Банковская система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в усовершенствовании надзорных функций Национального банка Республики Беларусь за деятельностью коммерческих банков в вопросах ликвидности и платежеспособности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

1. Раскрыть понятие ликвидности и платежеспособности коммерческих банков.

2. Охарактеризовать экономические нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков в Республике Беларусь.

3. Дать оценку теорий управления банковской ликвидностью.

4. Проанализировать развитие экономических принципов банковского менеджмента.

5. Наметить пути совершенствования методов контроля ликвидности и платежеспособности коммерческих банков.

6. Разработать предложения по повышению результативности надзора Национального банка в банковской деятельности.

Объектом исследования является банковская система Республики Беларусь. Методы исследования – анализ, синтез, аналогия, дедуктивный.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................... 3

1. Сущность платежеспособности и ликвидности........................... 8

1.1.Понятие ликвидности и платежеспособности коммерческих банков 8

1.2. Экономические нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков РБ 30

2. Инструменты контроля за рисками и ликвидностью банка....... 48

2.1.Теории управления банковской ликвидностью.......................... 48

2.2. Развитие экономических принципов управления деятельностью банков. Зарубежный опыт................................................................................................... 63

3. Управление ликвидностью и платежеспособностью коммерческих банков 73

3.1. Методы управления ликвидностью и платежеспособностью коммерческих банков 73

3.2. Надзор Национального банка в банковской деятельности....... 93

Заключение...................................................................................... 102

Список литературы......................................................................... 110

Приложения..................................................................................... 116

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 339.00 Кб (Скачать)

3.        Норматив среднесрочной ликвидности  (активы с погашением от года  до трех лет сравнивались с  обязательствами с таким же  сроком плюс свободные собственные  средства банка   (К5); 

4.        Норматив долгосрочной ликвидности  (то же самое, только свыше трех лет (К6). 

Основными направлениями денежно-кредитной  политики на 1999 г. предусматривались  значения:  

К4 –  не ниже 0,8; К5 и К6 – не выше 1,0. 

Теми  же правилами устанавливались и  дополнительно рекомендуемые коммерческими  банками и другим кредитным учреждениям нормативы: 

1.     К7 – соотношение суммы кредитов  и остатка средств на расчетных,  текущих, депозитных и других  счетах. Рекомендуемое значение  – не выше 0,7; 

2.     К8 – соотношение суммы ликвидных  активов банка и остатка средств  на расчетных, текущих и других счетах. Рекомендуемое значение не ниже 0,5; 

3.     К9 – соотношение суммы ликвидных  активов и общей суммы активов.  Значение – не ниже 0,5. 

Затем Правилами регулирования деятельности банков в области платежеспособности, ликвидности и крупных рисков был установлен только норматив краткосрочной ликвидности (К2). Необходимость в других коэффициентах отпала сама собой, так как новая методика расчета коэффициента ликвидности включила в себя контроль соответствия активов пассивам как по суммам, так и по срокам, причем последние делились следующим образом: до востребования, до 3-х месяцев, от 3 до 6, от 6 до 12 месяцев и более года. В случае несовпадения сроков привлечения и размещения средств (например, когда сумма пассивов до 3-х месяцев превышает сумму активов на этот же срок), на всю величину несоответствия должны быть увеличена фактическая ликвидность. Может возникнуть вопрос, а как же быть с К5 и К6 (сроки соответственно до 3-х и более 3-х лет). Ответ прост. Кто же станет вкладывать деньги в банк на такие сроки при той нестабильности в экономике, которая была тогда в Беларуси. 

Этими правилами введены такие понятия, как фактическая и требуемая  ликвидности, а также различным  активам установлены проценты ликвидности, а пассивам – риски одновременного изъятия. Процент ликвидности был тем выше, чем больше вероятность за счет данного вида актива погасить внезапно возникшее обязательство по пассиву. Например, если по статье “Депозиты других банков до востребования” стоит цифра 50, то это значит, что есть вероятность одновременного изъятия сразу 50% этого вида пассива. Следовательно, банку нужно на эту сумму увеличить фактическую ликвидность, чтобы быть готовым к такому изъятию. 

Норматив  краткосрочной ликвидности, то есть его значение, равное единице, не изменился и до настоящего времени. Но это еще не значит, что не изменялись фактическая и требуемая ликвидности. Последняя, кстати, из года в год увеличивалась, что заставляло банки увеличивать и сумму фактической ликвидности. 

