Информационные процессы в маркетинге и объективная необходимость их автоматизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:54, лекция

Описание работы

Стремительное развитие товарных и финансовых рынков в России послужило мощным толчком к интенсивному нарастанию процессов информатизации всех сфер жизни общества. Соответственно растет потребность в разработках автоматизированных систем как научно-технического, так и экономического характера.

Содержание

1.1. Объективная необходимость автоматизации информационных процессов в управлении экономикой и маркетингом.
1.2. Автоматизированные информационные системы и технологии в маркетинге
1.3. Классификация автоматизированных, информационных технологий
1.4. Автоматизированные рабочие места (АРМ) - средства автоматизации работы конечного пользователя
1.5. Задачи автоматизированной информационной технологии маркетинга

Работа содержит 1 файл

ЛЕКЦИЯ_1.1.doc

— 770.50 Кб (Скачать)


ЛЕКЦИЯ №1    

Информационные процессы в маркетинге

и объективная необходимость их автоматизации

Вопросы лекции:

1.1. Объективная необходимость автоматизации информационных процессов в управлении экономикой и маркетингом. 

1.2. Автоматизированные   информационные системы   и технологии в маркетинге 

1.3. Классификация   автоматизированных,   информационных технологий

1.4. Автоматизированные рабочие места   (АРМ) - средства автоматизации   работы конечного пользователя  

   1.5. Задачи автоматизированной   информационной технологии маркетинга  

 

Литература

1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник /Под ред. проф. Г.А. Титоренко. — М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1998.

2. Быкова Е.В., Стоянова Е. С. Финансовое искусство коммерции. — М.: Перспектива, 1995.

3. Введение в информационный бизнес /Под ред. В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова. — М.: Финансы и статистика, 1996.

4. Горчаков А.А., Орлова И.В. Компьютерные экономико-математические модели. - М.: ЮНИТИ, 1995. - С. 134.

5. Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг. — М.: Высшая школа: ИНФРА-М, 1996. - С. 255.

6. Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках. — М.: ЮНИТИ, 1997.

7. Информационные системы в экономике: Учебник /Под ред. В.В. Дика. — М.: Финансы и статистика, 1996.

8. Ковальков Ю.А., Дмитриев О.Н. Эффективные технологии в маркетинге. — М.: Машиностроение, 1994.

9. Компьютерные информационные системы управленческой деятельности: Учебн. пособие /Под ред. проф. Титоренко Г.А.; ВЗФЭИ. — М.: Экономическое образование, 1993.

10. Компьютерные технологии обработки информации /Под ред. СВ. Назарова. — М.: Финансы и статистика, 1995. 

 

                               

        1.1. Объективная необходимость автоматизации информационных процессов в управлении экономикой и маркетингом. 

Стремительное развитие товарных и финансовых рынков в   России послужило мощным толчком к интенсивному нарастанию   процессов информатизации всех сфер жизни общества.   Соответственно растет потребность в разработках автоматизированных   систем как научно-технического, так и экономического   характера. Количественное накопление подобных разработок   сопровождается качественным оформлением и дифференциацией   рынка информационно-технической продукции. Наиболее   очевидной предпосылкой такого развития процессов информатизации   является переход от использования электронно-вычислительных машин морально устаревших серий к персональным   компьютерам и сетям. Тем самым информационные и   коммуникационные технологии вышли на качественно новый   уровень, позволяющий без значительных капитальных затрат   решать сложные экономические и прочие задачи не только в   государственном масштабе, но и на уровне предприятий, организаций,   фирм.

В настоящее время информация пронизывает все   сферы деятельности субъектов экономики и производства, поставляет   менеджменту всех уровней безотказный механизм   управления при условии правильной постановки задач и обоснованного   выбора методов и программно-технических средств   для их решения. В условиях рыночных отношений это в полной   мере относится и к управлению маркетингом, где анализ, планирование,   реализация и контроль за проведением комплексов   мероприятий с целью достижения выгодных обменов с потребителями   продукции и услуг, получения прибыли от них, роста   объема сбыта, увеличения доли рынка основываются на качественном   информационном обслуживании всех этапов маркетинговой   деятельности.   Третьей причиной бурного развития рынка информационных   и коммуникационных технологий является повышение требований   к содержанию и формам представления данных. Прежде   всего это касается данных экономического характера.   

