Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:00, курсовая работа
Молодежная субкультура - это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых людей. Представители субкультур используют свои особенные формы кодирования культуры и создают семиотическое разнообразие в ней. Именно в молодежной субкультуре создается не только своеобразный вербальный язык общения, но и невербальные каналы коммуникации, включающие жесты, моду, ритуалы, этикет и многое другое. В неформальных объединениях молодежной субкультуры заложен семиотический потенциал.
Введение
Глава 1. Молодежная субкультура и роль имиджа в образе жизни молодых людей
Глава 2. Имиджевая манифестация в изучении молодежной субкультуры
2.1 Семантические аспекты имиджа и понятие манифестация
2.2 Символика внешнего имиджа молодежных субкультур
Заключение
Список используемой литературы
Помимо одежды
одним из главных внешних признаков
субкультур является прическа, формы
которой в различных
В субкультуре панков самой яркой деталью в облике, несомненно, является "ирокез" См. приложение 3. - распространенный вид прически в молодежных субкультурах. Эта прическа получила название от индейского племени ирокезов и представляет собой выбритую голову и "петушиный" (задиристый) гребень на макушке, как правило, окрашенный в какой-либо яркий цвет или даже разноцветный. Следовательно, в прическе панков можно уловить смысл, как названия этой субкультуры ("помойка"), так и стиля поведения - задиристый, вызывающий, даже агрессивный.
Для готов "ирокез" также является основным стилем прически. Подавляющее большинство готов забривает голову "по кругу", не просто выбривая виски, а оставляя волосы сзади только до затылка. В связи с тем, что готы достаточно далеко ушли от панков, ирокезы бывают самых необычных видов - не только простые гребни, как у панков, но и различные "пучки" волос направленные вверх, или волосы, торчащие вверх, но не собранные в гребень или двойные ирокезы.
Если панки чаще всего используют яркие цвета в прическе (жизнеутверждающие цвета), то готы напротив, приверженцы темных, черных тонов. Самый часто встречающийся цвет волос - черный, хотя иногда пряди выделяются другими цветами - фиолетовым, красным, зеленым, синим, серебряным, то есть всеми цветами, которые так или иначе имеют "неживой" цвет или оттенок - все это обозначено особым интересом к феномену смерти в субкультуре готов. Встречаются и осветленные (белые) волосы, хотя бывают и готы натуральные блондины. Отметим, что подавляющее большинство готов красит волосы. И если волосы красятся не в черный цвет, то, скорее всего в один из неестественных цветов.
Другая ситуация
обстоит в субкультуре
Отличительными знаками в молодежных субкультурах являются символы черепа и креста.
Череп означает преходящий характер жизни, тщету мирского, смерть, Луну, призраков, смерть Солнца, богов мертвых, время. С другой стороны, череп - символ жизненной силы, заключенной в голове. Изображение черепа обычно символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти. Так байкеры используют символ черепа как защиту от смерти. В среде байкеров существует поверие, что когда приходит Смерть, она оставляет на умершем свой знак - череп, а если на человеке уже есть этот символ, она думает, что здесь уже была и не трогает человека. Охранительное значение черепа - это своеобразное воплощение древней магии в современном мире.
В субкультуре готов также используется множество различных символов смерти - украшения с гробиками, черепами, и т.д. Череп для готов - это, скорее всего символ принятия смерти, символ покровительства темных сил, от которых хотят получить защиту.
Готическая эстетика Хапаева, Д. Готическое общество: морфология кошмара.- М.:2007. с. - 45. крайне эклектична по набору используемых и популярных символов, можно встретить и египетскую и христианскую и кельтскую символику. Основным готическим символом является египетский "Анх Анкх - символ бессмертия. Египетский крест анкх, соединяющий в себе мужской и женский символы, олицетворяет единство обоих полов, союз Неба и Земли, жизнь, бессмертие, вечную жизнь, жизнь, которая придет, время, которое настанет, скрытую мудрость, ключ к тайнам жизни и знаниям. Предполагается также, что анкх символизирует Древо Жизни: овал - это вечность, а расширение креста в длину и ширину - непреодолимое пространство. Возможно, что он символизирует также солнце, поднимающееся над горизонтом." (Анкх), символ вечной жизни, который вошел в субкультуру после выхода на экраны "вампирского" фильма "Голод" (с "Девидом Боуи"), где главный герой, маньяк-убийца, убивал своих жертв заточенным анкхом. Также часто употребляются и другие египетские символы - такие как "Глаз Ра" Глаз Ра -- египетский символ, олицетворявший богиню солнца -- Маат, связанную с культом Ра и носившую имена «дочь Ра» или «глаз Ра». Позднее стал рассматриваться как бог утреннего солнца, который, соединяясь с Атумом и Хепри -- богами дневного и вечернего солнца -- как правитель мира пересекает небесный океан в своей ладье, сопровождаемый богом мудрости Тотом и богиней истины дочерью Маат. Согласно «Текстам Пирамид», солнечный диск между рогами Хатор -- богини-коровы, олицетворяющей само небо -- это солнечный глаз.. Христианская символика используется менее обильно, по большей части в виде обычных распятий.
