Инновации в сфере товарной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование проблем повышения конкурентоспособности продукции предприятия на основе его инновационной политики. Для достижения данной цели работы предусматривается решение следующих задач:
1) изучение научно-теоретических подходов, сущности, особенностей и принципов инновационной политики предприятия;

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………………………………………..
1.1. Инновационный процесс. Сущность и классификация инноваций……
1.2. Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия. Товарная политика …………………………………………………………….
1.3. Формы реализации инновационной политики предприятия …………..
1.4. Конкурентоспособность продукции. Механизм влияния инновационной политики на конкурентоспособность продукции …………………………..
ГЛАВА2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………………………………………………………….
2.1 Инновационная продукция ………………………………………………...
2.2 Выход на рынок технологий ………………………………………………..
2.3 Эффективность инновации ………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курс выбр.docx

— 49.08 Кб (Скачать)

Введение

         Актуальность темы работы и её значимость связаны с необходимостью проведения эффективной инновационной политики на российских предприятиях с целью достижения более высоких результатов хозяйствования, в частности повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.

Объектом данной работы является инновационная политика предприятия, предметом – влияние инновационной политики на конкурентоспособность производимой предприятием продукции.

Цель работы – исследование проблем повышения конкурентоспособности продукции предприятия на основе его инновационной политики. Для достижения данной цели работы предусматривается решение следующих задач:

1) изучение научно-теоретических  подходов, сущности, особенностей и  принципов инновационной политики  предприятия;

2) исследование механизма  влияния инновационной политики  на  конкурентоспособность продукции;

3) определение путей повышения  эффективности инновационной политики  и конкурентоспособности продукции.

1.1 Инновационный процесс. Сущность и классификация инноваций

Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на получение новых знаний и продуктов, результатом которой является коммерческая реализация новых технических средств, технологий, новой продукции, материалов, новых методов организации и  управления производством и др., дающая экономический (доход, прибыль), социальный, экологический либо иной эффект .

В настоящее время эффективность  инновационной деятельности предприятия  определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих  применительно к инновационной  сфере научных разработок. Следует  различать понятия «новшество»  и «инновация». Новшество – оформленный  результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных  работ в какой-либо сфере деятельности с целью повышения её эффективности.

Инновации – это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке с целью получения определённого положительного эффекта. Всё многообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

Инновации, с одной стороны, являются средством реализации стратегических альтернатив развития предприятия, а с другой – средством повышения  конкурентоспособности продукции  и экономических показателей  предприятия.

Структуру инновационного цикла  можно представить в виде:

ФИ – ПИ – М –  Рт – Пр – ОС – ПП – Р (1)

где ФИ – фундаментальные  исследования; ПИ – прикладные исследования; М – маркетинговые исследования; Рт – разработки (технические, технологические); Пр – проектирование; ОС – освоение; ПП – промышленное производство; Р  – реализация.

1.2 Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия

Инновационная стратегия  – это система целей долговременного  развития предприятия и мер по их достижению на основе инноваций. Она  может быть агрессивной и оборонительной. Под агрессивностью понимается степень  перемен, обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота  сменяемости. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций  по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности  продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия.

Также различают новаторскую, имитационную и венчурную стратегии. Новаторская стратегия направлена на обеспечение высокой конкурентоспособности  продукции путём самостоятельной  разработки и внедрения инноваций  большой степени радикальности  с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла  инновации.

Имитационная стратегия  направлена на использование продуктовых, технологических и других инноваций  с незначительным их усовершенствованием. Она предусматривает разработку с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла  инновации, за исключением этапов НИОКР, конструкторской и технологической  подготовки (начинается с разработки проекта и строительства). При  данном виде стратегии значительно  снижаются технологический, коммерческий, инновационный и финансовый риски, что обусловливает широкое её использование в мировой практике.

Венчурная стратегия предполагает использование предприятием инновационных  разработок венчурных предприятий. Венчурные предприятия занимаются разработкой инноваций в быстро развивающихся отраслях промышленности, охватывая стадию разработки (НИОКР, подготовка конструкторской, технологической  и проектной документации) и фазу внедрения (классический венчур).

Инновационная стратегия  предприятия реализуется инновационной  политикой. Инновационная политика предприятия представляет собой определение целей инновационной стратегии и создание механизма поддержки приоритетных программ и проектов предприятия.

Целью инновационной политики является создание условий для обеспечения  эффективной деятельности предприятия  на основе повышения его конкурентоспособности  и конкурентоспособности продукции.

Для обеспечения высокой  эффективности инновационной политики при её проведении должны соблюдаться  следующие принципы:

– целенаправленность, т. е. ориентация на достижение стратегических и тактических целей предприятия;

– приоритетность – выбор  важнейших направлений деятельности в настоящее время с учётом возможностей предприятия;

– альтернативность проектных  решений – разработка различных  вариантов и выбор наилучшего из них;

– комплексность – охват  инновациями смежных сфер деятельности;

– обоснованность – обоснование  научно-технического, социального, экологического, экономического эффектов с учётом факторов внешней среды;

– адаптивность – корректировка  плана проведения инновационной  политики и отдельных проектов в  связи с изменением факторов внешней  среды.

Инновационная политика формируется  и корректируется под влиянием различных  факторов внешней и внутренней среды  предприятия.

Внешняя среда – это  совокупность хозяйствующих субъектов  и движущих сил, оказывающих влияние  посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого и косвенного влияния.

