Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:37, курсовая работа
Еще совсем недавно рынок банковских услуг был рынком продавца, когда клиенты располагали большими суммами (вследствие инфляции) денег, а банков было немного. Но в последнее время при наметившейся стабилизации с инфляцией, ростом ставки рефинансирования и в условиях хронической нехватки денежных ресурсов у основных клиентов банков - предприятий, рынок банковских услуг превратился в рынок покупателя.
Содержание
Введение 3
1. Особенности и содержание банковского маркетинга 6
1.1. Сущность и принципы банковского маркетинга 6
1.2. Задачи службы маркетинга в банке и ее организационная структура 18
1.3. Маркетинговые стратегии банка 22
2. Анализ работы маркетинговой службы в банке ОАО «Сбербанк России» 28
2.1. Краткая характеристика банка 28
2.2. Функции и значение маркетинговой службы в банке 33
2.3. Анализ деятельности маркетинговой службы в банке 37
3. Совершенствование работы маркетинговой службы в банке ОАО «Сбербанк России» 59
3.1. Совершенствование организационной структуры маркетинговой службы 59
3.2. Расширение функций маркетинговой службы 61
Заключение 61
Список литературы 77
Приложения 79
Новая организационная структура маркетинговой службы Сбербанка РФ представлена на рис.21.
Специалист по изучению конъюнктуры региональных рынков |
|||||||||||
Начальник отдела маркетинга |
|||||||||||
Специалист по организации сбыта услуг |
Специалист по маркетинговым исследованиям |
Специалист по разработке продуктов и услуг | |||||||||
Физическим лицам |
Юридическим лицам |
Рис.21. Организационная структура маркетинговой службы Сбербанка России
Таким образом, предлагается создать целостную систему маркетинга, ориентированную на изучение конъюнктуры региональных рынков, потребностей и запросов клиентов, разработку и совершенствование банковских продуктов и услуг. Получит развитие практика создания целевых проектных групп, ориентированных на решение конкретных задач по развитию новых видов деятельности Банка.
Для каждой категории клиентов необходима собственная стратегия взаимодействия и продвижения продукта: как, в какой последовательности воздействовать на клиентов, какие условия им предлагать. Поэтому формированием стратегии для каждой ниши рынка должны заниматься разные маркетологи в отделе. Другими словами, если сейчас отдел маркетинга Сбербанка построен по функциональному признаку: один занимается исследованием рынка, второй – стимулированием продаж, третий – разработкой новых продуктов и услуг, то лучше, на наш взгляд, при сохранении функционального признака разбить отдел маркетинга на подразделения, каждое из которых будет заниматься только своими клиентами: 1 подразделение – физическими лицами, 2 подразделение – юридическими.
В данном разделе дипломной работы предложены следующие новые функции маркетинговой службы Сбербанка:
1) внутренний маркетинг;
2) контроль маркетинговой деятельности;
3) создание и ведение баз данных, ориентированных на клиента.
Внутренний маркетинг
Отдел маркетинга Сбербанка занимается в основном внешним маркетингом: клиенты, конкуренты и т.д., а функции внутреннего маркетинга практически отсутствуют, хотя они очень важны для банка. В связи с этим в функции маркетологов можно включить:
Контроль маркетинговой деятельности
Контроль маркетинговой
В настоящее время выделяют четыре типа контроля маркетинговой деятельности (по Ф. Котлеру) [11; с.389]:
Таблица 5
Характеристика типов
Тип контроля |
Цель контроля |
Подходы |
I. Контроль ежегодных планов |
Узнать, достигаются ли запланированные результаты |
Анализ сбыта Анализ доли рынка Сравнение затрат и продаж Финансовый анализ деятельности организации |
II. Контроль прибыльности |
Определить, на какие цели расходуются и на каком этапе “теряются” деньги компании |
Оценить прибыльность по: продукции, территориям, покупателям, сегментам рынка, каналам сбыта |
III. Контроль эффективности |
Оценить и повысить эффективность расходования средств на маркетинг |
Оценить эффективность: персонала, рекламы, стимулирования сбыта, распределения |
IV. Стратегический контроль |
Выяснить, максимально ли организация использует свои возможности в отношении рынков, услгу и каналов распределения |
Оценка эффективности Маркетинговый аудит |
I. Контроль ежегодных планов. Этот тип контроля базируется на принципе управления на основе целей. Это значит, что прежде всего руководство ставит цели - на месяц или квартал. Затем осуществляется контроль за деятельностью организации. Руководство изучает серьезные отклонения от маркетингового плана, если они возникают, определяет их причины. На завершающем этапе деятельности, направленной на достижение поставленных целей, необходимо предпринимать корректирующие действия для сокращения разрыва между реальными и намеченными показателями.
Данную модель контроля можно использовать на всех уровнях организации. Высшее руководство определяет цели на год по прибылям и объемам продаж. Для каждого последующего уровня управления эти цели сужаются и конкретизируются. Конкретные цели имеют и региональные отделения банка. По истечении определенного периода руководство анализирует результаты деятельности нижестоящих работников и выясняет, нужно ли предпринимать какие-либо корректирующие действия.
Для контроля за выполнением плана применяют пять видов анализа: сбыта, доли рынка, соотношения затраты/объем продаж, финансовый и маркетинговый оценочный анализ.
…………..
Подводя итоги дипломной работы,
можно сделать следующие
Основная идея маркетингового подхода к производству банковских продуктов состоит в том, что маркетинговые службы банка вначале изучают рынок предполагаемых к выпуску продуктов, процентные ставки, цены на них, типы клиентов-покупателей, конкурентов, предлагающих аналогичные продукты, а затем организовывают их производство и реализацию.
Основные принципы банковского маркетинга:
В банковском предпринимательстве могут применяться следующие концепции маркетинга:
Маркетинговая служба – административно-управленческое подразделение организации, выполняющее полный или ограниченный набор маркетинговых функций.
Основные задачи службы маркетинга в банке:
Маркетинговые службы банка собирают информацию о потребителях банковских услуг на рынке действия банка, о клиентах банка, об удовлетворении их интересов структурами банка и его сотрудниками, осуществляющих непосредственный контакт с клиентом, и о путях и средствах продвижения услуг и имиджа банка и его эффективности.
Существует несколько вариантов создания маркетинговых служб. В частности маркетинговая служба может являться:
В практике банков могут быть использованы следующие типы организации маркетинговой деятельности:
В практической части дипломной работы была исследована деятельность маркетинговой службы Сбербанка РФ.
Основной целью деятельности
банка является привлечение денежных
средств от физических и юридических
лиц, осуществление кредитно-
Миссия Банка - обеспечивать потребность каждого клиента, в том числе частного, корпоративного и государственного, на всей территории России в банковских услугах высокого качества и надёжности, обеспечивая устойчивое функционирование российской банковской системы, сбережение вкладов населения и их инвестирование в реальный сектор, содействуя развитию экономики России.
Сбербанк России уверенно сохраняет за собой позиции лидирующего кредитного института Российской Федерации. По состоянию на 1 июля 2006 года его доля в активах банковской системы составила 26,3%.
Служба маркетинга в Сбербанке России построена по функциональному принципу, т.е. по принципу ответственности отдельных лиц отдела за выполнение отдельной локальной функциональной задачи отдела. Руководитель банка получает от маркетинговой службы информацию о развитии банковского продукта, о том, в каком направлении нужно совершенствовать услуги банка и какие новые разрабатывать, каким должен быть ассортимент предлагаемых услуг, каковы сроки обновления банковских услуг и т.д.