В символике скинхедов основное место занимают "кельтский крест" (крест в круге) и косой "конфедератский" крест (флаг североамериканской рабовладельческой Конфедерации 1861-1865 гг.). Традиция его применения пошла от американских байкеров. Его современное значение неоднозначно: с одной стороны он символизирует нонконформизм байкеров, с другой, до сих пор является символом расизма. Стоит отметить, что не все представители байкерского движения имеют представление об историческом значении символа и придают ему значение, используя флаг Конфедерации только как знак причастности к этому движению.
В субкультуре скинхэдов используется также свастика (трех - и четырехлучевая). Могущественный священный символ античных и языческих культур всего мира, наиболее универсальный из всех религиозных знаков. Свастика, крест с изломанными концами и как бы вращающийся в одном направлении. Существует два вида свастик: правосторонняя свастика, представляющая весеннее солнце, и левосторонняя (свастика), представляющая осеннее солнце. В течение многих веков особый мистический смысл находили именно в правосторонней свастике. В наиболее частом смысле свастика - это священный божественный символ солнца, знак света, первичного огня, Святого Духа, символ жизни и щедрости. Свастика - это древнейший талисман, притягивающий удачу и счастье. Так, эмблемой фашистов стал ломаный крест в белом круге на красном фоне, где красный цвет означал общественную идею движения, белый - национал-социалистическую идею, а свастика олицетворяла победу в великой миссии арийцев. После окончания Второй мировой войны и разгрома фашизма свастика стала символом немыслимой жестокости и варварства.
В молодежных субкультурах сложилось особое отношение к цвету.
В одежде, прическе и атрибутике панки предпочитают яркие цвета - символы разнообразия жизни. Новым веянием в среде панков - стали разноцветные шнурки, обычно оранжевого и зеленого цветов.
В отличие от панков, в среде готов присутствует единство цвета, а точнее одного - черного. В готической символике чёрный Черный или иссиня-черный. Цвет хаоса. На Западе черный ассоциируется с трауром и с мрачным аспектом колдовства, черной магии, черных искусств. Это цвет Кроноса (Сатурна). Его число 8. В алхимии означает отсутствие красок, растворение, первую стадию Великого Опыта, ферментацию, нечто зловещее, нисхождение в ад. цвет - символ раскаяния, умиротворения, покоя, печали и грусти. Как правило, тонкую эстетическую символику для готов имеет вино, символ, связанный с христианской тематикой. Вино - кровь Христова, которую Он пролил во имя отпущения людских грехов.
Немаловажное значение в имиджевой манифестации молодежных субкультур имеет атрибутика. Атрибутами панков выступают: ошейники и браслеты с шипами, булавки, гриндерсы с железными мысками. Ошейники встречаются и у готов, где выступают одними из предметов готического имиджа. Могут быть как с обычными металлическими клепками, так и с шипами. По признанию самих готов, часто носится только для того, чтобы "скрыть засосы", ("укусы" вампиров).
Готы очень трепетно относятся к украшениям. Основной металл серебро (серебро - с лат. selen -луна, что означает безжизненное, мертвое), изделия из желтого (золото Золотой - это Солнце, божественная сила, великолепие просветления, бессмертие, Бог, как свет несотворенный, высочайшая ценность, то, что жизнь наполняет, ее материя, огонь, сияние, слава, выносливость, - символ жизни, света.) металла никогда не используются. Чем больше украшений из серебра или железа, тем лучше - они притягивают силу Луны - луна покровительница темных сил, а золото принадлежит Солнцу. Готы отождествляют себя с темными силами, считают, что ночь - это их покровительница, поэтому золото не соответствует их идее. Готы трепетно относятся к драгоценным камням в своих украшениях это могут быть: оникс Оникс - драгоценный камень, символ красноречия. Оникс цвета воронова крыла возбуждает у его обладателя страсть к обогащению, делает его энергичным и предприимчивым., агат Агат черный - символизирует храбрость, смелость, решительность, процветание; агат красный - духовная любовь к благу, здоровье, богатство, долголетие и мир., гранат Гранат - символ преданности, лояльности, энергии, грации., в сложных украшениях могут встречаться практически любые камни. Руки украшают различные виды колец: обычные, на фалангу, на ноготь, на весь палец - "сестринские кольца" Сестринское кольцо - это длинное кольцо, покрывающее поверхность всего фаланга (пальца), имеющее на конце острый коготь., отличаются от обычных "готическим" дизайном и эффектностью.
