Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 11:06, реферат
В России франчайзинг только начинает набирать обороты, но примеры его удачного внедрения на нашем потребительском рынке уже есть. Отечественные торговые сети активно используют элементы франчайзинга для организации фирменной торговли.
Чем же привлекателен франчайзинг, каковы его особенности, какие преимущества и недостатки он в себе несет, что представляет из себя франчайзинговый договор, попытаемся разобраться далее.
Введение 3
1. Что такое франчайзинг? 4
Основные термины и понятия 4
2. Преимущества и Недостатки 8
2.1 Преимущества франчайзинга 8
2.1.1 Преимущества для франчайзора 8
2.1.2 Преимущества для франчайзи 10
2.2 Недостатки Франчайзинга 12
2.2.1 Недостатки для франчайзора 12
2.2.2 Недостатки для франчайзи 14
3. Обязанности сторон 15
3.1 Обязанности франчайзора 15
3.2 Обязанности франчайзи 17
4. Психологический фактор 18
4.1 Идеальный франчайзор 18
4.2 Идеальный франчайзи 19
4.3 Фазы развития отношений 20
5. Франчайзинговый договор 21
5.1 Основные элементы франчайзингового договора 21
5.2 Три фазы 22
6. Франчайзинг в России. 25
7. Слова, наиболее часто встречающиеся во франчайзинге, и их значения 29
Заключение 33
Список используемой литературы 34
Успешная
франчайзинговая структура
Франчайзинг часто описывается как "семейная" концепция. Все члены семьи следуют определенным правилам для всеобщего блага. Эта модель помогает понять, почему стандартный франчайзинговый договор должен приниматься как есть, без модификаций. Франчайзи должен быть готов работать в соответствии с правилами и положениями, установленными франчайзором. Если франчайзи не готов распрощаться с независимостью и следовать наставлениям франчайзора, то его решение о покупке франшизе скорее всего неверно.
Франчайзинговый
договор, по сути говоря, имеет дело
с тремя фазами или этапами
развития взаимоотношений между
франчайзором и франчайзи.
Первая фаза. Первый этап взаимоотношений - это период, когда франчайзор нашел франчайзи, и франчайзинговый договор подписан и приведен в исполнение. В это время франчайзи проходит обучение, находит подходящее местоположение, занимается его обустройством и начинает вести свои дела.
Вторая фаза. Этот этап представляет собой период, в течении которого работает франчайзинговое предприятие. Если франчайзи и франчайзору удается успешно пройти этот этап, то их взаимоотношения могут продолжаться практически бесконечно.
Третья фаза. Здесь происходит окончание взаимоотношений между франчайзором и франчайзи. Тому могут быть множество причин: одна из сторон нарушила положения договора, смерть франчайзи и т.п.
Роль адвоката франчайзи
Каждая
из фаз взаимоотношений между
франчайзором и франчайзи должна
быть оговорена в договоре. Необходимо
тщательно продумать структуру взаимоотношений.
Рекомендуется обратиться к профессиональному
юристу, чтобы он квалифицированно подготовил
договор, который бы максимально удовлетворял
запросы франчайзингового предприятия.
Франчайзинговый юрист должен обладать
опытом во франчайзинге.
Франшиза как лицензия
Большая
часть франчайзинговых
Франчайзинговый договор содержит пункт, по которому франчайзор обязан раскрыть франчайзи все детали функционирования предприятия. Франчайзор также обязан обучить франчайзи вести данный бизнес. Договор должен обязывать франчайзи следовать всем стандартам производства. В отличие от франчайзингового договора операционное пособие (пособие по функционированию предприятия) может быть модифицировано и дополнено. Договор также предусматривает положение, по которому франчайзор может время от времени модифицировать и обновлять франчайзинговую систему. Этот момент, однако, не означает, что франчайзор может отклоняться от операционного пособия.
Финансовые обязательства
Большая
часть франчайзинговых
Франчайзи должен делать регулярные взносы франчайзору (называемые также сервисная плата, или роялти, или управленческая плата) за право пользования его системой и поддержку. Договор оговаривает, как эти регулярные взносы рассчитываются, выплачиваются и проверяются. Большинство франчайзоров предпочитают, чтобы взносы делались еженедельно, максимум ежемесячно.
