Имиджевые манифестации в молодежной субкультуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Молодежная субкультура - это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых людей. Представители субкультур используют свои особенные формы кодирования культуры и создают семиотическое разнообразие в ней. Именно в молодежной субкультуре создается не только своеобразный вербальный язык общения, но и невербальные каналы коммуникации, включающие жесты, моду, ритуалы, этикет и многое другое. В неформальных объединениях молодежной субкультуры заложен семиотический потенциал.

Содержание

Введение
Глава 1. Молодежная субкультура и роль имиджа в образе жизни молодых людей
Глава 2. Имиджевая манифестация в изучении молодежной субкультуры
2.1 Семантические аспекты имиджа и понятие манифестация
2.2 Символика внешнего имиджа молодежных субкультур
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

имидж молодежи.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Курсовая  работа

Имиджевые манифестации в молодежной субкультуре

Содержание

  • Введение
    • Глава 1. Молодежная субкультура и роль имиджа в образе жизни молодых людей
    • Глава 2. Имиджевая манифестация в изучении молодежной субкультуры
    • 2.1 Семантические аспекты имиджа и понятие манифестация
    • 2.2 Символика внешнего имиджа молодежных субкультур
    • Заключение
    • Список используемой литературы

Введение

На современном  этапе развития российского общества наблюдается многокрасочная социальная картина, состоящая из различных  групп молодежи. Все эти группы в той или иной степени представляют собой молодежную субкультуру, с определенными ценностями, установками, способами поведения.

Молодежная субкультура - это не что иное, как форма  самовыражения и самовысказывания молодых людей. Представители субкультур используют свои особенные формы кодирования культуры и создают семиотическое разнообразие в ней. Именно в молодежной субкультуре создается не только своеобразный вербальный язык общения, но и невербальные каналы коммуникации, включающие жесты, моду, ритуалы, этикет и многое другое. В неформальных объединениях молодежной субкультуры заложен семиотический потенциал.

Главной характеристикой  молодежных субкультур (панков, готов, байкеров) выступают: протест, несогласие, активная оппозиция всему обществу. Одним из основных средств манифестации молодежь выбирает внешний вид: одежду и различные атрибуты - кардинально меняющиеся с приходом каждой новой субкультуры. Каждая молодежная субкультура имеет свои индивидуальные знаки, символы, которые выполняют роль самоидентификации, самовыражения и манифестации.

Актуальность  данной темы продиктована современной  политической, экономической и социокультурной  ситуациями в российском обществе. Молодые люди в демократическом  государстве получили свободу самовыражаться, используя при этом самые различные способы и средства: начиная с внешнего вида заканчивая свободой художественного творчества. Широкое и многостороннее развитие способов проявления, самоидентификации, выражения идей порождает не только новые формы, но и разнообразие знаково-символического содержания, изучение которого приближает к пониманию молодежных субкультур как феномена современной культуры.

Исследование  знаково-символического поля современной  культуры, воплотившегося особым образом  в молодежной среде, помогает осмыслить суть преемственности и развития социокультурных процессов, проследить воплощение и трансформацию универсальных символов культуры. Каждый символ при этом несет информацию, как о положительных, так и отрицательных тенденциях развития, которые важно выявить и объяснить.

Важность этого  вопроса предполагает необходимость  комплексного изучения проблемы. В  частности, в процессе данного исследования была предпринята попытка дополнительного  практического исследования символов молодежного творчества.

Семиотический подход к исследованию современных  молодежных субкультур становится важнейшим  в современной культурологической науке.

Основным научным  трудом, используемом в данном исследовании, стало этнографическое исследование Щепанской Т.С. "Символика молодежной субкультуры". Молодежная субкультура здесь анализируется как культурное сообщество, выявляются и описываются общекультурные закономерности и их проявления в функционировании и развитии конкретного культурного сообщества - хиппи. Щепанскую интересовало, каким образом символика сообщества организует его жизнь. В этом плане ее работа предоставляет уникальную информацию о процессах кодирования и символизации в культуре, их роли, значении, функциях, проявляющихся в жизни субкультурного сообщества.

Интересна работа Хойбнера Т. "Вызов неприкаянных: модные волны и молодежные течения - теды, хиппи, панки". Автор рисует пеструю историческую картину молодежного  конформизма с момента зарождения до наших дней, прослеживая смену  идей, течений, тенденций в молодежной среде.

Теоретической базой исследования явилась работа Бодрийяра "Система вещей" - монография, посвященная семиотике целой  сферы современного общественного  быта - потребления товаров, вещей. Главная  задача книги - описать систему знаков и социокультурных механизмов, которыми они регулируются.

