Аудит товаров и их продаж

Автор: Ольга Захваткина, 03 Декабря 2010 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и проведение аудиторской проверки участка учета товаров и их реализация, овладение практическими навыками осуществления данной проверки на примере реального предприятия.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

◦рассмотреть теоретические аспекты аудита;
•рассмотреть и дать сравнительный анализ различных точек зрения зарубежных и отечественных авторов на вопросы теоретического и практического характера аудита;
•ознакомиться с организационной структурой исследуемого предприятия;
•ознакомиться с организацией бухгалтерского учета, внутреннего и внешнего контроля на исследуемом предприятии;
•проведение аудиторской проверки операций по учету товаров и их реализации, изученного предприятия по существу.

Работа содержит 1 файл

курсовая аудит.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

     Величина  неотъемлемого риска может быть выражена как 0<НОР≤1.

    В самом начале можно лишь приблизительно оценить уровень неотъемлемого риска. Оценивая неотъемлемый риск, аудитор должен учесть следующие факторы: характер бизнеса аудируемого лица; честность руководства аудируемой организации; мотивы поведения аудируемого лица; результаты предыдущего аудита; первоначальный и повторный аудит; взаимоотношения с дочерними и зависимыми фирмами; нетрадиционные операции; профессионализм учетного персонала; сальдо счетов и величина сумм по статьям отчетности; количество и состав операций клиента и т.д.

     Риск  контроля выражает субъективно определяемую аудитором вероятность того, что существующие у экономического субъекта средства систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля не позволят своевременно обнаруживать и исправлять нарушения. Иными словами, риск средств контроля – это степень доверия аудитора к внутреннему контролю организации.

     Величина  риска средств контроля может  быть выражена в соотношением 0<НОР≤1.

     Риск  необнаружения выражает меру готовности аудитора признать вероятность невыявления  в процессе проведения аудита ошибок, превосходящих допустимую величину.

     Риск необнаружения является показателем эффективности и качества работы аудитора и зависит от порядка проведения аудиторской проверки и от таких факторов как:

  • квалификация аудиторов
  • степень их предыдущего знакомства с деятельностью проверяемого экономического субъекта.

     Риск  необнаружения определяют по следующей  формуле:

     РНО = АРп / (НОР * РСК)

     Между Риском необнаружения существует и  комбинацией (НОР*РСК) существует обратная связь.

     Аудитор обязан принимать во внимание, что  между уровнем существенности и  степенью аудиторского риска также имеется обратная зависимость. Если по ходу выполнения аудиторской проверки аудитор принимает решение об использовании более низких значений уровня существенности, он обязан принять меры по снижению аудиторского риска, для чего ему следует уточнить значения риска средств контроля и риска необнаружения следующим образом:

  1. снизить, если это возможно, риск средств контроля, для чего необходимо предусмотреть выполнение в ходе проверки дополнительных процедур тестирования средств контроля;
  2. снизить, если это возможно, риск необнаружения.

     В случае, сели по ходу выполнения аудиторской  проверки аудитор принимает решение  об использовании более низких значений уровня существенности, он обязан принять меры по снижению аудиторского риска, для чего ему следует уточнить значение риска средств контроля и риска необнаружения.

     Результаты  оценки аудиторского риска должны быть отражены в общем плане аудита.

     Получив информацию о деятельности аудируемого  лица, аудитор выявляет события, операции и другие особенности, которые могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разборку общего плана и программы аудита. Ему необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемый объем,  порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита, являющейся  основой составления и одновременно развития общего плана аудита. В программе аудита определяется объем, приемы, аналитические процедуры проверки по существу и сроки их реализации.

     Аудитору  необходимо составить и документально  оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкция для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

     В программу могут быть также включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время , запланированное на различные области или процедуры аудита.

    Аудиторская программа является также средством  обслуживания рабочего места и средством повышения качества работы каждого члена аудиторской группы (бригады). Поэтому программу аудита следует рассматривать как производственное задание, а ее нарушение – как нарушение трудовой  и производственной дисциплины. 

    1. Методика  аудиторской проверки учета товаров  и их реализации
 
 

     Полнота, своевременность, достоверность отражения  товарных операций является одним из оценочных показателей, определяющих качество работы фирмы. Грамотное построение и управление процессом учета движения товаров имеет большое значение в успешной работе предприятия. Поэтому аудит операций по учету товаров и их реализации имеет важное значение.

     В целом, во всех методиках аудита операций по учету товаров и их реализации, предложенных авторами, принципиальных различий нет. Имеющиеся различия заключаются лишь в полном отсутствии какого-либо этапа анализа, либо в объединении в один этап нескольких. Поэтому, рассмотрим схожие методики В. Подольского, О.В. Ковалева, Р.А. Алборова, Ю.А Данилевского, А.Д. Шеремета.

     Данные  авторы выделяют следующие этапы  аудиторской проверки:

  1. Проверка правильности применения варианта оценки товаров согласно выбранной учетной политике.
  2. Проверка полноты оприходования товаров.
  3. Проверка фактического движения товаров на складах.

      На  первом этапе аудитор должен выяснить, как оцениваются на предприятии товары. Выбранный вариант оценки товаров должен быть зафиксирован в качестве элемента учетной политики предприятия, а в рабочем плане счетов установлены соответствующие счета для ее учета.

     Так, на втором этапе аудитор проверяет полноту оприходования приобретенных товаров на склад. Показатели фактического выхода и сдачи на склад товаров, учтенные по дебету счета 41, сравнивают с оборотами по кредиту счета 60.