Многие франчайзинговые договоры предусматривают выплату определенных сумм в общий рекламный фонд. Договор предусматривает, как эти деньги будут тратиться и кто их контролирует, а также формы отчетности франчайзора перед франчайзи за расходы по этой статье.
Срок договора
Франчайзинговый договор предусматривает срок, в течение которого он действует. Франчайзи может иметь право на продолжение договора, если во время его действия он не совершил серьезных нарушений.
Важно, чтобы срок действия франчайзингового договора совпадал со сроком договора об аренде помещений, так как в противном случае франчайзи может оказаться в неприятной ситуации, когда договор с франчайзором прекращен, а он все еще должен нести расходы по аренде без возможности продолжать свой бизнес в этом помещении.
Эксклюзивность
Вопрос об эксклюзивности территории, на которой работает франчайзи требует тщательной проработки. Большинство франчайзоров не предоставляют эксклюзивную территорию франчайзи, если он обслуживает слишком большую площадь. Это делается, чтобы быть более гибким в реакции на действия конкурентов в этом районе.
Франчайзинговый
договор может содержать
Обязанности сторон
Франчайзинговый
договор включает положения, оговаривающие
обязанности франчайзора и
Другие важные положения
Существуют
несколько положений, которые также
могут быть включены в договор. Вот
некоторые из них.
Вывод
Этот раздел осветил основные элементы франчайзингового договора. Важно отметь, что не все положения были освещены здесь, так как требования франчайзингового договора отличаются в зависимости от типа бизнеса. Исключительно важно, чтобы в подготовке договора участвовал профессиональный юрист по франчайзингу.
Интерес к применению франчайзинговых схем на российском рынке сейчас явно нарастает. В период с 1995 по 1999 год на российском рынке существовало всего 22 франшизных системы, в 2000-2001 гг. их число увеличилось на 30, а в 2002 году появилось более 40 новых систем. Причем увеличивается не только количество франшиз, выставляемых на продажу, но и число соискателей. К тому же франчайзинг в России — это давно не новое, модное поветрие, а уже какая-никакая история. По крайней мере, первая франшиза (ну, или одна из первых) была продана в России компанией Baskin Robbins еще десять лет назад — в 1993-м.
В книжных
магазинах нетрудно обнаружить десяток-другой
монументальных монографий и порой
весьма подозрительных брошюр, посвященных
теории и практике франчайзинга. Все
больше посетителей собирают специализированные
выставки и ярмарки, где можно не только
познакомиться с представителями франшизных
брэндов и обсудить условия совместной
работы, но и прямо на месте подписать
контракт. Приглашения на семинары для
будущих франчайзи разбрасываются спаммерами
по миллионам адресов. Так что с точки
зрения информированности о сути и возможностях
франчайзинга российские предприниматели
явно продвинулись вперед по сравнению
с серединой девяностых. А ведь тогда многие
были абсолютно уверены, что, например,
франчайзинг от фирмы “1С” — что-то вроде
очередной компьютерной программы.
Сравнивая развитие франчайзинговой системы в США (родоначальника этой сферы ведения бизнеса) и в России, в США на сегодняшний день насчитывается около 1,5 тыс. франчайзинговых систем, в России – 79-90; среднее количество франчайзи на одного франчайзора в США составляет 230 человек, в России – около 10. Практически 50% всего франчайзинга в мире составляет сфера торговли, услуг и быстрого питания.
Однако,
такое отставание России в развитии
франчайзинга происходит, прежде всего,
из-за несовершенства законодательства.
В частности, обязательна двойная регистрация
франшизных договоров (в патентном ведомстве
и в органе, регистрирующем юридических
лиц). Также есть такое положение, при котором
по истечении договора, между франчайзи
и франчайзором должен быть заключен новый
договор, но на прежних условиях, что абсолютно
неприемлемо в условиях развивающейся
рыночной экономики.
