Банковская система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в усовершенствовании надзорных функций Национального банка Республики Беларусь за деятельностью коммерческих банков в вопросах ликвидности и платежеспособности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

1. Раскрыть понятие ликвидности и платежеспособности коммерческих банков.

2. Охарактеризовать экономические нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков в Республике Беларусь.

3. Дать оценку теорий управления банковской ликвидностью.

4. Проанализировать развитие экономических принципов банковского менеджмента.

5. Наметить пути совершенствования методов контроля ликвидности и платежеспособности коммерческих банков.

6. Разработать предложения по повышению результативности надзора Национального банка в банковской деятельности.

Объектом исследования является банковская система Республики Беларусь. Методы исследования – анализ, синтез, аналогия, дедуктивный.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................... 3

1. Сущность платежеспособности и ликвидности........................... 8

1.1.Понятие ликвидности и платежеспособности коммерческих банков 8

1.2. Экономические нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков РБ 30

2. Инструменты контроля за рисками и ликвидностью банка....... 48

2.1.Теории управления банковской ликвидностью.......................... 48

2.2. Развитие экономических принципов управления деятельностью банков. Зарубежный опыт................................................................................................... 63

3. Управление ликвидностью и платежеспособностью коммерческих банков 73

3.1. Методы управления ликвидностью и платежеспособностью коммерческих банков 73

3.2. Надзор Национального банка в банковской деятельности....... 93

Заключение...................................................................................... 102

Список литературы......................................................................... 110

Приложения..................................................................................... 116

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 339.00 Кб (Скачать)

Теория  ожидаемого дохода содействовала тому, что многие банки положили в основу формирования портфеля инвестиций эффект ступенчатости: ценные бумаги так подбираются  по срокам погашения, чтобы поступления были регулярными и предсказуемыми. В этом случае портфель инвестиций по показателю регулярности платежей наличными приближается к портфелю креди­тов с регулярным погашением долга и процентов. 

Общие и индивидуальные лимиты по операциям (уровням операций) поддержания ликвидности банковской системы определяются в зависимости от максимального прогнозируемого уровня оттока средств в течение месяца (далее — максимальный отток средств), который, как правило, характерен для периода налоговых перечислений в бюджет. 

Порядок принятия решений по регулированию  ликвидности должен позволять банкам ориентироваться на относительную  стабильность в краткосрочной перспективе  лимитов по инструментам поддержания  ликвидности и ставок, соответствующих  уровню цен финансовых рынков, а также оперативность процедуры принятия решений о предоставлении рефинансиро­вания. 

Лимиты  по инструментам поддержания ликвидности  банковской системы первого уровня, а также общий лимит по инструментам второго уровня утверждаются постановлением Совета директоров Национального банка на основе предложений Комитета по операциям Национального банка не реже одно­го раза в квартал. 

Процентные  ставки по национальной валюте (за исключением  учетной ставки Национального банка) устанавливаются Комитетом по операциям Национального банка на основе оперативного анализа, представляемого Департаментом монетарного регулирования. Установленные процентные ставки вводятся в действие распоряжением заместителя Председателя Правления Национального банка, курирующего Департамент монетарного регулирования. 

Ставки  по иностранной валюте устанавливаются  Департаментом международных операций на основе оперативного анализа конъюнктуры  зарубежных финансовых рынков. 

Принятие  решений об удовлетворении поступающих  заявок банков на рефинансирование через  инструменты второго и третьего уровней осуществляется в рамках установленных лимитов и действующих  процентных ставок заместителем Председателя Правления Национального банка, курирующим Департамент монетарного регулирования, с учетом предложений Департамента монетарного регулирования, за исключением операций по покупке и продаже государственных ценных бумаг. котировку которых в ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" осуществляет Департамент ценных бумаг в рамках лимитов, утвержденных постановлением Совета директоров, и объемов операций, согласованных с Департаментом монетарного регулирования.  (91, с. 16) 

В соответствии с Основными направлениями в  рамках первого этапа формируются необходимые условия для перехода к политике "скользящей фиксации". 