     На  третьем этапе аудитор проверяет фактическое движение товаров по данным сводных отчетов и отчетов о движении материальных ценностей на складах. Одновременно выясняется организация складского учета товаров, правильность и своевременность оформления первичных документов и отражения их данных на счетах бухгалтерского учета.

     Исходя  из анализируемых выше методик, предлагается сформировать  блок-схему методики аудиторской проверки аудита учета товаров и их реализации (приложение 7)

     Поскольку в большинстве случаев методики аудиторской проверки учета товаров и их реализации идентичны (различны лишь формулировки этапов) формируем общую методику вышеуказанного участка аудита:

     1 этап - проверка внутреннего контроля  операции по учету товаров.  На данном этапе проводится оценка внутреннего контроля операций по учету товаров. На данном этапе проводится оценка системы внутреннего контроля операций по учету товаров и их реализации путем тестирования главного бухгалтера. Далее проводится инвентаризация товаров (при возможности участия в ней) или проверяется правильность ее проведения (при невозможности участия в ней) путем просмотра инвентаризационных описей за проверяемый период и их сверки с данными бухгалтерского баланса

     2 этап. Проверка операций по учету  товаров. На данном этапе проверяется правильность оценки товаров в соответствии с установленной оценкой в учетной политике предприятия (аудитор должен выяснить, как оценивается на предприятии товар, имея в виду, включаются ли расходы на продажу в стоимость приобретения либо они включаются в продажную стоимость товара), а также проверить правильность корреспонденции счетов, ведение аналитического и синтетического учета (по журналу хозяйственных операций)

    3. Проверка движения товаров на  складах. На этом этапе аудиторской проверки учета товаров и их реализации аудитор проверяет правильность операций по движению товаров на складах и документацию на реализацию и отпуск товаров.

    Итоговым  этапом любой методики аудита, конечно, являются обобщение результатов аудита, анализ ошибок, выявленных в ходе аудита, поскольку ошибки, обнаруженные в процессе аудита, могут оказывать влияние и на правильность бухгалтерского и налогового учета готовой продукции, и на правильность определения финансовых результатов, и на правильность исчисления и уплаты налога на прибыль. Как следствие, все это влияет на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.

     На основе предложенной методики формируем программу аудита учета товаров (приложение 8) и их реализации, которая поможет в дальнейшем последовательно изучить различные участки операций по учету товаров, избегая повторов и пропусков, целенаправленно осуществлять сбор необходимых доказательств и их документирование.

      Таким образом, было осуществлено планирование аудиторской проверки операций по учету  товаров  их реализации. 
 
 
 
 
 

    1. Типичные  ошибки при проведении аудита учета

    товаров и их реализации 
     

     В практике аудиторских проверок при  ведении учета по данному участку, выявляются типичные ошибки предприятия. Часто среди них встречаются  те, которые приводят  к занижению  объема реализации товаров, а именно4:

  1. Несоответствие оценки товаров методу оценки, установленному учетной политикой организации;
  2. Несвоевременное и неполное отражение в учете отгруженной и реализованной продукции.
  3. Отсутствие налаженного аналитического учета товаров по местам хранения и отдельным видам.
  4. Ошибки в проведении и отражении результатов инвентаризации товаров.
  5. Неправильное отражение в учете морально устаревших, испорченных при хранении товаров.
  6. Несоблюдение установленного учетной политикой метода признания выручки для целей налогообложения;

     Рассмотрим  наиболее распространенные из них.

  1. При формировании учетной политики организациям предоставлено право выбора применять для учета товаров5:
    1. по цене приобретения;
    1. по покупным ценам;
    2. по продажным ценам.

     Как и по другим участкам бухгалтерского учета выбор оптимального варианта зависит от особенностей организации, специфики ее хозяйственной деятельности, целей экономической политики на сравнительно продолжительный период времени. Ни один из возможных варрантов не является идеальным для всех условий, каждый имеет свои плюсы и минусы и должен применяться после тщательного анализа возможных последствий и влияния на основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации и величину уплачиваемых ею налогов.

     При оценке товаров по цене приобретения, расходы на доставку товаров отражаются в составе расходов на продажу товаров. Такой вариант учета является традиционным для организации оптовой торговли, а также используется в неторговых организациях.

     Оценка  товаров по покупным ценам предполагает включение не только цены поставщика, предусмотренной в договоре, но и всех дополнительных затрат, связанных с приобретением (расходов на доставку, таможенных пошлин и других издержек). Они уменьшают налогооблагаемую прибыль и при прочих равных условиях балансовую стоимость остатка непроданных товаров. При выборе организацией варианта оценки товаров необходимо исходить из существующих в настоящее время особенностей налогообложения имущества и прибыли. Этот вариант учета может применяться в торговых организациях.

     Вариант оценки товаров по продажным ценам, включаемым в покупную цену, предполагает корректировку на сумму торговой наценки и является наиболее распространенным в организациях розничной торговли. Данный метод также позволяет легко определить сумму реализованных товаров. Она будет полностью соответствовать сумме выручки, поступившей в кассу и зафиксированной счетчиками контрольно-кассовых машин при печатании чеков. Так же  несложно определить учетный остаток товаров на любой момент времени, что немаловажно для организации контроля за их сохранностью.

     Таким образом, организация может прописать  в учетной политике один способ оценки товара, например, по стоимости приобретения, а применять другой - по продажным  ценам.

Информация о работе Аудит товаров и их продаж