Ценный фактологический  материал дают социологические исследования, посвященные современным молодежным субкультурам: О. Гертман "Молодежная (контр) революция", А. Туркатенко "Молодежные субкультуры сегодня". Авторы характеризуют субкультуры с точки зрения идей, музыкальных предпочтений и внешнего образа, рассматривая молодежную субкультуру как контркультуру.

Хапаева Д. ("Готическое общество: морфология кошмара") дает обширную информацию о субкультуре  готов, выделяет также ее семантико-эстетическую сторону. В работе Колесовой Д. "Панки, хой!", автор рассказывает об истории возникновения идеи протеста панковского движения, о музыкальных предпочтениях, стиле и образе жизни. Новиков О.Г. в статье "Иерархия и власть в российской мото-субкультуре" характеризует иерархические порядки в среде байкеров, описывает символику байкерских клубов.

Вопросами современного молодежного творчества посвящены  следующие работы: Е. Павщук "Татуировка", М. Медникова "Уроки нательной живописи".

Исследование  проведено с целью выявления  и осмысления имиджевой манифестации молодежной субкультуры на современном  этапе развития России.

Предметом исследования избраны имиджевые манифестации молодежных субкультур на современном  этапе развития России.

Объектом курсовой работы является молодежная субкультура, а также научные исследования, касающиеся различных проблем молодежной субкультуры, продукты художественного  творчества, социологические данные. В исследовании применялись семиотический, системный, сравнительно-исторический методы. Качественный метод социологического исследования: интервью.

Глава 1. Молодежная субкультура  и роль имиджа в  образе жизни молодых  людей

Субкультура - это  культура группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.

Под субкультурой социальных групп следует понимать основные характеристики социальных ценностей, норм и предпочтений, находящие отражение в социальной позиции и в других формах самопроявления личности Левикова, С.И. Молодежная субкультура. - М.:2004. - с. 38..

По элементам  молодежной субкультуры - языку, манере поведения (например, культ насилия у рокеров и скинхэдов), одежде, музыке, литературе, кинематографу - то есть духовной и материальной, а именно составляющих культуры, можно судить о характерных особенностях коллективного сознания и поведения социальной группы по отношению к внешнему миру.

Для "молодежных" субкультур характерна выработка совместных ценностей, стиля поведения и  общения. В поисках своего пути, в  итоге, "молодежные" группы, путем  проверки временем, формируют свои общезначимые ценности.

В 1960-е годы западный мир содрогнулся, впервые столкнувшись с массовым открытым неповиновением молодежи, вылившемся в мощное движение хиппи Химппи (от англ. hippy или hippie; от разг. hip или hеp -- «модный, стильный»; согласно Оксфордскому словарю англ.яз., происхождение hip неизвестно) -- молодёжная философия и субкультура, популярная в США в 1960-х и 1970-х годах, выражавшая протест против общепринятой морали через пропаганду свободной любви и пацифизма (главный их протест был направлен против Вьетнамской войны). Самый известный лозунг хиппи: «Make love, not war!», что значит «Занимайтесь любовью, а не войной!»., которое прокатилось волной по всей Европе. Более ранние субкультуры 1940-50-х годов (зуты, теды, моды и др.), не носили столь массового характера, затрагивая лишь определенные социальные слои. С тех пор общество больше не знало покоя от подрастающих бунтарей, всякий раз грубо попирающих его нравственные устои.

Одним из основных средств протеста молодежь выбрала  такую форму манифестации как  одежду, кардинально меняющуюся с  приходом каждой новой субкультуры.

Миролюбивые хиппи, отличавшиеся пристрастием к ярким  восточным мотивам и естественности, "передали эстафету" агрессивным, воинственным панкам, после которых  стало практически невозможно разобраться  в бурно нахлынувшем субкультурном потоке. В современную эпоху постмодернизма субкультуры уже не следуют одна за другой, а возникают практически одновременно, используя все ту же форму манифестаций - отличительный внешний вид.

Подобно членам племенных сообществ "маркирующих" соплеменников особыми метками, в молодежной среде своеобразные отличия позволяют идентифицировать их обладателей со своей группировкой.

Например, у байкеров Байкеры (англ. biker, от bike < motorbike < motorbicycle «мотоцикл») -- любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни. черные кожаные куртки с различными знаками, потрепанные джинсы, тяжелые мотоциклетные ботинки, несут такую же идентификационную функцию как татуировки и украшения в индейских или африканских племенах.

