Государственное регулирование цен в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 02:45, реферат

Описание работы

В прошлом государственное регулирование цен в зарубежных странах проводилось главным образом в военные периоды. Особое развитие оно получило во время первой и второй мировых войн. Основной причиной прямого вмешательства государства в ценообразование в период войны является резкое нарушение механизма воспроизводства, в результате чего происходит скачкообразное изменение структуры производства и потребления, создаются условия, при которых значительно сокращается выпуск товаров личного потребления и оказание услуг, быстро накапливается так называемый "отложенный" (неудовлетворенный) спрос.

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование цен в зарубежных странах.docx

— 25.58 Кб (Скачать)

Государственное регулирование  цен в зарубежных странах

В прошлом государственное  регулирование цен в зарубежных странах проводилось главным  образом в военные периоды. Особое развитие оно получило во время первой и второй мировых войн. Основной причиной прямого вмешательства  государства в ценообразование  в период войны является резкое нарушение  механизма воспроизводства, в результате чего происходит скачкообразное изменение  структуры производства и потребления, создаются условия, при которых  значительно сокращается выпуск товаров личного потребления  и оказание услуг, быстро накапливается  так называемый "отложенный" (неудовлетворенный) спрос. В послевоенный период происходит обратная перегруппировка отраслей экономики: значительно увеличивается (предъявляется) спрос на товары, производство которых не соответствовало потребностям, восстанавливаются разрушенные  в военные годы межотраслевые  связи в рамках национального  воспроизводства. В такой обстановке создаются условия для значительного  отклонения цен от стоимости товаров  и возникновения многочисленных диспропорций, преодолеть которые без  государственного вмешательства очень  трудно. Регулирование цен становится распространенной практикой государства

 В этих условиях  государственное регулирование  в области цен обычно преследует  следующие цели:

1. Затормозить инфляционный  рост цен в результате обесценения  денег в военный период, устранить  диспропорции цен на отдельные  виды изделий и услуг.

2. Достигнуть необходимых  соотношений в развитии производства.

3. Затруднить рост  заработной платы, увеличивающейся  пропорционально росту цен.

4. Субсидировать  производство, находящееся под контролем  государства, защитить отсталые  отрасли экономики от иностранной  конкуренции (в первую очередь  сельское хозяйство), содействовать  внешнеэкономической деятельности

5. Мобилизовать бюджетные  средства, необходимые для проведения  социально-экономических мероприятий. 

 Некоторые экономисты  утверждают, что регулирование цен  со стороны государства в условиях  рынка недопустимо. Однако опыт  стран с рыночной экономикой  убедительно показывает, что государство  не устранялось и не устраняется  от контроля за ценами на внутреннем рынке, но решает эти задачи методами, присущими рыночному механизму. 

 Государственное  регулирование цен является попыткой  государства с помощью законодательных,  административных и бюджетно-финансовых  мероприятий воздействовать на  цены таким образом, чтобы способствовать  стабильному развитию экономической  системы в целом, т.е. через  цены нивелировать циклические  колебания процессов воспроизводства.  В зависимости от конкретной  хозяйственной конъюнктуры регулирование  цен носит антикризисный и  (или) антиинфляционный характер

Известно, что система  цен - один из важнейших элементов  рыночной экономики, и она, естественно, связана с другими элементами рыночного механизма и реагирует  на их изменения. Государственное регулирование  экономики через изменение бюджетных  расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических  рычагов проявляется в изменении  издержек и цен на продукцию и  воздействует на процессы воспроизводства.

К примеру ,в России в условиях серьезной разбалансированности экономики роль государства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка: формировании предпринимательства, принятии антимонопольного законодательства и т.д. Проведение государством, в частности, антимонопольной политики должно обеспечить снятие искусственных ограничений и развертывание конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, ее поддержку и всяческое поощрение и развитие на этой основе рыночного ценообразования.

Следует отметить, что  либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства  в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии  с помощью экономических мер  на принятие товаропроизводителями  оптимальных решений по ценам, в оказании им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.

Цели государственного регулирования заключаются в  том, чтобы не допустить инфляционного  роста цен в результате возникновения  устойчивого дефицита, резкого роста  цен на эксплуатируемое сырье  и топливо, монополизма производителей, в том, чтобы создать нормальную конкуренцию, способствующую внедрению  в производство достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание  достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможности приобретать  в достаточном количестве товары первой необходимости.

Меры воздействия  на производителей со стороны государства  могут быть как прямыми - путем  установления определенных правил ценообразования, так и косвенными - через такие  экономические механизмы, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение и др.

Практически такие  меры регулирования вписываются  в общую систему управления рыночной экономикой.

Разработка цен  в рыночных условиях осуществляется товаропроизводителями самостоятельно, но с учетом законов, принятых правительством. При этом отклонение от установленных  норм экономического поведения в  отработанной системе рыночных отношений  легко может быть обнаружено в  процессе взаимодействия товаропроизводителей со своими партнерами либо через финансово-кредитную  систему, налогообложение и т.п. В  США за установление чрезмерно высоких  цен предусмотрена уголовная  ответственность. Но задача государства  здесь сводится не к насильственному  контролю за ценами, а скорее к выступлению в роли арбитра.

