Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 11:06, реферат
В России франчайзинг только начинает набирать обороты, но примеры его удачного внедрения на нашем потребительском рынке уже есть. Отечественные торговые сети активно используют элементы франчайзинга для организации фирменной торговли.
Чем же привлекателен франчайзинг, каковы его особенности, какие преимущества и недостатки он в себе несет, что представляет из себя франчайзинговый договор, попытаемся разобраться далее.
Введение 3
1. Что такое франчайзинг? 4
Основные термины и понятия 4
2. Преимущества и Недостатки 8
2.1 Преимущества франчайзинга 8
2.1.1 Преимущества для франчайзора 8
2.1.2 Преимущества для франчайзи 10
2.2 Недостатки Франчайзинга 12
2.2.1 Недостатки для франчайзора 12
2.2.2 Недостатки для франчайзи 14
3. Обязанности сторон 15
3.1 Обязанности франчайзора 15
3.2 Обязанности франчайзи 17
4. Психологический фактор 18
4.1 Идеальный франчайзор 18
4.2 Идеальный франчайзи 19
4.3 Фазы развития отношений 20
5. Франчайзинговый договор 21
5.1 Основные элементы франчайзингового договора 21
5.2 Три фазы 22
6. Франчайзинг в России. 25
7. Слова, наиболее часто встречающиеся во франчайзинге, и их значения 29
Заключение 33
Список используемой литературы 34
Передача
деловой и технической
Документация
всех правил и положений. Франчайзор,
разрабатывая успешную деловую концепцию,
должен стандартизировать все
Контроль
качества. Франчайзор должен поддерживать
репутацию франчайзинговой
Обеспечение постоянной поддержки. Франчайзор должен обеспечивать постоянную поддержку каждому франчайзи, включая повышение квалификации, поддержку в управлении и оперативные услуги по требованию.
Заключение и поддержка эксклюзивных договоров о поставках. У франчайзора есть возможность вести переговоры о выгодных условиях поставок с крупнейшими поставщиками сырья и оборудования (например, муки для пекарен или кухонной мебели для специализированных магазинов). Эти специальные скидки дают возможность франчайзи значительно уменьшить свои затраты.
Уточнение графика развития. Франчайзор несет полную ответственность за выработку конкурсных условий для тех франчайзи, которые хотят владеть больше, чем одной франшизой. Эти условия находятся в зависимости о успехов конкретного франчайзи и должны контролироваться франчайзором для того, чтобы расширение франчайзинговой системы происходило за счет успешных франчайзи.
Предоставление защищенной территории. Франчайзор при подписании франчайзингового договора должен оговорить защищенную территорию, на которой франчайзи будет работать. Это делается для гарантии того, что на оговоренной территории не будет открыто других франшиз этой же марки.
Определение условий разрыва и продолжения контракта. Франчайзор определяет во франчайзинговом договоре положения о разрыве отношений с франчайзи. Эти положения должны быть стандартизированы и применяться одинаково во всей франчайзинговой системе. Франчайзор также разрабатывает условия продолжения договора с франчайзи, которые должны быть стандартизированы и применяться одинаково во всей франчайзинговой системе.
Большая
часть обязанностей франчайзора
оговаривается во франчайзинговом
договоре. Франчайзинговый договор также
оговаривает обязанности франчайзи.
Выплата первичного взноса. Как оговаривается в договоре, франчайзи должен внести первичный взнос за франшизу. Договор также оговаривает другие необходимые выплаты.
Выплата
сервисного взноса. Франчайзи должен
выплачивать все сервисные
Другие выплаты. Франчайзор может потребовать от франчайзи, чтобы он принял обязательства и по другим выплатам, которые поддерживают франчайзинговую систему. Эти выплаты могут включать периодичные отчисления в общий фонд рекламы и обязательства по первоначальной покупке оборудования, мебели, инвентаря и вывески. Эти выплаты оговариваются во франчайзинговом договоре и должны быть выплачены в оговоренные сроки.