Во-первых, в результате законотворческой и регулирующей деятельности   государства ужесточились требования к достоверности,   своевременности и законности отчетно-статистической информации,   вырабатываемой на уровне микроэкономического   объекта.   

Во-вторых, информационное сопровождение производства   и бизнеса является необходимым условием полноты и   своевременности сбора налогов, что на сегодняшний день все в   большей степени становится основным условием развития, процветания   и самого существования государства, которое превращается   в главного потребителя информации.   

В-третьих, для современных   микроэкономических структур обладание информацией   в связи с развитием рыночных процессов еще важнее, поскольку   неопределенность в окружающей среде стократно возросла,   что само по себе приводит зачастую к срывам в «жизнедеятельности» предприятий, организаций, фирм.  

Таким образом, актуальность вопросов информатизации всех   сфер производственно-экономической деятельности не вызывает   сомнений. Потребность в разработке и применении эффективных   и адекватных реальной действительности компьютерных   программ и технологий возрастает.

На сегодняшний   день компьютеризация, использование новых информационных   технологий оказываются незаменимыми, поскольку дают возможность   оптимизировать и рационализировать управленческую   функцию в маркетинге за счет применения новых средств сбора,   передачи и преобразования информации, увеличения ее аналитических   и прогнозных возможностей, что необходимо для   оперативного принятия решений.  

Сегодня руководители   и исполнители маркетинговых служб на своих рабочих   местах могут практически мгновенно получить исчерпывающую   информацию о производимых товарах и услугах, ценах на них,   спросе на товары и т.п. для анализа конкретной производственной   или рыночной ситуации. Такие преобразования в организации   управленческого труда стали возможны благодаря существенным   качественным изменениям в его технологии.

Поэтому   возникает необходимость в систематизации знаний, касающихся   данной научно-практической области, а также в развитии методического   аспекта процесса создания и практики использования   новых информационных технологий в маркетинговой деятельности.    

 

1.2. Автоматизированные   информационные системы   и технологии в маркетинге 

Производственные и хозяйственные предприятия, организации,   фирмы, корпорации, банки представляют собой сложные   системы.

Под системой понимается совокупность связанных   между собой и с внешней средой элементов, функционирование   которых направлено на реализацию конкретной цели или полезного   результата.

В соответствии с этим определением практически   каждый экономический объект или его часть можно   рассматривать как систему, стремящуюся в своем функционировании   к достижению поставленной цели.  

В условиях функционирования рынка покупателей маркетинг   организации может рассматриваться как сложная система,   реализующая комплекс мероприятий по удовлетворению спроса   потребителей на продукцию и услуги посредством обмена.  

Для системы характерны следующие основные свойства: 

       сложность; 

       делимость;  

       целостность;   многообразие элементов и различия их природы;

       структурированность.  

Сложность системы зависит от множества входящих в нее   элементов, их структурного взаимодействия, а также от сложности   внутренних и внешних связей и динамичности.

Делимость системы означает, что она состоит из ряда подсистем,   выделенных по определенному признаку, отвечающему   конкретным целям и задачам.

Целостность системы означает, что функционирование множества   клиентов системы подчинено единой цели, чем достигается   желаемая и определяемая в процессе моделирования результативность   деятельности конкретного экономического объекта.  

Многообразие элементов системы и различия их природы связаны   с функциональной специфичностью и автономностью   элементов.

Структурированность системы определяет наличие установленных   связей и отношений между элементами внутри системы,   распределение элементов по горизонтали и уровням иерархии.  

Экономическая информационная система (ЭИС) — совокупность   внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной   связи экономического объекта, методов, средств,   специалистов, участвующих в процессе обработки информации и   выработке управленческих решений. 

