Государственное регулирование цен в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 02:45, реферат

Описание работы

В прошлом государственное регулирование цен в зарубежных странах проводилось главным образом в военные периоды. Особое развитие оно получило во время первой и второй мировых войн. Основной причиной прямого вмешательства государства в ценообразование в период войны является резкое нарушение механизма воспроизводства, в результате чего происходит скачкообразное изменение структуры производства и потребления, создаются условия, при которых значительно сокращается выпуск товаров личного потребления и оказание услуг, быстро накапливается так называемый "отложенный" (неудовлетворенный) спрос.

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование цен в зарубежных странах.docx

— 25.58 Кб (Скачать)

    Регулирование цен  путем субсидирования издержек производства в целях повышения производительности труда в сельском хозяйстве подразумевает  предоставление производителям правительственных  субсидий на закупку удобрений, сельскохозяйственных машин, приобретение высококачественных семян, проведение мелиоративных работ  и т.д. 

     Кроме того, государство поддерживает соотношение  между ценами на сельскохозяйственную  продукцию и товарами, приобретаемыми  фермерами. Эту функцию осуществляет  Министерство сельского хозяйства.

    Например, США на протяжении последних 10- 15 лет очень  строго отслеживают розничную цену на сахар внутри страны. И выше 1 долл. (от 92 до 102 центов за 1 кг) ей не дают подняться. С этой целью выделяются государственные  субсидии и вводятся другие ограничения.  

    В Японии имеется  особый правительственный орган - Бюро цен Управления экономического планирования, который осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных законов, принимает меры по поддержанию спроса на необходимом уровне, изучает тенденции спроса и предложения. Государственными органами устанавливаются цены на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы на водо- и теплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и медицинское обслуживание. Аналогичным образом регулирование цен осуществляется и в других странах.  

     В России  государственное регулирование  цен производится в основном  методами установления коэффициентов  изменения цен и предельных  нормативов рентабельности, фиксирования  их предельного уровня, ограничения  предельного уровня и т.д.

    Контроль за правильностью применения цен осуществляла специальная торговая полиция. Нарушители облагались большими штрафами, а их товары подлежали конфискации. 

     Наряду с  методами прямого регулирования  цен государство осуществляет  косвенное регулирование, т.е.  воздействует на процесс ценообразования  и рядом косвенных мер. Такие  меры стали применяться в западноевропейских  странах с начала XX в., когда инфляционный  рост цен стал устойчивой тенденцией. Меры косвенного регулирования  цен, как правило, направлены  на изменение конъюнктуры рынка,  на создание определенного положения  в области финансирования, валютных  и налоговых операций, а в целом  - на установление оптимального  соотношения между спросом и  предложением.  

    К методам косвенного регулирования цен относятся  государственные закупки, налоговая  система, регулирование денежного  обращения и кредита, политика государственных  инвестиций и регулирование государственных  расходов, установление норм амортизации  и т.д. Этими мерами государство  стремится установить равновесие между  спросом и предложением и таким  образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах  всей экономики. Косвенные методы регулирования  цен проявляются в воздействии  не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, факторы, которые  носят макроэкономический характер. Обратимся теперь к опыту регулирования цен в России в последние годы (1992-1997).

    Прежде всего следует отметить, что с самого начала реформ сколько-нибудь ясного представления о целях и методах государственного регулирования цен применительно к происходящей трансформации экономики у руководства страны не было, так как отсутствовали теоретические разработки по этому вопросу. 

     Показательно, что в законах по естественным монополиям, принятых уже в 1995 г., среди основных терминов термин "государственное регулирование" отсутствовал. 

     На практике  же осуществлялось следующее.  В течение 1992-1995 гг. субъектами  государственного регулирования  выступали различные органы: правительство,  министерства и ведомства, комитет  цен (до его упразднения), специальные  службы и др. Наиболее характерными  для изменения субъектов регулирования  являются две тенденции. 

    1) снижение уровня  регулирования, т.е. передача (полная  или частичная) этой функции  субъектам Федерации и последними - муниципально-территориальным органам; 2) отказ от регулирования цен министерствами и ведомствами и закрепление его за особыми, специально созданными федеральными органами. 

     Необходимость  передачи полномочий на регулирование  цен специальным органам объясняется  злоупотреблениями министерств  и ведомств своим правом устанавливать цены (тарифы), что проявлялось в завышении цен. Однако затратный характер ценообразования с введением регулирования не уменьшился, как следовало ожидать, а еще более вырос. В 1995 г. состоялась передача специальным органам прав по регулированию цен на продукцию естественных монополий. Ранее многие решения министерств и ведомств, например, о размере коэффициентов повышения цен, подлежали утверждению правительством и, следовательно, ответственность за повышение цен лежала на нем. С другой стороны, опережающий рост цен на продукцию естественных монополий, по сравнению с ценами на продукцию других отраслей, был вызван в значительной мере правительственной налоговой политикой. Дело в том, что установление акцизов, НДС и их частые пересмотры в сторону повышения предусматривались в соответствующих решениях правительства.

    Изменится ли что-то в практике ценообразования после  проведенной децентрализации порядка  регулирования цен, покажет время. Но уже сейчас имеется много нареканий  от потребителей по поводу уровня цен, устанавливаемых территориальными органами федеральных служб естественных монополий. 

     В течение  рассматриваемого периода в общем  товарообороте страны происходило  повышение доли товаров, цены  на которые определялись хозяйствующими  субъектами самостоятельно, т.е.  были свободными. Переход к свободным  ценам на потребительские товары  и особенно бытовые услуги  по сравнению с товарами производственно-технического  назначения происходил значительно  быстрее. В результате доля  товаров с регулируемыми ценами  непрерывно снижалась. Указом  Президента РФ "О мерах по  упорядочиванию государственного  регулирования цен (тарифов)" от 28.02.95 г. было предусмотрено: "осуществлять  государственное регулирование  цен (тарифов) в основном только  на продукцию естественных монополий". Оборот продукции в стране  по методу ценообразования стал  подразделяться на: оборот по  свободным ценам; оборот по  регулируемым государством ценам  (например услуги естественных монополистов); продажу услуг и некоторых товаров, цены на которые регулируются муниципальными органами (тарифы на бытовые услуги, плата за жилье, проезд на городском транспорте и некоторые другие); закупки значительного числа видов сельскохозяйственной продукции по гарантированным ценам; продажу по лимитным ценам материально-технических ресурсов и услуг сельскому хозяйству; оборот по фиксированным ценам. 

    Из опыта государственного регулирования цен в России за последние годы можно сделать  следующие выводы. 

    1. С самого начала  либерализации цен отсутствовало  четкое представление о целях  и методах регулирования рыночного  ценообразования. 

    2. Государственное  воздействие на цены носило  противоречивый характер: с одной  стороны, оно было направлено  на сдерживание инфляции (1993-1994), с другой - налоговая политика  активно использовала перераспределительную функцию цены в интересах госбюджета. Не исключено, что второй метод использовался более активно. 

    Применение административного  регулирования цен и тарифов  возможно только на продукцию естественных монополий: энергетика, железнодорожный  транспорт, связь, коммунальное хозяйство, в которых создание конкурентной среды экономически неэффективно, крайне затруднительно и технически невозможно. 

     Именно поэтому  в названных отраслях имеются  многочисленные нарушения установленного  порядка ценообразования, завышения  затрат, включение в цены и  тарифы необоснованных издержек. Темпы роста цен и тарифов  этих отраслей значительно превышают  темпы роста цен на промышленную  продукцию.

http://www.price0.ru/

Информация о работе Государственное регулирование цен в зарубежных странах