Браслеты, цепи, перстни на два пальца украшаются символикой загробной жизни. Голову украшают диадемы, камешки во лбу. Обильно применяются серьги, естественно серебряные, часто достаточно внушительные по размеру. На шею надеваются самые различные подвески, кулоны в виде крестов, анкхов, символов смерти, летучие мыши.
В отличие от готов, панки менее увлечены украшательством. Основной элемент украшения - это простая булавка. Зато пирсинг ушей, бровей, губ, языка, пупка и прочих частей тела в этой среде очень популярен, а у готов, напротив, пирсинг на лице - является неспецифическим признаком. Зато ни одна субкультура не уделяет столько внимания макияжу, сколько готы.
Готический макияж Левикова С.И. Суммарные черты постмодерна. О готах, готике и больном российском обществе.// Общественные науки и современность. - 2006. - № 4. - с. 159. - это выбеленное "под труп" лицо, накрашенные черной (иногда - красной) помадой губы, сильно подведенные черным глаза, брови и ресницы, причем такой макияж характерен как для лиц женского, так и мужского пола. Еще одно отличие готов от других субкультур - это наличие клыков вампирского вида (наращивание или имплантирование, а также использование накладных зубов) в духе графа Дракулы Граф Дракула - самый известный вампир во всем мире. Персонаж окутан мистикой и тайной, ведь у графа есть замок в Праге.. Кроме накладных зубов, готы часто используют линзы - самые разнообразные, с кошачьим разрезом глаз, разных цветов (белого, красного, черного, желтого, зеленого). Тем самым, они придают своему внешнему виду завершенный "образ" человека-вампира (бессмертного).
Таким образом, в молодежных субкультурах используются цветовая символика, символика камней и металлов, символы черепа и креста, различные формы прически. Все символы обладают особым значением в субкультуре панков, готов, скинхедов, байкеров.
Символика цвета для молодежных субкультур является одним из основных знаков отличия. Для готов это черный цвет - символ ночи, смерти и печали. Для панков популярными цветами являются - красный, зеленый, синий и клетка - восходят к шотландскому килту, зеленой кельтской символике и краскам английского флага: Великобритания - родина протестной панк-музыки. Для панков яркие кричащие цвета - это некий символ протеста всему обществу, символ разнообразия жизни, а для готов темный, практически однотонный цвет несет в первую очередь эстетическую нагрузку.
Излюбленными металлами для всех субкультур выступают - железо и серебро. Так, панки, байкеры, скинхэды обвешивают себя различными цепями, булавками из железа, чаще всего выбирают этот металл, так как он недорогой. Для готов наличие атрибутов, сделанных из железа, тоже не возбраняется, но только потому, что металлический блеск напоминает сияние луны, и по внешним признакам похож на серебро. Основной металл в украшениях готов - это серебро, символ отрицания жизни, символ защиты и покровительства темных сил.
Особое отношение к драгоценным камням сохранилось только в субкультуре готов.
Молодые люди, входящие
в различные группировки
В молодежных субкультурах можно заметить повышенный интерес к магии и оккультизму, который проявляется в использовании магических символов в качестве украшений, например, в субкультуре готов (кельтские кресты), в субкультуре байкеров (череп), в субкультуре скинхэдов (свастика). Все эти знаки имеют древние корни. Крест - это древний, универсальный, космический символ. Крест - центр мира и, следовательно, точка сообщения между Небом и Землей, Космическое Древо. Крест олицетворяет Древо Жизни и Древо Пропитания, а также универсального архетипического человека, способного к бесконечному и гармоничному развитию.
В настоящее время многие символы молодежной субкультуры стерлись, забылись, и не обладают первостепенным значением, да и сами субкультуры уже не стараются соблюдать многолетних традиций их предшественников. Поэтому часто происходит путаница: панки все чаще предпочитают носить черную одежду и длинные волосы, атрибутами могут выступать символы летучей мыши, которые свойственны только для субкультуры готов. Но, не смотря на смешение символики каждая субкультура это, прежде всего, индивидуальный манифест, вызов всему обществу.
Для молодежной субкультуры сохранение и соблюдение групповой символики это, прежде всего, проявление индивидуализма и возможности самовыражения, как во внешнем виде, так и в художественном творчестве.
Заключение
Имиджевая манифестация - это комплексная, знаковая система, которая включает в себя не только внешние символы, но и внутренние характеристики той или иной молодежной субкультуры. Следовательно, можно говорить о значимости имиджа в молодежной субкультуре, как одного из основных способов манифестации.
Имиджевые манифестации не только играют важную роль в образе жизни молодежной субкультуры, но и еще диктуют свои правила и нормы как межличностного (внутригруппового) общения, так и являются отличительными знаками социальных групп, благодаря которым одна субкультура распознает своих членов и узнает лиц, принадлежащих к другой субкультуре, что позволяет субкультурам не смешиваться и вести более или менее мирное сосуществование.
Информация о работе Имиджевые манифестации в молодежной субкультуре