За нарушение  показателей ликвидности повышался норматив перечисления в фонд регулирования кредитных ресурсов Национального банка, затем взыскивался штраф в размере 10% от недостающей суммы фактической ликвидности по сравнению с требуемой, а начиная с ноября 1996 г. в случае несоблюдения требований по коэффициенту ликвидности, банку сначала направляется предписание о приведении коэффициента к норме в установленный срок. В случае его неисполнения вводится особый режим функционирования банка либо особый режим корсчета типа “В”. 

Во многих странах центральный банк не устанавливает обязательных коэффициентов – это или не предусмотрено законодательством, или центральный банк не счел это необходимым. Он только требует рассчитывать некоторые коэффициенты, совокупные или по срокам платежей, и осуществляется надзор за ними. Практически это то же самое. В некотором роде второй метод даже более соответствует поставленной задаче, так как он не навязывает один и тот же коэффициент разным учреждениям; в зависимости от рода учреждения банк может посчитать исчисленный коэффициент удовлетворительным или нет, и в случае необходимости, оказать на данное учреждения прямое воздействие в той мере, в какой это требуется. 

Таким образом, органы контроля за деятельностью  банков подходят к вопросу о регулировании ликвидности в разных странах по-разному, оставляя, конечно, веское слово за самими банками. Да и у нас теперь Национальный банк устанавливает только один обязательный норматив по ликвидности – коэффициент краткосрочной ликвидности (сопоставляются активы и пассивы до года), а в остальном банкам предоставлена свобода. 

Требуемая ликвидность — это сумма ликвидных  активов, которую необходимо хранить  банку, чтобы он мог оплачивать свои долговые обязательства при их востребовании. Она определяется по сумме пассивов до востребования, взвешенных на риск возможного одновременного снятия средств по ним. Для определения коэффициента ликвидности (К2) необходимо фактическую ликвидность сопоставить с требуемой. Банки должны поддерживать коэффициенты ликвидности не ниже определенного уровня, на­зываемого нормой ликвидности. 

Как уже  отмечалось, нельзя смешивать понятия  ликвидности и платежеспособности банка, хотя они и находятся в  определенной взаимосвязи друг с  другом. Платежеспособность банка —  это его способность в установленный срок и в нужном объеме выполнять свои обязательства не только перед кредиторами и вкладчиками, но и перед бюджетом, страховыми органами и др. На состояние платежеспособности влияет как ликвидность баланса, так и другие факторы. Они связаны с политической и экономической ситуацией в стране, развитием денежного рынка и рынка ценных бумаг, возможностями рефинансирования в Национальном банке, качеством управления банковской деятельностью. Неплатежеспособный банк—это банк, чьи пассивы (обязательства) превышают активы. 

Требования  по платежеспособности определяются правилами  регулирования банков в области  платежеспособности, ликвидности и  крупных рисков, разработанными Национальным банком. 

Коэффициент платежеспособности (К1) — это соотношение  между размерами собственного капитала банка и суммой его активов, взвешенных на степень риска. Активные операции дифференцированы на активы, не имеющие риска, т. е. освобожденные от требований платежеспособности, и на активы, имеющие риск возможного невозврата. К активам, не имеющим риска, относятся касса и приравненные к ней средства, остатки средств на корреспондентском и резервном счетах в Национальном банке. По степени риска вложений и возможной потерей части стоимости другие активы классифицируются от 20 до 100% риска. Если ссуммировать все виды активов, взвешенных на риск, то получим знаменатель коэффициента платежеспособности. Числитель коэффици­ента — собственный капитал банка. Он определяется как итог фондов банка плюс нераспределенная прибыль, минус нематериальные затраты и средства, инвестированные банком в уставные фонды других юридических лиц. Для определения коэффициента платежеспособности коммерческие банки составляют расчет по установленной форме и представляют его в Национальный банк. (24, с. 381) 

Регулирование платежеспособности банков осуществляется посредством установления ограничений  обязательств банка, максимального  размера задолженности на одного заемщика и т. д. Хотя банки при  выдаче ссуд анализируют кредитоспособность заемщика, однако важно, чтобы в случае, когда тот или иной заемщик окажется не в состоянии вернуть ссуду в установленный срок, финансовое положение банка оставалось достаточно устойчивым. 

Если  внебалансовые обязательства имеют  обеспечение такого вида, для которого предусмотрена более низкая степень условного риска, чем для обязательств контрагента (партнера по сделке), то обеспеченная часть внебалансового обязательства умножается на условную степень риска данного обеспечения (например, при обеспечении в виде государственных ценных бумаг Республики Беларусь, номинированных в национальной денежной единице, валюты или рублевых или валютных депозитов, государственных ценных бумаг стран - членов ОЭСР - 0 процентов, при обеспечении в виде ценных бумаг мест­ных органов управления - 50 процентов и т.д.). (89, с. 45)    

Внебалансовые обязательства, подразделяются на процентные и валютные сделки. 

