Регулирование цен
путем субсидирования издержек производства
в целях повышения производительности
труда в сельском хозяйстве подразумевает
предоставление производителям правительственных
субсидий на закупку удобрений, сельскохозяйственных
машин, приобретение высококачественных
семян, проведение мелиоративных работ
и т.д.
Кроме того,
государство поддерживает соотношение
между ценами на сельскохозяйственную
продукцию и товарами, приобретаемыми
фермерами. Эту функцию осуществляет
Министерство сельского хозяйства.
Например, США на
протяжении последних 10- 15 лет очень
строго отслеживают розничную цену
на сахар внутри страны. И выше 1 долл.
(от 92 до 102 центов за 1 кг) ей не дают подняться.
С этой целью выделяются государственные
субсидии и вводятся другие ограничения.
В Японии имеется
особый правительственный орган - Бюро
цен Управления экономического планирования,
который осуществляет контроль за соблюдением
антимонопольных законов, принимает меры
по поддержанию спроса на необходимом
уровне, изучает тенденции спроса и предложения.
Государственными органами устанавливаются
цены на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты,
железнодорожные тарифы, тарифы на водо-
и теплоснабжение, электроэнергию и газ,
образование и медицинское обслуживание.
Аналогичным образом регулирование цен
осуществляется и в других странах.
В России
государственное регулирование
цен производится в основном
методами установления коэффициентов
изменения цен и предельных
нормативов рентабельности, фиксирования
их предельного уровня, ограничения
предельного уровня и т.д.
Контроль за правильностью
применения цен осуществляла специальная
торговая полиция. Нарушители облагались
большими штрафами, а их товары подлежали
конфискации.
Наряду с
методами прямого регулирования
цен государство осуществляет
косвенное регулирование, т.е.
воздействует на процесс ценообразования
и рядом косвенных мер. Такие
меры стали применяться в западноевропейских
странах с начала XX в., когда инфляционный
рост цен стал устойчивой тенденцией.
Меры косвенного регулирования
цен, как правило, направлены
на изменение конъюнктуры рынка,
на создание определенного положения
в области финансирования, валютных
и налоговых операций, а в целом
- на установление оптимального
соотношения между спросом и
предложением.
К методам косвенного
регулирования цен относятся
государственные закупки, налоговая
система, регулирование денежного
обращения и кредита, политика государственных
инвестиций и регулирование государственных
расходов, установление норм амортизации
и т.д. Этими мерами государство
стремится установить равновесие между
спросом и предложением и таким
образом способствовать более равномерному
и медленному росту цен в масштабах
всей экономики. Косвенные методы регулирования
цен проявляются в воздействии
не на сами цены, а на факторы, влияющие
на ценообразование, факторы, которые
носят макроэкономический характер.
Обратимся теперь к опыту регулирования
цен в России в последние годы (1992-1997).
Прежде всего следует
отметить, что с самого начала реформ сколько-нибудь
ясного представления о целях и методах
государственного регулирования цен применительно
к происходящей трансформации экономики
у руководства страны не было, так как
отсутствовали теоретические разработки
по этому вопросу.
Показательно,
что в законах по естественным монополиям,
принятых уже в 1995 г., среди основных терминов
термин "государственное регулирование"
отсутствовал.
На практике
же осуществлялось следующее.
В течение 1992-1995 гг. субъектами
государственного регулирования
выступали различные органы: правительство,
министерства и ведомства, комитет
цен (до его упразднения), специальные
службы и др. Наиболее характерными
для изменения субъектов регулирования
являются две тенденции.
1) снижение уровня
регулирования, т.е. передача (полная
или частичная) этой функции
субъектам Федерации и последними
- муниципально-территориальным органам;
2) отказ от регулирования цен министерствами
и ведомствами и закрепление его за особыми,
специально созданными федеральными органами.
Необходимость
передачи полномочий на регулирование
цен специальным органам объясняется
злоупотреблениями министерств
и ведомств своим правом устанавливать
цены (тарифы), что проявлялось в завышении
цен. Однако затратный характер ценообразования
с введением регулирования не уменьшился,
как следовало ожидать, а еще более вырос.
В 1995 г. состоялась передача специальным
органам прав по регулированию цен на
продукцию естественных монополий. Ранее
многие решения министерств и ведомств,
например, о размере коэффициентов повышения
цен, подлежали утверждению правительством
и, следовательно, ответственность за
повышение цен лежала на нем. С другой
стороны, опережающий рост цен на продукцию
естественных монополий, по сравнению
с ценами на продукцию других отраслей,
был вызван в значительной мере правительственной
налоговой политикой. Дело в том, что установление
акцизов, НДС и их частые пересмотры в
сторону повышения предусматривались
в соответствующих решениях правительства.
Изменится ли что-то
в практике ценообразования после
проведенной децентрализации порядка
регулирования цен, покажет время.
Но уже сейчас имеется много нареканий
от потребителей по поводу уровня цен,
устанавливаемых территориальными
органами федеральных служб естественных
монополий.
В течение
рассматриваемого периода в общем
товарообороте страны происходило
повышение доли товаров, цены
на которые определялись хозяйствующими
субъектами самостоятельно, т.е.
были свободными. Переход к свободным
ценам на потребительские товары
и особенно бытовые услуги
по сравнению с товарами производственно-технического
назначения происходил значительно
быстрее. В результате доля
товаров с регулируемыми ценами
непрерывно снижалась. Указом
Президента РФ "О мерах по
упорядочиванию государственного
регулирования цен (тарифов)" от
28.02.95 г. было предусмотрено: "осуществлять
государственное регулирование
цен (тарифов) в основном только
на продукцию естественных монополий".
Оборот продукции в стране
по методу ценообразования стал
подразделяться на: оборот по
свободным ценам; оборот по
регулируемым государством ценам
(например услуги естественных монополистов);
продажу услуг и некоторых товаров, цены
на которые регулируются муниципальными
органами (тарифы на бытовые услуги, плата
за жилье, проезд на городском транспорте
и некоторые другие); закупки значительного
числа видов сельскохозяйственной продукции
по гарантированным ценам; продажу по
лимитным ценам материально-технических
ресурсов и услуг сельскому хозяйству;
оборот по фиксированным ценам.
Из опыта государственного
регулирования цен в России за
последние годы можно сделать
следующие выводы.
1. С самого начала
либерализации цен отсутствовало
четкое представление о целях
и методах регулирования рыночного
ценообразования.
2. Государственное
воздействие на цены носило
противоречивый характер: с одной
стороны, оно было направлено
на сдерживание инфляции (1993-1994),
с другой - налоговая политика
активно использовала перераспределительную
функцию цены в интересах госбюджета.
Не исключено, что второй метод использовался
более активно.
Применение административного
регулирования цен и тарифов
возможно только на продукцию естественных
монополий: энергетика, железнодорожный
транспорт, связь, коммунальное хозяйство,
в которых создание конкурентной
среды экономически неэффективно, крайне
затруднительно и технически невозможно.
Именно поэтому
в названных отраслях имеются
многочисленные нарушения установленного
порядка ценообразования, завышения
затрат, включение в цены и
тарифы необоснованных издержек.
Темпы роста цен и тарифов
этих отраслей значительно превышают
темпы роста цен на промышленную
продукцию.
http://www.price0.ru/