Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:22, курсовая работа
Цель работы – исследование проблем повышения конкурентоспособности продукции предприятия на основе его инновационной политики. Для достижения данной цели работы предусматривается решение следующих задач:
1) изучение научно-теоретических подходов, сущности, особенностей и принципов инновационной политики предприятия;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………………………………………..
1.1. Инновационный процесс. Сущность и классификация инноваций……
1.2. Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия. Товарная политика …………………………………………………………….
1.3. Формы реализации инновационной политики предприятия …………..
1.4. Конкурентоспособность продукции. Механизм влияния инновационной политики на конкурентоспособность продукции …………………………..
ГЛАВА2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………………………………………………………….
2.1 Инновационная продукция ………………………………………………...
2.2 Выход на рынок технологий ………………………………………………..
2.3 Эффективность инновации ………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновационная политика предприятия
направлена, прежде всего, на повышение
конкурентоспособности
Конкурентоспособность товара
– это степень реального или
потенциального (в случае стратегического
планирования или прогнозирования)
удовлетворения им конкретной потребности
по сравнению с аналогичными товарами,
представленными на данном рынке. Конкурентоспособность
товара определяет его способность
выдерживать конкуренцию с
Формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.
Для определения тесноты этого соотношения применяется показатель эластичности качества товара при изменении его цены. Коэффициент эластичности качества по цене (Еα) определяется по следующей формуле:
где %∆Кач, %∆Р – соответственно процентное изменение качества и цены на товар; Кач0 и Р0 – соответственно качество и цена товара в базисном периоде или на базовом предприятии.
2.1 Инновационная продукция
Результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в неовеществленной форме (например «ноу-хау»).
«Товарный знак и знак обслуживания
— это обозначения, способные
отличать соответственно товары и услуги
одних юридических или
Товарный знак выполняет следующие функции:
Результатом инновационной деятельности являются и ноу-хау, которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового характера. Использование «ноу-хау» обеспечивает определенные преимущества лицу, их получившему.
«Ноу-хау» могут быть
незапатентованные
2.2 Выход на рынок технологий
Рассмотрим некоторые аспекты, связанные с выходом на лицензионный рынок.
Передача технологий может происходить как в пределах одной страны, так и на международном уровне.
Лицензионная торговля представляет собой основную форму международной торговли. Она охватывает сделки с «ноу-хау», с патентами на изобретения. Возможны лицензии на передачу прав использования патентов без соответствующего «ноу-хау». Одним из факторов быстрого развития лицензионной торговли является высокая доходность лицензионных операций.
Результаты инновационной деятельности, являющиеся объектом лицензионных сделок и нелицензионной продажи «ноу-хау», — это специфический товар мирового рынка.
Такой товар, как технология, нужно рассматривать с учетом:
На использование технологии влияют:
На величину дополнительной прибыли лицензиата влияют:
Производственный риск связан с тем, что предприятие лицензиата не реализует тех показателей, которые планируются в соответствии с данной лицензией или «ноу-хау». Вероятность производственного риска зависит от степени разработанности новой технологии.
Коммерческий риск при
приобретении лицензии и «ноу-хау»
возникает в силу того, что лицензиат
не всегда может реализовать
2.3 Эффективность инноваций
Эффективность использования инноваций
Инновационный проект отобран. Начинается следующий этап – использование инноваций. Значимость определения эффекта от реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики. Однако не менее важной она является и для переходной экономики.
В зависимости от учитываемых результатов и затрат различают следующие виды эффекта (табл. 2):
Вид эффекта |
Факторы, показатели |
1. Экономический |
Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций |
2.Научно-технический |
Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность |
3. Финансовый |
Расчет показателей базируется на финансовых показателях |
4. Ресурсный |
Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса |
5. Социальный |
Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций |
6.Экологический |
Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду |
Продолжительность принимаемого временного периода зависит от следующих факторов, а именно:
- продолжительности
- срока службы объекта инноваций;
- степени достоверности исходной информации;
- требований инвесторов.
Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использоваться система показателей:
1. Интегральный эффект.
2. Индекс рентабельности.
3. Норма рентабельности.
4. Период окупаемости.
1. Интегральный эффект Эинт представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, то есть с учетом дисконтирования результатов и затрат.
,
Где Тр – расчетный год; Рt – результат в t-й год; Зt – инновационные затраты в t-й год; at – коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель).
Интегральный эффект имеет также другие названия, а именно: чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная стоимость, чистый приведенный эффект.
2. Индекс рентабельности инноваций Jr.
Индекс рентабельности представляет собой соотношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам.
Расчет индекса рентабельности ведется по формуле:
,
Где JR – индекс рентабельности; Дj – доход в периоде j; Kt – размер инвестиций в инновации в периоде t.
Приведенная формула отражает в числителе величину доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе - величину инвестиций в инновации, продисконтированных к моменту начала процесса инвестирования.
Или иначе можно сказать – здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.
Индекс рентабельности тесно связан с интегральным эффектом, если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабельности JR > 1, и наоборот. При JR > 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае JR < 1 – не эффективен.
3. Норма рентабельности Ер представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени.
, и
Данный показатель иначе
характеризует уровень
Формула периода окупаемости
,
Где К – первоначальные инвестиции в инновации; Д – ежегодные денежные доходы.
Заключение
По результатам проведенной
работы, а именно: изучения научно-теоретических
подходов, сущности, особенностей и
принципов инновационной
1) Следствием научно-
2) Поддержание
3) Предприятие является
базовым звеном национальной
экономики, поэтому создание
4) Целью инновационной
политики является создание
5) Инновационная политика
предприятия представляет
6) Конкурентные преимущества
продукции предприятия