Факторы прямого влияния  включают законы, учреждения государственного регулирования, поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, торговых, транспортных посредников. К факторам косвенного влияния относятся состояние  национальной экономики страны, НТП, политические, демографические, социальные факторы.

Внутренняя среда –  это совокупность субъектов и  движущих сил предприятия, позволяющих  установить успешные взаимоотношения  с поставщиками ресурсов и потребителями  продукции. К факторам внутренней среды, оказывающим влияние на проведение инновационной политики, относятся:

– материало-, энерго- и фондоёмкость производства;

– технический уровень, наукоёмкость производства, состояние научно-технического потенциала;

– степень износа основных фондов и т. д.

Содержание и сущность товарной политики

Товарная политика представляет собой заранее сформулированный курс действий предприятия, производящего (или продвигающего на рынок) определенного  вида товары, основанный как на долговременной (3—5 лет) стратегии развития этого  предприятия, так и на текущих  возможностях, возникающих для него на рынке. Товарная политика, с одной  стороны, характеризуется некоей стабильностью (неизменностью), а с другой —  в частных вопросах может изменяться с выгодой для предприятия  и в рамках существующей стратегии.

Структура товарной политики

Основное назначение и  задачи товарной политики заключается  в обеспечении преемственности  мер и решений по следующим  аспектам производственной и сбытовой деятельности предприятия:

1) поиск приемлемых товарных  ниш для выпускаемых товаров,  осуществляемый посредством организации  поисковых маркетинговых исследований;

2) обеспечение предпродажного  обслуживания покупателей (клиентов);

3) формирование товарного  ассортимента и его оперативная  корректировка;

4) обеспечение конкурентоспособности  выпускаемых (продвигаемых на  рынок) товаров;

5) совершенствование (развитие) упаковки и маркировки товара;

6) обеспечение послепродажного  сервиса.

Виды и разновидности  товарной политики

Товарная  политика предполагает определенный курс действий предпринимателя и использование  таких принципов, благодаря которым  обеспечивается эффективное, с коммерческой точки зрения, формирование ассортимента товара. В связи с этим выделяют три вида товарной политики, называемые иногда еще разновидностями диверсификации;

концентрическая , когда ведется поиск новых  товаров, которые в технологическом  или рыночном отношениях были бы подобны  уже имеющимся товарам предприятия  и привлекали бы новых покупателей;

горизонтальная , когда новый товар является продолжением выпускаемого и рассчитан на сформировавшийся круг покупателей, а производство его  ведется без каких-либо изменений  применяемой технологии;

конгломератная , когда на рынок выводится новый  товар, никак не связанный с товарами, ранее выпускавшимися на предприятии, что требует применения новых  технологий и освоения новых рынков.

Роль  и предназначение товарной политики

Отсутствие  товарной политики, как и ее усеченный  вариант, обычно ведут к утрате контроля над конкурентоспособностью, нарушениям в структуре того же ассортимента из-за факторов внешней среды, возникающих  неожиданно. Все это вызывает перебои  в производстве, снижение уровня эффективности  и результативности деятельности предприятия.

1.3 Формы реализации инновационной политики предприятия

Инновационная политика на предприятии реализуется, прежде всего, путём разработки и реализации инновационных  проектов и программ, создания эффективного механизма управления ими.

Общая концепция формирования проекта включает следующие стадии:

1. Формулирование проблемы  и целей проекта;

2. Анализ имеющихся альтернативных  решений данной проблемы и  тенденций развития основных  технико-экономических показателей;

3. Оценка имеющихся ресурсов: финансовых, кадровых, материально-технических;

4. Оценка вероятности  технического и коммерческого  рисков;

5. Выбор наилучшего варианта  решения проблемы;

6. Оформление проекта  и его реализация.

Экономический эффект от осуществления  инновационного проекта можно определить через показатель прибыльности (П) по формуле:

                              

где p1 – вероятность достижения успешного научного результата; p2 – вероятность достижения коммерческого успеха; ОП – годовой объём продаж, ед.; Ц – цена единицы продукции; Т – период устойчивого сбыта, лет; С1 –стоимость исследований и разработок; С2 – издержки производственно-технического освоения; С3 – издержки на продвижение нового товара на рынок.

В инновационном процессе большое значение приобретает инфраструктура. Инновационная инфраструктура –  это комплекс организаций и учреждений различных форм собственности, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности. На крупных предприятиях существуют подразделения, занимающиеся инновационными разработками. Мелкие предприятия могут создавать совместные исследовательские центры на основе долевой собственности, венчурные компании.

Эффективность инновационной  политики напрямую зависит от инвестиций, осуществляемых в различные направления  деятельности предприятия.

Различают коммерческую, бюджетную  и экономическую эффективность  инвестиционных проектов.

Коммерческая эффективность  определяется соотношением затрат и  результатов, обеспечивающих требуемую  норму доходности.

Показатели бюджетной  эффективности отражают влияние  реализации проекта на доходы и расходы  республиканского и местного бюджетов. Бюджетный эффект используется для  обоснования заложенных в проекте  мер государственной поддержки.

Экономическая эффективность  отражает воздействие процесса реализации инвестиционного проекта на внешнюю  для проекта среду и учитывает  соотношение результатов и затрат по инвестиционному проекту, которые  прямо не связаны с финансовыми  интересами участников проекта и  не могут быть количественно оценены.

1.4 Конкурентоспособность продукции. Механизм влияния инновационной политики на конкурентоспособность

Информация о работе Инновации в сфере товарной политики