Вообще франчайзинг развивается
в 75 видах деятельности, в то время как
в России он присутствует лишь в 8-10 видах
(в том числе и в сфере торговли, общественного
питания, услуг, уличной торговли, а также
АЗС). Считается, что российский потребитель
все больше формируется как потребитель
фирменных товаров. Практически не покупаются
товары, которые не рекламируются или
не имеют устоявшегося товарного знака.
Франчайзинговая система
успешно применяется в России такими фирмами,
как «Эконика» (72 корпоративных магазина
и 34 франчайзинговых), «Лукойл» (14 корпоративных
и 185 франчайзинговых), «Шатура» (почти
полностью на основе франчайзинга), «Ростик’с»
(53 к 151), «Лавка жизни».
По данным американских исследований, 40% всех продаж осуществляется с помощью франчайзинга. Франшиза существует в 75 видах деятельности в мире и охватывает 350 тыс. предприятий. Наибольший их объем в мире приходится на торговлю - около 45%. Это фаст-фуды, промтовары, рестораны, продуктовые товары. Что касается России, то, по данным Московской международной бизнес-ассоциации, 50% - это рестораны и фаст-фуды, затем идет торговля (обувь, продовольствие, косметика, парфюмерия, оптика, цветы и т.д.) - 40%, 10% приходится на различные услуги (медицинские, образовательные, фотоуслуги, химчистки и т.д.).
В России есть четыре гнездышка франчайзинга: Москва, Санкт-Петербург, Сибирь и южные регионы страны. Туда проникают известные иностранные фирмы и наши крупные компании, в противовес "иноземным оккупантам", создающие общенациональные бренды. Например, "Красный куб" планирует к 2004 году довести количество своих магазинов по всей России до 100. "Феликс" тоже пошел в регионы, а "Шатура" уже давно там обосновалась - 500 франчайзи в 67 субъектах РФ. Как показала практика, за несколько месяцев оборот первого франчайзингового салона "Феликса", открытого в 2001 году в Липецке, вырос в 2,5 раза. По мнению специалистов, получат развитие в регионах сети супермаркетов, таких как "Перекресток" или "Копейка", в которых сочетается большой выбор позиций (800-1500) и политика относительно невысоких цен. В регионах их ждут местные ведущие оптовики с обширными складами, развитой логистикой, которые будут не против скорректировать свою технологию под снабжение дискаунтера.
Правда, в центре не все еще готовы к экспансии в регионы. Например, "РосИнтер" продает право на свою марку только в Москве и Подмосковье, где легче найти надежных партнеров, которые не станут диктовать своих условий и расшатывать общий бизнес. Кстати, практически по этой причине неудачей закончилась попытка петербургской фаст-фуд-системы "Золотой цыпленок" создать в 1997 году свою франчайзинговую сеть. Владельцы марки предлагали франчайзи оборудование и поставку полуфабрикатов, но столкнулись с тем, что владельцы помещений нарушали правила договора, в том числе продавали спиртные напитки, хотя этого и не предусматривала концепция бистро. Небольшие кафе с неустойчивым качеством не выдержали конкуренции с монстрами - "Макдоналдс" и "Кентукки Фрайд Чикен" (KFC), которые гарантируют качество и строго соблюдают правила франчайзинга.
Более редким видом франчайзинга является производственный. Классический западный вариант - The Coca-Cola Company (Атланта). В России по франчайзингу с этой компанией-брендодержателем, имеющей по всему миру порядка 200 компаний-бутлеров (то есть имеющих право строить свою локальную франчайзинговую сеть), работает российская частная фирма с участием греческого и ирландского капитала "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия". Она является второй в мире компанией по объемам производства продукта под брендом франчайзера. The Coca-Cola Company дает франшизу различным компаниям при условии хорошей репутации и прочного положения на рынке. В объемном договоре между франчайзи и компанией подробно прописаны все нюансы - работы по эксплуатации и раскручиванию торговой марки. Например, франчайзи запрещен траншинг - то есть производитель не может поставлять свою продукцию в тот регион, в котором имеется собственный производитель Coca-Cola.