Использование торговой марки. Франчайзи, при исполнении франчайзингового договора, соглашается использовать франчайзинговый торговый знак и/или брэнднейм. Это использование ограничено и должно проводиться в форме, удовлетворяющей франчайзора. Невыполнение этого пункта рассматривается как нарушение франчайзингового договора и может привести к разрыву отношений.
Следование производственным стандартам. Франчайзи, приобретая франшизу, соглашается следовать производственным стандартам, уставленным франчайзором. Эти стандарты предназначены для поддержки единообразия среди существующих франчайзи. Неспособность следования этим стандартам может привести к разрыву договора с франчайзором.
Следование программе франчайзора. Франчайзи должен следовать всем требованиям франчайзинговой программы. Эти требования являются условием единообразия предоставляемых услуг во всей франчайзинговой системе. Неспособность следования этим стандартам может привести к разрыву договора с франчайзором.
Перед тем,
как подписать франчайзинговый
договор важно, чтобы потенциальный
франчайзи полностью понял
Штрихи
к портрету:
Одним из самых важных факторов франчайзинговых взаимоотношений является качество общения между франчайзором и франчайзи. Как франчайзор, так и франчайзи входят в партнерские отношения со своими планами и надеждами. Всеми признано, что для успешного франчайзингового сотрудничества необходим тщательный отбор франчайзи. Однако вопрос о проверке франчайзора задается редко.
Идеальному франчайзору должны быть присущи определенные качества. Франчайзор должен обладать хорошим пониманием общих целей и путей их достижения, а также быть изобретательным. Он должен уметь мотивировать других и донести до них цели и идеи франчайзинговой системы.
Франчайзору
должны быть присущи исключительная
прозорливость и терпимость. Это
очень важно на первых порах, когда
соблазн увеличивать продажи
франшиз превосходит
Франчайзор должен быть способен обучить, мотивировать и добиться уважения франчайзи. Франчайзор должен выполнять ожидания и обещания, данные франчайзи. Предприниматель, становясь франчайзором, должен добиться профессионализма в содействии франчайзи открывать свои предприятия. Он также принимает на себя моральные обязательства за успех тех, кто принят во франчайзинговую систему.
Франчайзор должен признать то, что франчайзи являются полноправными партнерами по бизнесу. Франчайзор должен уметь найти подход к франчайзи. Без этого никакая франчайзинговая система не может рассчитывать на успех. Диктатура во франчайзинге не привела ни к какому успеху.
Идеальный франчайзор обладает такими качествами, как: цельность, страсть, мудрость, терпимость и упорство, в дополнение к жгучему желанию постоянно придумывать что-то новое и все усовершенствовать. Франчайзор также должен уметь доверять, быть дипломатом и быть способным быстро принимать решения. "Нет предела в совершенстве!" - это девиз успешного франчайзора.
Для франчайзи франчайзинг чаще всего описывается фразой "Быть в бизнесе самостоятельно, но не одному". Франчайзи должен быть целеустремленным и знающим, что он хочет и одновременно соблюдать все правила и положения франчайзинговой системы. Он должен уметь хорошо общаться и ладить с людьми, ведь ему придется общаться с клиентами, представителями франчайзора, поставщиками и своим персоналом.
Франчайзи
должен быть честным человеком в
бизнесе и разделать желание
франчайзора постоянно
Франчайзи должен получать удовольствие от бизнеса. Большая часть людей говорит, что они идут в бизнес, чтобы зарабатывать большие деньги. Опыт показывает, что просто желание делать деньги недостаточно для успеха. Важно удовлетворение от работы. Желательно, чтобы потенциальный франчайзи потратил несколько дней на подобном предприятии перед принятием окончательного решения. Многие франчайзоры поощряют такой шаг, так как они понимают, что неудовлетворенный франчайзи - ноша для него и всей франчайзинговой системы. Неудачи дорого стоят как франчайзору, так и франчайзи.