Потребность банковской системы в дополнительной ликвидности в период вне "налоговой  недели" должна по возможности полностью  удовлетворяться за счет инструментов первого уровня. Это не исключает возможности банков получать рефинансирование но инструментам второго и третьего уровней. 

Индивидуальные  лимиты по инструментам первого уровня устанавливаются исходя из необходимости  покрытия до 50 % максимального оттока средств. Процентные ставки по кредиту "овернайт" и гарантированному выкупу ГЦБ устанавливаются ниже ставки рефинансирования, но выше уровня средней доходности межбанковского рынка, характерной для периодов его относительно стабильного функционирования. 

Общий лимит по инструментам второго уровня устанавливается исходя из необходимости суммарного покрытия до 80-100 % максимального оттока средств за счет инструментов поддержания ликвидности первого и второго уровней. Ставки по инструментам второго уровня устанавливаются выше ставки рефинансирования, и их реальное значение должно быть не менее 0,5% в месяц. 

В отдельных  случаях, при исчерпании лимитов  второго уровня, поддержание ликвидности  банков может быть осуществлено за счет механизмов третьего уровня. Процентные ставки по инструментам третьего уровня устанавливаются выше процентных ставок по операциям второго уровня. При этом их значения определяются в зависимости от ситуации на финансовом рынке и задач Национального банка. 

Начало  второго этапа характеризуется, в частности, выходом на единый курс белорусского рубля. Одной из основных целей Национального банка на этом этапе является поддержание курса белорусского рубля на стабильном и прогнозируемом уровне. 

Изменение системы регулирования будет  заключаться в переводе процесса регулирования ресурсной базы банков на преимущественное использование операций покупки-продажи иностранной валюты. Для этого предполагается сократить лимиты по операциям всех уровней. Потребность в ресурсной под­держке банков В промежутке между инструментами первого уровня (с ограниченным объемом и относительно невысокой стоимостью) и инструментами второго уровня (с повышенной стоимостью) будет удовлетворяться через операции покупки-продажи иностранной валюты Национальным банком у банков. Стоимость ресурсной поддержки посредством таких операций будет более приемлемой по сравнению с инструментами второго и третьего уровней как следствие планируемой управляемой девальвации курса белорусского рубля. 

Посредством этого будут созданы необходимые  предпосылки для восстановления доверия банков к операциям покупки-продажи иностранной валюты как инструментам регулирования собственной ресурсной базы. 

Кредитование  банков под залог ценных бумаг  и осуществление операций по покупке  государственных ценных бумаг на условиях РЕПО и "до погашения" сохранятся для ресурсной поддержки банков, в частности, после исчерпания возможностей поддержания их ликвидности посредством операций с использованием иностранной валюты в связи с ограничением, налагаемым лимитом открытой валютной позиции. 

Известны  три главных вида портфельных  рисков: 

-                      кредитный риск;  

-                      риск ликвидности; 

-                      риск  изменения процентных ставок. 

Кредитный риск – это  риск неплатежа по банковской ссуде или ценной бумаге. Он связан с качеством портфеля ссуд. Можно выделять три разновидности кредитного риска: риск злоупотреблений, риск по иностранным кредитам, риск неплатежа по внутренним займам. 

Злоупотребления – наиболее распространенная причина  безнадежной задолженности банкам в начале 80-х гг.; на нее приходилось свыше половины всех банковских банкротств в США. Речь идет о выдаче директорами и высшими служащими “дружеских” кредитов родственникам, друзьям, деловым партнерам без должного обеспечения и обследования финансового положения заемщика. 

Риск  иностранных кредитов обнаружился  с особой силой в 70-х гг. в связи  с массовыми задержками платежей но кредитам заемщиками из развивающихся  стран. Это явилось причиной банкротства  ряда крупных американских банков. Например, в 1974 году по этой причине обанкротился “Фрэнклин нэшнл бэнк” с активами в 3,7 млрд. долл. (22, с. 27) 

Неплатежи по внутренним займам связаны с трудностью учета всех факторов, влияющих на платежеспособность заемщика. Главное средство борьбы с неплатежами такого рода — диверсификация портфеля банковских ссуд, ведущая к рассредоточению риска…

Информация о работе Банковская система Республики Беларусь