Наша страна тоже не осталась в стороне от подобных явлений, но в Советском Союзе  они носили скорее подражательный, нежели фундаментальный характер. Все началось с отечественных стиляг (современное название этой субкультуры - мажоры) середины 1950-х. Их появление на фоне закрытого общества стало знаковым. Стиляги заняли такое место в отечественной культуре не потому, что напоминали экзотических ярких птиц среди стаи одинаковых воробьев, а потому, что сам факт их появления и существования доказывал: в современном мире нельзя полностью изолировать ни один народ даже с помощью идеологического иначе "железного занавеса". Несмотря на сопротивление властей, стремление к самовыражению через внешний облик, было уже невозможно остановить. Языком костюма оповещали: мы есть, мы существуем и мы другие.

В конце 1960-х, с  некоторым запозданием советская  молодежь "примеряла на себя" хипповые наряды. Смешав европейский пацифизм с дзен-буддизмом, растафарианством Растафарианство - эклектическое религиозное и духовно-нравственное движение, зародившееся на Ямайке, с 1930-х годов нашедшее распространение в Эфиопии, а с начала 1960-х - во всем мире. Будучи причудливой смесью африканских легенд и Ветхого Завета, это учение вылилось в своеобразную субкультуру, основными отличительными признаками которой в массовой практике стали музыка рэгги, прическа с косичками (дреддами) и своеобразный стиль одежды., и родными, исконно народными мотивами, мы получили свой славянский вариант хиппи. Однако, став внешне подражательным, по своему мировоззрению он не имел ничего общего с западным первоисточником. В результате подобного смешения представители этой субкультуры в России отличались особым национальным колоритом.

Позднее, развилось  подражательное панк Панк, панки, панк-рокеры, пункерам (от англ. punk -- отбросы) -- субкультура, возникшая в середине 1970-х годов  в США и в Великобритании, характерной  особенностью которой является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-року) и свободе, протест против истеблишмента, консерватизма, авторитаризма, национализма и радикального капитализма, а также приверженность идеалам антирасизма и антифашизма. движение. За угрожающей внешностью панков скрывалось стремление, во что бы то ни стало привлечь внимание общества к своим проблемам. Молодежь, которая подает себя как панк и живет соответственно образу, избирая свалку своей эмблемой. Панк-стиль шокирует потому, что он антистиль, вернее сказать разрушение всякого стиля, где перемешиваются все предметы, модные течения и аксессуары. К созданию образа европейского панка приложил силы дизайнерский союз Вивьен Вествуд и Малькольма Макларена. В Советском Союзе панки, естественно, не имели такой мощной поддержки, и их эксперименты ограничивались личной фантазией и подручными материалами, в результате, внешность приобретала своеобразность. Переняв самые приметные черты стиля: разноцветные ирокезы, значки, английские булавки, кожаные куртки и рваные джинсы, они, вслед за русскими хиппи, создавали свою эклектичную копию.

Увлечение новым  музыкальным направлением, хард-роком, привело к появлению "металлистов" или "рокеров". Рокерами также  называли группы молодых людей на мотоциклах, нарушающих ночной покой городов ревом моторов, западным прототипом которых были байкеры.

Отметим, что  в нашей стране подражательные субкультуры  появлялись с некоторым запозданием, когда постмодернизм уже успел  повлиять на все сферы культуры. История советских (российских) молодежных субкультурных движений миновала первоначальную фазу линейного развития, пройденную на Западе. В нашей стране одновременно возникало и сосуществовало множество молодежных субкультур.

В настоящее  время молодежные субкультуры в  России получили возможность глубже узнать не только о внешности, но и о внутренних, теоретических основах западных "собратьев". Наши субкультурные "фанаты", наравне с иностранными, имеют сайты в Интернете, на которых рассказывают о себе, обмениваются информацией.

Благодаря развитию Интернета, в России распространилась довольно популярная в мире, интересная, но закрытая готическая субкультура, которая уходит корнями к панкам, а также к готическим романам Х1Х века. Ее представители - готы Готы -- представители готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящие себя к готик-сцене. Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка. Панковский эпатаж готы направили в русло пристрастия к вампирской эстетике, к тёмному взгляду на мир. предпочитают использовать в своей одежде элементы костюмов прошлых веков в современной интерпретации. Утрировано можно сказать, что отличительным для готов является черный цвет одежды. Для этой субкультуры имидж является тем признаком, по которому готы отличаются от остальных и, по которому определяют своих среди других субкультур.

Информация о работе Имиджевые манифестации в молодежной субкультуре