Франчайзи должен быть готов вложить много времени и усилий в предприятие. Франчайзи должен быть способен легко схватывать новую информацию и охотно ее притворять в жизнь. Франчайзи должен быть позитивным и готовым к изменениям, оставаясь при этом самодисциплинированным в рамках, установленных франчайзором.
Потенциальный франчайзи должен быть уверен в поддержке своей семьи и друзей, ведь им нередко придется помогать ему.
Многие консультанты по франчайзингу сравнивают развитие отношений между франчайзором и франчайзи с фазами взаимоотношений родителей с ребенком. В самом начале франчайзи знает очень мало о новом бизнесе и предприятии. Франчайзи быстро обучается и восприимчив к новой информации. На карту поставлены сбережения всей его жизни. Даже небольшие помехи и задержки в его развитии воспринимаются как глобальные кризисы. Эта фаза может быть названа "детской" в развитии взаимоотношений между франчайзором и франчайзи. Франчайзи находится в полной зависимости от франчайзора на предмет руководства и поддержки. Франчайзор в это время должен предоставлять постоянную техническую поддержку, совет, доброе отношение и ободрение франчайзи. Эта фаза самая благоприятная для франчайзора.
После 18-24 месяцев франчайзи осваивает новый бизнес. На этом этапе франчайзи начинает думать, нуждается ли он вообще в поддержке франчайзора. Франчайзи входит в подростковую или революционную фазу развития, когда он ставит под сомнение ценность франчайзора и всей франчайзинговой системы. В это время многие франчайзи начинают тратить непропорционально большие средства, стараясь приобрести статус успешного бизнесмена. Эти действия незрелы и часто вредят всему бизнесу.
Эта фаза является наиболее сложной во взаимоотношениях между франчайзором и франчайзи. Если одна из сторон допускает здесь ошибки, они чаще всего приводят к разрыву взаимоотношений. Чтобы избежать этого франчайзор должен продемонстрировать, что он способен на деле вносить свой вклад в растущий успех франчайзи. Франчайзор должен быть очень твердым и отвергать все попытки со стороны франчайзи изменить систему или сервисные выплаты.
Если удается пройти успешно эту "подростковую" фазу, у франчайзи появляется уважение у франчайзору. Франчайзи начинает осознавать, что его успех неразрывен с и невозможен без всей франчайзинговой системы. Франчайзор и франчайзи достигают той фазы развития, когда они могут работать принося друг другу прибыль. Как франчайзор, так и франчайзи должны помнить, что они являются независимыми предпринимателями. Но условием их процветания является взаимная поддержка.
Франчайзинговый договор, как и любой официальный договор, представляет собой исключительно важный документ. Франчайзинговый договор, однако, имеет ряд заметных отличий. Многие контракты служат для уточнения взаимоотношений в течении небольшого периода времени. После завершения сделки такой контракт больше не имеет силы.
Франчайзинговый же договор подписывается между франчайзором и многими франчайзи на длительный срок. К нему будут обращаться часто и в течении многих лет, поэтому франчайзинговый договор должен быть тщательно подготовлен.
Франчайзор
подписывает франчайзинговый
Франчайзор должен с самого начала подготовить франчайзинговый договор так, чтобы у франчайзи не возникало сомнений и желания изменить его.
Если кому-то из франчайзи удастся добиться изменений в его договоре, то другие франчайзи могут быть недовольны, что франчайзор сделал исключение для кого-то. Эти франчайзи могут теперь рассматривать свой договор как не совсем совершенный. Франчайзинговый договор должен быть единым для всех франчайзи.
Франчайзинговый договор обычно включает определение "интеллектуальной собственности" франчайзора. Под интеллектуальной собственностью франчайзора понимается торговый знак, ноу-хау, специальные детали производственного процесса, торговые и производственные секреты и другая конфиденциальная информация. Рекомендуется, чтобы профессиональный юрист участвовал в проработке данного вопроса.