К процентным сделкам могут быть отнесены спотовые, форвардные, своповые, фьючерсные, опционные  и иные сделки с финансовыми инструментами, не противоречащие законодательству Республики Беларусь. 

К валютным сделкам могут быть отнесены спотовые, форвардные, своповые, фьючерсные, опционные  и иные сделки, связанные с куплей-продажей (конверсией) иностранной валюты. 

Оценка  кредитного риска производится банком по всем процентным и валютным сделкам, кроме заключенных на организованных торговых площадках (биржах) стран -членов ОЭСР. По процентным и валютным сделкам, заключенным на организованных торговых площадках (биржах) стран - членов ОЭСР, величина кредитного риска не рассчитывается. 

Взвешенная  стоимость внебалансовых обязательств по процентным и валютным сделкам  определяется следующим образом: определяется потенциальный кредитный эквивалент путем умножения номинальной  стоимости договора на соответствующий процент. 

Под ликвидностью банка понимается способность банка  обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств перед вкладчиками  и прочими кредиторами. 

Ликвидность определяется сбалансированностью  активов и пассивов банка, степенью соответствия сроков размещения активов и привлеченных средств и другими факторами. С этой целью банк должен разработать и руководствоваться стратегией управления ликвидностью, адекватной его собственным потребностям и обеспечивающей своевременное выполнение обязательств. В целях поддержания ликвидности банк должен иметь определенную сумму высоколиквидных активов, которые могут быть немедленно направлены на выплату обязательств, постоянно анализировать денежные потоки и соответствие активов и пассивов по временному диапазону, при необходимости привлекать средства на рынке. 

Принцип расчета ликвидности состоит  в сопоставлении ликвидных активов  с определенными пассивами, то есть фактической ликвидности с требуемой. 

Фактическая ликвидность - это имеющиеся ликвидные  активы для оплаты долговых обязательств в срок погашения или до востребования в зависимости от обязательств. К ликвидным активам относятся: 

- касса  и приравненные к ней средства, сродства в Национальном банке  Республики Беларусь, в том числе  средства на резервном счете в Национальном банке Республики Беларусь, внесенные сверх причитающихся сумм, государственные ценные бумаги Республики Беларусь, номинированные в национальной денежной единице н стран - членов ОЭСР - 100 процентов от балансовой суммы; 

- средства до востребования в банках стран - членов ОЭСР, государственные ценные бумаги Республики Беларусь, номинированные в иностранной валюте и стран - не членов ОЭСР - 80 процентов от балансовой суммы. 

Требуемая ликвидность - сумма ликвидных активов, которую необходимо хранить банку, чтобы он мог оплачивать свои долговые обязательства при их востребовании. Она определяется по сумме пассивов до востребования, взвешенных на риск возможного одновременного снятия средств по ним. Устанавливаются два параметра одновременного снятия средств до востребования: 

- остатки  на текущих (расчетных) счетах  юридических лиц, средства па  корсчетах других банков, вклады  и депозиты юридических и физических  лиц до востребования - 20 процентов  от балансовой суммы; 

- депозиты  до востребования других банков, кредиты до востребования, купленные у других банков, кроме Национального банка Республики Беларусь, - 60 процентов от балансовой суммы. 

Показатель  ликвидности банка характеризует  соотношение активов банка сроком погашения до 12 месяцев и обязательств банка со сроком исполнения до 1 2 месяцев. (89, с.46) 

Минимально  допустимое значение норматива ликвидности  устанавливается в размере 10%. 

Ограничение размера риска на одного заемщика, включая взаимосвязанных заемщиков, устанавливается для уменьшения вероятных убытков банка в случаях, когда вложенные в рискованные операции средства не возвращаются вовремя и в полном размере. 

Уполномоченные  органы управления банком должны разработать  и утвердить внутренне положение  по контролю за осуществлением рискованных операций, включающее изложение соответствующих процедур контроля, полномочии, взаимодействие с филиалами и другие мероприятия, обеспечивающие разумное управление и ограничение рисков. 

Выделяются  заемщики-инсайдеры и остальные  заемщики, по которым устанавливаются отдельные значения максимального размера риска на одного заемщика. 

Максимальный  размер риска на одного заемщика, включая  взаимосвязанных заемщиков, представляет собой отношение совокупной суммы  требований банка к заемщику, включая взаимосвязанных заемщиков, с учетом кредитного эквивалента, внебалансовых обязательств, выданных банком в отношении одного заемщика, включая взаимосвязанных заемщиков к собственному капиталу банка. 

Информация о работе Банковская система Республики Беларусь