Информация как экономический ресур

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 06:40, реферат

Описание работы

В повседневной жизни мы, как правило, оцениваем полученные сведения со
смысловой стороны: новые сведения воспринимаем не как определенное
количество информации, а как новое содержание. Можно ли вычислить смысл
информации, подсчитать его в сообщении? Да, это пробует делать
семантическая теория информации. Вот еще один пример и еще одно
направление (прагматическое - деловое) в этой науке.

Содержание

Ценность информации...………………………………………………………..3
Развитие и сущность информационного бизнеса …...…………………….…4
Информация как экономический ресурс ……………………………………..9
Заключение …………………………………………………………………….10
Список литературы ……………………………………………………………12

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

Содержание 

 Ценность  информации...………………………………………………………..3 

 Развитие  и сущность информационного бизнеса  …...…………………….…4 

 Информация  как экономический ресурс ……………………………………..9 

 Заключение  …………………………………………………………………….10 

 Список литературы  ……………………………………………………………12 
 
 

 Ценность  информации. 

 Мы уже  знаем, что количественный метод  - одно из направлений в теории

 информации - наиболее распространенный и  наиболее разработанный. 

 Существуют  и другие методы. Они, в противоположность  количественному, 

 стараются ухватить смысл информации, ее ценность, ее качество.  

 Количество  информации в двух сообщениях  может быть совершенно

 одинаковым, а смысл совершенно разным. Два  слова, например «Мир» и

 «Рим», содержат  одинаковое количество информации, состоят из одних и тех

 же букв, но  смысл слов различен.  

 В повседневной  жизни мы, как правило, оцениваем  полученные сведения со

 смысловой  стороны: новые сведения воспринимаем  не как определенное

 количество  информации, а как новое содержание. Можно ли вычислить смысл

 информации, подсчитать его в сообщении? Да, это пробует делать

 семантическая  теория информации. Вот еще один  пример и еще одно

 направление  (прагматическое - деловое) в этой  науке.  

 Пассажиры  едут в автобусе. Водитель объявляет  остановку. Кое-кто

 выходит, остальные не обращают внимания на слова водителя - переданную

 им информацию. Почему? Потому что информация  здесь имеет разную ценность

 для получателей,  в роли которых в этом примере  выступают пассажиры.

 Вышел тот,  для кого информация была ценна.  Значит, ценность можно

 определить  как свойство информации, влияющей  на поведение ее

 получателя.  

 Развитие  и сущность информационного бизнеса. 

 Информационный  бизнес в западных странах  зародился в 60-х годах,

 формировался  как самостоятельная отрасль  в 70-е годы, а в 80-е годы

 превратился  в крупнейший многоотраслевой  комплекс со своей

 инфраструктурой.  Громадные масштабы этого нового  “монстра” современной

 западной  экономики подтверждают следующие  цифры. Мировое потребление

 информационных  технологий в 1990 г. Достигло 2 триллионов долл.

(удвоение оборотов  произошло всего за 4 года с  1986 г.). Информационное

 производство  в США и Японии по уровню  занятости превзошло сферу

 материального  производства. Причем в США в  этой сфере к началу 80-х

 годов было  занято уже около 60% всех работающих.9 

 Опыт многих  развивающихся стран показывает, что приоритетное развитие

 информационного  производства в силу стратегического  характера

 информационных  ресурсов в развитии современного  общества позволило

 многим государствам преодолеть огромный разрыв в уровне экономического и

 социального  развития по сравнению с развитыми  странами. 

 Ведущей тенденцией  развития сегодня информационного  бизнеса является его

 глобализация. Чисто теоретически любой человек  является возможным

 потребителем  информации. Поэтому возможности  рынка являются

 беспредельными, хотя и существует довольно  жесткая конкуренция между

 основными  производителями. К традиционно  сильным производителям, таким

 как США,  Япония, Франция, Великобритания  и Германия в последние годы

 добавились  фирмы Австралии, Южной Кореи,  Тайваня, Сингапура и др. В то

 же время  происходит консолидация всех  сил и ресурсов в информационном

 бизнесе. 

 Западноевропейские  страны выработали международный  механизм

 сотрудничества, направленный на создание благоприятной среды,

 способствующей  быстрому внедрению и распространению  технологических

 решений (на  базе объединения научного потенциала  всей Европы), с целью

 быстрого  и эффективного реагирования  на изменение ситуации на мировом

 рынке информационных технологий с позиции “единой Европы”. Причиной

 таких действий  является то, что, как показывает  практика, проведение

 параллельных  разрозненных исследований не  приводит к желаемому

 экономическому  эффекту, а лишь создает ненужное  дублирование. В Западной

 Европе принята  и сегодня существенно известная  программа “Эврика”,

 которая объединила 19 стран, включая 12 государств - членов  ЕЭС и

 Комиссию  европейских сообществ. Это является  ярким примером интеграции

 большого  количества конкурирующих между собой стран (и соответственно

 фирм) в области  информационного бизнеса.9 

 Интеграция  основных производителей информационных  технологий привела к

 конвергенции  в самой структуре информационной  отрасли производства.

