...
2.2 Выход на рынок технологий ………………………………………………..
2.3 Эффективность инновации ………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курс выбр.docx

— 49.08 Кб (Скачать)

Инновационная политика предприятия  направлена, прежде всего, на повышение  конкурентоспособности выпускаемой  продукции.

Конкурентоспособность товара – это степень реального или  потенциального (в случае стратегического  планирования или прогнозирования) удовлетворения им конкретной потребности  по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность  товара определяет его способность  выдерживать конкуренцию с аналогичными товарами-конкурентами, что выражает его конкурентные преимущества на данном рынке.

Формулу конкурентоспособности  можно представить в следующем  виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

Для определения тесноты  этого соотношения применяется  показатель эластичности качества товара при изменении его цены. Коэффициент  эластичности качества по цене (Еα) определяется по следующей формуле:

      

где %∆Кач, %∆Р – соответственно процентное изменение качества и  цены на товар; Кач0 и Р0 – соответственно качество и цена товара в базисном периоде или на базовом предприятии.

2.1 Инновационная продукция

Результаты инновационной  деятельности выражаются в виде инновационной  продукции, которая может иметь  конкретную вещественную форму или  быть в неовеществленной форме (например «ноу-хау»).

«Товарный знак и знак обслуживания — это обозначения, способные  отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг  других юридических или физических лиц». Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание  цифр, букв и т.п.

Товарный знак выполняет  следующие функции:

  • служит ориентиром при выборе товара;
  • указывает на наличие соответствующего качества товара;
  • выделяет товар из однородных товаров других производителей;
  • показывает источник происхождения товара, так как информация о                     владельцах товарных знаков внесена в реестр товарных знаков,                                    зарегистрированных в Патентном ведомстве;              
  • рекламирует товар, так как обеспечивает производителю                    известность, что стимулирует и сохраняет спрос на товары;
  • позволяет производителю или продавцу занять определенное                         положение на рынке благодаря признанию товарного знака.

Результатом инновационной  деятельности являются и ноу-хау, которые  представляют собой полностью или  частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового  характера. Использование «ноу-хау» обеспечивает определенные преимущества  лицу, их получившему.

«Ноу-хау»  могут быть незапатентованные технологические  знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований и разработок; состав и рецепты  материалов, веществ и др., а также  опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.

2.2 Выход на рынок технологий

Рассмотрим некоторые аспекты, связанные с выходом на лицензионный рынок.

Передача технологий может  происходить как в пределах одной  страны, так и на международном  уровне.

Лицензионная торговля представляет собой основную форму международной  торговли. Она охватывает сделки с  «ноу-хау», с патентами на изобретения. Возможны лицензии на передачу прав использования патентов без соответствующего «ноу-хау». Одним из факторов быстрого развития лицензионной торговли является высокая доходность лицензионных операций.

Результаты инновационной  деятельности, являющиеся объектом лицензионных сделок и нелицензионной продажи  «ноу-хау», — это специфический  товар мирового рынка.

Такой товар, как технология, нужно рассматривать с учетом:

  • потребительной стоимости;
  • труда по созданию;
  • процесса потребления технологических знаний. Технологические знания являются нематериальным продуктом, его полезность не определяется формой материального носителя (техническая документация, опыт и т.п.). Она заключается в создании условий для повышения эффективности производства, выпуска новых видов продукции и ускорения ее реализации.

           На использование технологии  влияют:

  • темпы устаревания технологии и замены ее новой, более совершенной;
  • скорость распространения данных технологий, что обусловливает исчезновение дополнительного дохода лицензиата.

На величину дополнительной прибыли лицензиата влияют:

  • производственный риск;
  • коммерческий риск;
  • конкуренция со стороны альтернативных технологий.

Производственный риск связан с  тем, что предприятие лицензиата не реализует тех показателей, которые  планируются в соответствии с  данной лицензией или «ноу-хау». Вероятность производственного  риска зависит от степени разработанности  новой технологии.

Коммерческий риск при  приобретении лицензии и «ноу-хау» возникает в силу того, что лицензиат  не всегда может реализовать произведенную  продукцию и, следовательно, не обязательно  получит расчетную сумму дополнительной прибыли.

2.3 Эффективность инноваций

Эффективность использования  инноваций

Инновационный проект отобран. Начинается следующий этап – использование  инноваций. Значимость определения  эффекта от реализации инноваций  возрастает в условиях рыночной экономики. Однако не менее важной она является и для переходной экономики.