Для выработки в сложных экономических системах эффективных   управляющих воздействий необходимо, наряду с созданием   соответствующих алгоритмов управления, переработать   значительные объемы разнообразной информации. Именно   этим вызвана необходимость разработки автоматизированных   информационных систем (АИС) управления в экономике. 

С помощью АИС обеспечивается многовариантность расчетов,   принимаются рациональные управленческие решения, в   том числе в режиме реального времени, организуются комплексный   учет и экономический анализ, достигаются достоверность   и оперативность получаемой и используемой в управлении   информации и т.д. Использование в управлении компьютерной техники   становится неотъемлемым элементом организационных структур   экономических объектов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С позиции технологии и выполняемых функций АИС может   состоять из нескольких элементов (рис. 1.1).  

С точки зрения технологии выделяются аппарат управления,   технико-экономическая информация, методы и средства ее технологической   обработки. Оставшиеся элементы образуют автоматизированную   информационную технологию обработки данных   (АИТ).  

Автоматизированная информационная технология (АИТ) —   системно организованная для решения задач управления совокупность   методов и средств реализации операций сбора, регистрации,   передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации   на базе применения развитого программного обеспечения,   используемых средств вычислительной техники и связи,   а также способов, с помощью которых информация предлагается   пользователям.  

АИТ определяют ее структуру, которая включает   следующие процедуры: сбор и регистрацию данных; подготовку   информационных массивов; обработку, накопление и хранение   данных; формирование результатной информации; передачу   данных от источников возникновения к месту обработки, а результатов   расчетов — к потребителям информации для принятия   управленческих решений.  

Сбор и регистрация информации происходят по-разному в   различных экономических объектах. Наиболее сложна эта процедура   в автоматизированных управленческих процессах промышленных   предприятий, фирм и т.п., где производятся сбор и   регистрация первичной учетной информации, отражающей производственно-   хозяйственную деятельность объекта. Не менее   сложна эта процедура и в финансовых органах, где происходит   оформление движения денежных ресурсов.  

Передача информации осуществляется различными способами:   с помощью курьера, пересылки по почте, доставки транспортными   средствами, дистанционной передачи по каналам   связи, с использованием других средств коммуникаций.

Машинное кодирование — процедура машинного представления   (записи) информации на машинных носителях с помощью   кодов, принятых в ПЭВМ.

Обработка экономической информации производится на ПЭВМ,   как правило, децентрализованно. В местах возникновения первичной   информации организуются автоматизированные рабочие   места специалистов той или иной управленческой службы   (отдела материально-технического снабжения и сбыта, отдела   главного технолога, конструкторского отдела, бухгалтерии   и т.п.).

Принятие решения в автоматизированной системе организационного   управления, как правило, осуществляется специалистом   с применением или без применения технических средств,   но в последнем случае — на основе тщательного анализа результатной   информации, полученной на ПЭВМ.

Технологическое обеспечение АИТ состоит из подсистем,   автоматизирующих информационное обслуживание решения   задач с применением ЭВМ и других технических средств управления   в установленных режимах работы.   По составу оно обычно одинаково для различных систем,   что позволяет реализовать принцип их совместимости в процессе   функционирования. Обязательными элементами для АИТ являются:

Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокупность   проектных решений по объемам, размещению, формам   организации информации, циркулирующей в АИТ.

Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность   языковых средств для формализации естественного языка, построения   и сочетания информационных единиц в ходе общения   персонала АИТ со средствами вычислительной техники.

Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс   технических средств сбора, регистрации, передачи, обработки,   отображения, размножения информации, оргтехники и др.,   обеспечивающих работу АИТ.

Программное обеспечение (ПО) включает совокупность программ,   реализующих функции и задачи АИТ и обеспечивающих   устойчивую работу комплексов технических средств.

Математическое обеспечение (МО) — это совокупность математических   методов, моделей и алгоритмов обработки информации,   используемых при решении функциональных задач и в   процессе автоматизации проектировочных работ АИТ.

Организационное обеспечение (00) представляет собой комплекс   документов, регламентирующих деятельность персонала   АИТ в условиях функционирования АИС.

Информация о работе Информационные процессы в маркетинге и объективная необходимость их автоматизации