 Одним из  результатов конвергенции является быстро развивающаяся

 тенденция  среди действующих в области  информационного бизнеса компаний  к

 объединению  с другими компаниями либо  посредством прямого приобретения,

 либо на  основе более низких форм кооперативной  собственности. 

 Еще одной  особенностью развития сегодня информационного бизнеса является

 то, что наряду  с расширением рынка информационных  продуктов и услуг

 происходит  ликвидация промежуточных звеньев  в области взаимоотношений

 поставщиков  и покупателей информации. А с  другой стороны, в последнее

 время наметилась  тенденция к сокращению числа  занятых во всей сфере

 услуг, в  том числе, и в сфере информационного  бизнеса. 

 Информатизация  экономики - превращение информации  в экономический ресурс

 первостепенного  значения. Происходит это на базе компьютеризации и

 телекоммуникаций, обеспечивающих принципиально новые  возможности

 экономического  развития, многократного роста производительности  труда,

 решения социальных  и экономических проблем, становления  нового типа

 экономических  отношений. 

 Информационные  ресурсы, взаимодействуя с техническими  средствами

 обработки  и передачи информации, породили  новую отрасль экономики -

 индустрию  информатики и оказывают революционизирующее  воздействие на

 традиционные  отрасли производства - промышленность, транспорт, связь,

 торговлю, финансово-кредитную  систему. 

 Вступление  в постиндустриальную, информационную  цивилизацию прежде всего

 подтверждается  макроэкономическими показателями  промышленно развитых

 стран - увеличилась  доля информационного сектора в валовом национальном

 продукте, повысилась  доля работников, занятых обработкой  и передачей

 информации  в общей численности занятых.  Так, в 1958 г., когда впервые

 был поставлен  вопрос о количественной оценке  вклада информационного

 производства  в национальное богатство и выделены тридцать отраслей,

 производящих  знания, объем информационного сектора  в экономике США был

 оценен в  28,6%. Согласно современным оценкам  этот показатель составляет

 уже 50%.10 

 Отрасль информационных  услуг (информационный бизнес) занимает заметное

 место в  структуре экономики промышленно  развитых стран. К числу

 предприятий,  специализирующихся на обработке  информации, относятся

 различные  исследовательские центры, институты  научно-технической

 информации, консультативные фирмы, агентства, вычислительные центры и

 т.д. Производство  на предприятиях информационного  комплекса имеет ряд

 особенностей. В частности, предметами труда  в этой отрасли выступает

 первичная  информация, средствами труда - всевозможные  способы ее

 преобразования, хранения, передачи, а целью производства является

 удовлетворение  заказчика. В связи с этим  возникают проблемы оценки

 труда, готового  продукта и эффективности информационной  деятельности (в

 настоящее  время еще не вполне решенные). 

 Первоначально  информационно-вычислительные услуги предоставляли на

 коммерческой  основе предприятия, располагавшие  большими вычислительными

 мощностями  для собственных нужд - авиационные,  электротехнические фирмы.

 В дальнейшем, с распространением персональных  компьютеров, этот сегмент

 информационного  бизнеса потерял былое значение. Другой важный вид этого

 бизнеса - развитие специализированных коммерческих  банков данных,

 услугами  которых могут пользоваться различные отрасли, а также

 предприниматели.  В начале 90-х годов в США  насчитывалось 3457 баз

 данных, общий  объем оказанных на их основе  услуг оценивался в 7,5 млрд.

 долл. Производство  средств программного обеспечения  - третий сегмент

 отрасли информационного  бизнеса, значение которого растет постоянно. В

80-е годы в  США наблюдался 23% ежегодный прирост  в этом секторе. Если

10-15 лет назад  из 10 долл., вложенных в переработку  информации, лишь

 один затрачивался  на программное обеспечение и  услуги, то в настоящее

 время эти  затраты составляют половину  всех расходов на обработку

 информации, а в 90-е годы, по прогнозам,  этот показатель достигнет

80%.10 

 В информационном  обществе повышается значение  информации как товара. Это

 является  следствием общего роста информационных потребностей и

 выражением  развития отрасли информационных  услуг. Свидетельство тому -

 увеличение  вклада информационного сектора  в создание национального

 богатства. 

Информация о работе Информация как экономический ресур