В период инфляции спрос  может расти одновременно с повышением цены. Потребитель не верит в стабильность рынка и, невзирая на цены, увеличивает  спрос.

Кроме того, в рыночной экономике возрастание затрат на покупки неизбежно влечет за собой  снижение нормы сбережений. В переходный период возможна и такая ситуация, когда растут и спрос, и сбережения - дефицит товаров не позволяет истратить ту сумму денег, которую покупатель накопил на данный момент времени. Как известно, в России в последние годы спрос значительно превышал предложение. В связи с этим проблема решалась путем увеличения импорта товаров.

С одной стороны, радикально не перестраивающаяся экономика  не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых  товаров. С другой стороны, если цены недостаточно высоки, то они не заинтересовывают производителей в изготовлении необходимой  продукции в нужном объеме и в  относительно короткие сроки.

 Различают методы  прямого и косвенного регулирования  цен.

Прямое регулирование  цен :

1. Метод административного регулирования цен.

2. «Замораживание»  цен.

3. Установление предельного  уровня цен.

4. Регламентация уровня рентабельности.

5. Установление нармотивов  для определения цен.

5. Декларирование  цен и другое. 

Методы косвенного регулирования цен :

  1. Налогообложение.
  2. Регулирование денежного обращения.
  3. Оплата труда .
  4. Кредитная политика.
  5. Регулирование государственных расходов.
  6. Установление норм амортизации.

    При прямых методах  регулирования цен государство  непосредственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, или другими  аналогичными методами.

    К косвенным методам  регулирования цен относятся  регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной  заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии государства  не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят  макроэкономический характер. Оптимальным  является гибкое сочетание прямых и  косвенных методов регулирования  цен государством.

    Регулировка государством цен  на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен

Как правило, государство  прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.

    Поэтому нельзя согласиться  с мнениями тех сторонников радикального курса реформ в отношении политики государственного контроля и регулирования  цен, которые отдают предпочтение косвенным  методам регулирования цен и  отвергают методы прямого государственного установления и регулирования цен. Так, предлагается сохранить установление цен государством только для естественных монополий (топливо, транспорт, связь  и т.д.).

    Отрицание возможного участия государства в регулировании  и формировании цен объясняется  отождествлением регулируемой рыночной цены с директивной плановой ценой. Что общего и в чем различие регулируемой цены и директивной  плановой? Общим можно считать  то, что в формировании и той, и  другой цены участвует государство. Отличие же состоит в том, что  плановая цена устанавливается на основе плана в отрыве от рынка и конкуренции, а регулируемая цена - на основе рыночных факторов и конкуренции. Прямое государственное  регулирование предполагает необходимость  корректировки рынка и дополнения рыночного механизма централизованной политикой государства путем  контроля за важнейшими параметрами рынка. В условиях несовершенного рыночного хозяйства, которое имеет место в России, возникающая равновесная цена не способствует достижению стабильности в экономике. Поэтому государство путем установления и регулирования цен должно целенаправленно создавать условия равновесия.

    Проводя активную ценовую политику, государство может  обеспечить прибыльность бизнеса, который  невыгоден для чисто рыночного  хозяйствования (долговременные научно-технические  программы, ВПК, транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.). Подобный результат может быть достигнут как путем использования договорных цен, так и через размещение государственных заказов и закупок. 

     Конечно, при  чрезмерном государственном регулировании  цен рыночные механизмы ослабевают  и возникает опасность потери  рыночных ориентиров для сопоставления  затрат и результатов, так как  основные рыночные параметры  испытывают сильное влияние со  стороны нерыночных факторов. Не  связанная с конкурентным рынком  и устанавливаемая государством  цена не может достаточно оперативно  меняться в зависимости от  изменения спроса и предложения.  В этом случае образуется, как  и в плановой экономике, либо  дефицит, либо затоваривание рынка  не имеющими сбыта товарами.

    В случае полного  отхода государства от участия в  формировании цен и их регулирования  разрушаются основы экономики, государство  теряет один из важнейших методов  борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение  многих предприятий становятся достаточно неустойчивыми. 

     В рыночной  экономике недопустимы как чрезмерное  увлечение установлением и регулированием  цен со стороны государства,  так и полный отказ от такого  регулирования прежде всего в отношении продукции эффективных, но затрудняющих конкуренцию монополистических предприятий. В переходный для общества период усиливается необходимость прямого государственного регулирования цен.

    Государственное регулирование цен осуществляется также при помощи гарантирования производителям уровня продажных цен  и посредством субсидирования издержек производства. Так, в США производителям предоставляются субсидии из бюджета  в случае падения рыночных цен  ниже гарантированного минимума. Специальная  правительственная организация "Товарно-кредитная  корпорация" по гарантированным  ценам принимает в залог у  фермеров сельхозпродукты. Если в период действия залога (обычно 12 месяцев) цены на рынке поднимутся выше уровня залоговых  цен, то фермер может выкупить свой товар и реализовать его на рынке. Если же рыночные цены остаются ниже залоговых, товар не выкупается и переходит в собственность корпорации 

Информация о работе Государственное регулирование цен в зарубежных странах