В зависимости от учитываемых  результатов и затрат различают  следующие виды эффекта (табл. 2):

                                                                                                                             Таблица 2

Вид эффекта

Факторы, показатели

1. Экономический

Показатели учитывают  в стоимостном выражении все  виды результатов и затрат, обусловленных  реализацией инноваций

2.Научно-технический

Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность

3. Финансовый

Расчет показателей базируется на финансовых показателях

4. Ресурсный

Показатели отражают влияние  инновации на объем производства и потребления того или иного  вида ресурса

5. Социальный

Показатели учитывают  социальные результаты реализации инноваций

6.Экологический

Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учитывают влияние инноваций  на окружающую среду


 

Продолжительность принимаемого временного периода зависит от следующих  факторов, а именно:

- продолжительности инновационного  периода;

- срока службы объекта  инноваций;

- степени достоверности  исходной информации;

- требований инвесторов.

Общая экономическая  эффективность инноваций

Для оценки общей экономической  эффективности инноваций может  использоваться система показателей:

1. Интегральный эффект.

2. Индекс рентабельности.

3. Норма рентабельности.

4. Период окупаемости.

1. Интегральный эффект Эинт представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, то есть с учетом дисконтирования результатов и затрат.

,                                     

Где Тр – расчетный год; Рt – результат в t-й год; Зt – инновационные затраты в t-й год; at – коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель).

Интегральный эффект имеет  также другие названия, а именно: чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная  стоимость, чистый приведенный эффект.

2. Индекс рентабельности инноваций Jr.

Индекс рентабельности представляет собой соотношение приведенных  доходов к приведенным на эту  же дату инновационным расходам.

Расчет индекса рентабельности ведется по формуле:

,                                           

Где JR – индекс рентабельности; Дj – доход в периоде j; Kt – размер инвестиций в инновации в периоде t.

Приведенная формула отражает в числителе величину доходов, приведенных  к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе - величину инвестиций в инновации, продисконтированных  к моменту начала процесса инвестирования.

Или иначе можно сказать  – здесь сравниваются две части  потока платежей: доходная и инвестиционная.

Индекс рентабельности тесно  связан с интегральным эффектом, если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабельности J> 1, и наоборот. При J> 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае J< 1 – не эффективен.

3. Норма рентабельности Ер представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени.

, и 

Данный показатель иначе  характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой  будущая стоимость денежного  потока от инноваций приводится к  настоящей стоимости инвестиционных средств.

Формула периода окупаемости

,                                               

Где К – первоначальные инвестиции в инновации; Д – ежегодные  денежные доходы.

Заключение

По результатам проведенной  работы, а именно: изучения научно-теоретических  подходов, сущности, особенностей и  принципов инновационной политики предприятия; исследования механизма  влияния инновационной политики на конкурентоспособность продукции; изучения целей и способов проведения инновационной политики; оценки эффективности  инновационной политики и конкурентоспособности  продукции– можно сделать следующие  обобщения и выводы:

1) Следствием научно-технического  прогресса, темпы которого всё  более ускоряются, является инновационный  процесс, имеющий широкие последствия  для национальной экономики и  ее места в мировом хозяйстве;

2) Поддержание конкурентоспособности  национальной экономики в настоящее  время возможно лишь при наличии  эффективного инновационного механизма,  соединяющего научную идею, прикладную  разработку на ее основе и  внедрение результата в массовое  производство;

3) Предприятие является  базовым звеном национальной  экономики, поэтому создание механизма  внедрения, поддержки и управления  инновациями, т.е. проведение инновационной  политики, является решающим фактором  повышения эффективности всего  народнохозяйственного комплекса;

4) Целью инновационной  политики является создание условий  для обеспечения эффективной  деятельности предприятия на  основе повышения его конкурентоспособности  и конкурентоспособности продукции; 

5) Инновационная политика  предприятия представляет собой  комплексное сочетание производственной, инвестиционной, маркетинговой, внешнеэкономической  и кадровой политик; её эффективность  зависит от  координации данных  составляющих, также от наличия  отлаженной системы финансирования, кредитования, налогообложения, функционирующих  применительно к инновационной  сфере научных разработок;

6) Конкурентные преимущества  продукции предприятия достигается  за счёт производства, прежде  всего нового, востребованного рынком  товара или на основе сочетания  эффективного использования всех  ресурсов предприятия и снижения  издержек производства с обеспечением  относительно низких цен и  высокого качества товара, что  в обоих случаях в значительной  степени зависит от инновационной  политики, проводимой предприятием.

Информация о работе Инновации в сфере товарной политики